kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Активизация речемыслительной деятельности на уроке немецкого языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация речемыслительной деятельности на уроках немецкого языка

Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать формированию мышления учащихся. Наша обязанность – развивать их способность не только к репродуктивному, но и к творческому мышлению, пробуждать в них радость познания.

Исходя из этого, становится ясно, что активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения является одной из важнейших на сегодня как дидактических, так и общественных проблем. Данная проблема не нова, но достаточно актуальна.

Для решения я постановила перед собой следующую цель: выявить и развивать способности каждого ученика, сформировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями средней школы, способную адаптироваться в условиях новой жизни.

Исходя из поставленной цели, были сформированы следующие задачи:

  • считать одним из приоритетных направлений деятельности – включение в традиционную систему обучения элементов нестандартной методики;
  • конкретизировать содержание обучения с учетом возможностей и запросов учащихся, корректировать учебные программы с учетом дифференцированного обучения;
  • определить оптимальные формы и методы преподавания для подготовки к самостоятельной деятельности учащихся организации учебного процесса;
  • разработать адекватную методику преподавания в классах со средним уровнем обученности;
  • создать благоприятный психологический микроклимат вокруг учащихся.

Основу моей деятельности составляют следующие принципы:

1.     Принцип гуманизации дифференциации обучения. Это предполагает наиболее полную реализацию способностей учащихся при адекватной дифференциации форм, методов и средств учебного процесса.

2.     Принцип добровольности. Он реализуется учителем в выборе программ и методик обучения.

3.     Приоритет понимания, мыслительной деятельности над заучиванием и действиями по аналогии.

4.     Принцип компетентности учителя. Он предполагает готовность учителя к теоретическому и практическому совершенствованию с учетом запросов ученика и общества.

Пробудить у ребенка интерес к изучению иностранного языка, сделать процесс обучения посильным и радостным – нелегкая задача для каждого учителя. Чтобы этого добиться, недостаточно самому хорошо знать учебный предмет, необходимо также владеть педагогическим мастерством, уметь активизировать желание детей думать и действовать самостоятельно, сделать процесс познания увлекательным.

Двадцать пять лет работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК методическим системам, но творческим подходом к их реализации, позволяющим на деле сформировать у обучаемых потребность учиться, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельно в решении поставленных задач.

Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научит учащихся творчески мыслить лишь тот, кто сам творчески подходить к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передается детям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Активизация речемыслительной деятельности на уроке немецкого языка" »















Заседание МО

учителей иностранных языков:

«Активизация речемыслительной деятельности

на уроках немецкого языка»











В.Л. Хабарова

учитель немецкого языка

МОУ СОШ № 14 с. Орловки











Активизация речемыслительной деятельности на уроках немецкого языка

Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать формированию мышления учащихся. Наша обязанность – развивать их способность не только к репродуктивному, но и к творческому мышлению, пробуждать в них радость познания.

Исходя из этого, становится ясно, что активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения является одной из важнейших на сегодня как дидактических, так и общественных проблем. Данная проблема не нова, но достаточно актуальна.

Для решения я постановила перед собой следующую цель: выявить и развивать способности каждого ученика, сформировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями средней школы, способную адаптироваться в условиях новой жизни.

Исходя из поставленной цели, были сформированы следующие задачи:

  • считать одним из приоритетных направлений деятельности – включение в традиционную систему обучения элементов нестандартной методики;

  • конкретизировать содержание обучения с учетом возможностей и запросов учащихся, корректировать учебные программы с учетом дифференцированного обучения;

  • определить оптимальные формы и методы преподавания для подготовки к самостоятельной деятельности учащихся организации учебного процесса;

  • разработать адекватную методику преподавания в классах со средним уровнем обученности;

  • создать благоприятный психологический микроклимат вокруг учащихся.

Основу моей деятельности составляют следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации дифференциации обучения. Это предполагает наиболее полную реализацию способностей учащихся при адекватной дифференциации форм, методов и средств учебного процесса.

  2. Принцип добровольности. Он реализуется учителем в выборе программ и методик обучения.

  3. Приоритет понимания, мыслительной деятельности над заучиванием и действиями по аналогии.

  4. Принцип компетентности учителя. Он предполагает готовность учителя к теоретическому и практическому совершенствованию с учетом запросов ученика и общества.

Пробудить у ребенка интерес к изучению иностранного языка, сделать процесс обучения посильным и радостным – нелегкая задача для каждого учителя. Чтобы этого добиться, недостаточно самому хорошо знать учебный предмет, необходимо также владеть педагогическим мастерством, уметь активизировать желание детей думать и действовать самостоятельно, сделать процесс познания увлекательным.

Двадцать пять лет работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК методическим системам, но творческим подходом к их реализации, позволяющим на деле сформировать у обучаемых потребность учиться, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельно в решении поставленных задач.

Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научит учащихся творчески мыслить лишь тот, кто сам творчески подходить к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передается детям.

Совокупность форм, методов и средств обучения и воспитания, а также организационная структура при активизации речемыслительной деятельности учащихся обуславливает следующие шаги моей деятельности:

Первый шаг – изучение новинок передового педагогического опыта и современных технологий, основательное продумывание каждого урока. Считаю необходимым основательно продумывать каждый урок, чтобы провести его как единое, с четкими установками, направленными на развитие мыслительной и речевой активности учащихся, с обоснованными переходами от этапа к этапу.

Мой девиз: “Пусть урок будет не только полезным, но и интересным!”

Планируя урок, продумываю его основательно, максимально воздействующее на учащихся и обеспечивающее использование языка как средства общения. Комбинирую материал разных уроков в один новый, связывая его с жизненными ситуациями, предусматриваю индивидуальные задания различного характера. Особое внимание уделяю организации самостоятельной работы учащихся (парами, тройками, группами, коллективно, индивидуально), обеспечивая при этом максимальную занятость каждого.

Второй шаг – создание адаптивной модели применительно к учащимся 5-11 классов.

Критерии - учебные возможности учащихся.

Средства - нормы, задаваемые на:

5-6-7 классы


ЗНАНИЯ

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

А.

Активизация лексических единиц по изучаемым темам, акцентируя внимание на использование схем по составлению грамматически правильных предложений (высказываний).

Расширение умения за счет знаний, а именно умение устанавливать ассоциативные связи, использовать аналогию и перенос, делать выводы и обобщения. Ведущее место занимает диалогическая речь.

Отработка деятельности использования умений в нестандартных ситуациях.

Самостоятельная деятельность.

Б.

Выполнение требований учебных программ.

8-9 классы


ЗНАНИЯ

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

А.

Углубленное изучение грамматики на материале текстов страноведческого характера.

Расширение умения за счет знаний, требующих логического мышления, создания системы ориентиров, необходимых и достаточных для осуществления деятельности чтения.

Отработка деятельности использования умений в нестандартных ситуациях.

Самостоятельная учебная деятельность.

Б.

Выполнение требований учебных программ.

10-11 классы


ЗНАНИЯ

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

А.

Более широкое ознакомление с современным миром с использованием дополнительной литературы.

Расширение умений за счет знаний, требующих многовариантного решения.

Обработка деятельности использования умений в нестандартных ситуациях.

Б.

Выполнение требований учебных программ.

Третий шаг – дифференциация методик (А и Б), средств обучения на основе выполнения разных уровней учебных требований.

А. Самостоятельная работа с учебником, дополнительной литературой. Уроки – консультации, уроки-телемосты, уроки-конференции, уроки-путешествия и т.п.

Б. В соответствии с программными требованиями. Занимательные элементы применения средств эмоциональной разрядки. Использование мер дифференцированного группового подхода к слабоуспевающим учащимся.

Одним из верных средств, как показала практика, являются нестандартные формы и приемы работы. Они наиболее действенные, т.к. при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал и, главное, умеют им практически пользоваться.

Как же “нестандартность” урока и отдельных его этапов выглядит на деле?

Каждый момент процесса обучения нуждается в выборе таких форм, приемов и методов, которые подходят к данной теме, к данному классу и, наконец, к данному учителю. Так как время учителя и учеников ограничено, необходимо определить приемы интенсификации, обеспечивающие более напряженный и производительный труд в единицу времени.

Одной из эффективных форм активации речемыслительной деятельности учащихся является групповая форма работы, позволяющая значительно увеличить их языковую практику, развивать их творческую инициативу. Материалом для групповой работы служат упражнения и тексты учебника, представленные учащимися в форме возможного общения. Обязательное условие - краткое ознакомление слушателей с ситуацией. Это делает консультант.

Практика оправдала создание самостоятельных наглядных пособий, т.к. они включают в себя опоры для говорения и, в конечном итоге, стали своеобразной программой для говорения. Это пособие эффективно, надежно, удобно. Из самостоятельных наглядных пособий заслуживают внимания символы темы в форме ярких, образных, ориентирующих на основное содержание темы рисунков, плакатов, аппликаций, знаков. Оживляет урок и побуждает каждого к активной речемыслительной деятельности игра “Угадай-ка!”, карточки для которой находятся в красочных пакетах. В старших классах игра несколько видоизменилась, стала называться “Что? Где? Когда?!” Считаю результативными условиями, приемы и формы работы, которые обеспечивают желание учащихся выполнить каждое задание. Зачастую это ролевая игра, в которой участвуют все, т.к. она интересна каждому сюжетом и темой.

Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми, важно понять каждого, уметь увидеть их глаза, не терять ход их мыслей, “шагать” вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком, учить школьников учиться, включать каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу.

Вместе с детьми я радуюсь и удивляюсь новому, наблюдаю, воспитанию осмысливаю, анализирую, оцениваю, делаю выводы, подвожу итоги. На уроке мы – единое целое, заинтересованы и работоспособны, целенаправленно идем к решению поставленных задач. Пути решения их у нас зачастую нестандартны. Нестандартность бывает “чисто нашей”, т.е. найденной мною и детьми, иногда же мы применяем приемы, рекомендуемые авторами УМК, но вносим в них “изюминку”, что-то добавляем, например, установку на выполнение заданий.

Основным материалом, подлежащим усвоению, является материал учебника, но работа с ним организуется так, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются часто в форме игры, в том числе ролевой, группами, индивидуально, коллективно.

Каждому из нас свойственная неистребимая тяга к новому. Применять один и тот же прием длительное время невозможно, т.к. от него устают и дети, и учитель. А новая установка как заряд на работу позволяет активизировать каждого. Можно дать задание: прочитать текст, а можно сформулировать его иначе: чтение на конкурс, чтение как подарок классу.

Ощутимую помощь учащимся оказывают нестандартные установки, приемы и формы работы с грамматическими упражнениями. Так научить учеников употреблять глаголы, выражающие предметную направленность, авторы УМК предлагают в течение нескольких уроков, я же веду ее на одном уроке “ромашкой”, “дарю” ее детям. Мы “перелетаем” с лепестка на лепесток, с глагола на глагол, применяя различные игровые приемы. Один из них “У меня в кармане гвоздь!”. Взяв за основу любое детьми стихотворение, разбиваю учеников на группы, определяю консультанта в каждой, предлагаю им интересный и удобный вариант тренировки в употреблении глаголов.

Иногда класс превращается в улицу, на которой каждый ученик встречает массу знакомых, завязываются короткие беседы.

На уроке дети не скованны. Учу их пользоваться жестами, мимикой, двигаться по кабинету. Так тренировку в спряжении глаголов и склонении притягательных местоимений превращаю в упражнения-действия. Подкрепляю произносимое показом, жестами, добиваюсь тем самым осмысления явления в целом, его скороспешного усвоения, умения практического применения. Нестандартные установки, приемы и формы работы использую на всех этих этапах.

Например, в VI классе учеников следует ознакомить со степенями сравнения имен прилагательных. Легко и быстро усваивают они массу прилагательных в положительной, сравнительной и превосходной степенях, если мы “отправляемся” в путешествие в незнакомую страну, где видим один город большой, другой больше, третий – самый большой, улицы в нем – одна широкая, другая шире, третья – самая широкая. В таком предъявлении запоминают прилагательные, подлежащие усвоению. Об этой же поездке они слушают рассказ на немецком языке. При этом их задача – наблюдать, определить суффиксы, сформулировать правило. Далее, как всегда, следуют интересные упражнения. Например: Остановитесь. Оглянитесь вокруг себя. Ищите! Сравнивайте!

Нестандартные приемы оживляют урок, помогают ученика быстро и осмысленно усваивать лексический и сложный грамматический материал. Эмоциональный настрой, необычность, таинственность и сказочность приобщают к работе каждого.

Впереди – тренировка в употреблении этих имен существительных. Один из ее вариантов – игра “Угадай-ка!”. Яркий пакет с карточками, рисунками, записями. Угадай-ка, кто лежит в пакете? (Именительный падеж). Угадай-ка, чей хвост, уши, голову я нарисовала? (Родительный падеж). Угадай-ка, кому мужчина дает корм? (Дательный падеж). Угадай-ка, кого рисует Тиль Уленшпигель? (Винительный падеж). Угадать хочется каждому, активны все. А ведь изучается сложная грамматическая тема – слабое склонение имен существительных. Быстро с пониманием всех оттенков значений усваиваются модальные глаголы, если на урок “приходят” хорошо известные детям своим характером и поведением герои мультфильмов: старуха Шапокляк, Чебурашка, Мистер Фикс и другие.

Очень результативны опережающие задания, с помощью которых классу предъявляется новый материал в форме “подарка” или “сюрприза”, но, конечно, с соответствующей установкой. Например: Постарайтесь понять разговор матери и сына, определить грамматическую форму, в которой вела беседу мама, обратите внимание на второе и последнее места в реплике сына. Данную установку получили учащиеся, еще не зная о том, что они будут знакомиться с грамматической временной формой Futurum. Позднее они с моей помощью сделают очень точные выводы об образовании данной формы.

Было бы неправильно думать, что нестандартные установки, приемы и формы работы носят только развлекательный характер. Игра по-своему серьезна, т.к. она является средством достижения цели, содержит то новое, что подлежит усвоению или тренировке в употреблении, в ходе игры или по ее завершении можно провести анализ, сделать обобщения, выводы, организовать практическое применение изучаемого материала.

Итак, стремясь активизировать мыслительную, речевую деятельность каждого, воспитать думающую и творчески действующую личность, использую приемы и формы работы, позволяющие достичь этого.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Активизация речемыслительной деятельности на уроке немецкого языка"

Автор: Хабарова Вера Львовна

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока по немецкому языку 2 класс "Сказочные персонажи" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-po-niemietskomu-iazyku-2-klass-skazochnyie-piersonazhi"
    ["file_id"] => string(6) "196579"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428071822"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по теме "Киноискусство" в 11 классе по немецкому языку "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kinoiskusstvo-v-11-klassie-po-niemietskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "173541"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424006291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства