Как и большинство российских школ, наша школа испытывает трудности при обучении ИЯ. Не имея возможности использовать полученные знания вне класса, учащиеся теряют интерес к его изучению. Современные мультимедийные технологии пока для них остаются также недоступными из-за слабой материальной базы. Поэтому в процессе обучения необходимо применять новые различные технологии. Наиболее часто использованной технологией на уроках является метод проектов. Метод проектов направлен на то,чтобы развивать активное самостоятельное мышление ученика и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Надо помнить, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т. п.умение работать с разнообразным справочным материалом. Кроме того повышается профессиональная компетенция учителя. Трудности при работе над роектом неизбежны. Малая накопляемость детей в классе. Не всегда дети готовы обсуждать организационные вопросы на немецком языке, часто присутствуют речевые ошибки, мало дополнительной литературы на немецком язык, брать информацию из других источников, а потом переводить её на немецкий язык. Поэтому роль учителя в этой работе велика. Проектная деятельность учеников помогает им владеть лексическим материалом и к тому же развивает их умственный кругозор. Мы начинаем заниматься проектной деятельностью со 2 класса. Постепенно наши проекты становятся сложнее, интереснее и разнообразнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка
Из опыта работы учителя немецкого языка МБОУ Глубочанской СОШ № 8 Клименко А. В.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связан он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником И. Х. Килпатриком.
Что такое метод проектов?
«Метод проектов
предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему
в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути ».
Полат Е.С.
Актуальность:
В настоящее время в центре внимания педагогов находится деятельность учащихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Мы должны научить учащихся самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно. Проектная технология позволяет это сделать достаточно успешно.
Цели проектного обучения
Способствовать повышению личной уверенности учащихся, их самореализации и рефлексии.
Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества.
Развивать исследовательские умения.
Классификация проектов
Критерии
Виды проектов
По содержанию
Монопредметные.
Межпредметные.
Надпредметные.
По методу, доминирующему в проекте.
Творческие.
Исследовательские.
Игровые.
Информационные.
Практико-ориентированные.
По характеру координирования.
1. Проекты с явной координацией.
2. Проекты со скрытой координацией.
Классификация проектов
По включённости проектов в учебные планы.
Текущие.
Итоговые.
По характеру контактов.
Внутренние.
Международные.
По продолжительности выполнения.
Мини-проекты.
Средней продолжительности.
Долгосрочные.
По количеству участников.
Коллективные.
Индивидуальные.
Групповые.
Этапы работы над проектами:
I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).
II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации, анализ возможных трудностей).
III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).
В своей работе я использую в основном информационные, поисковые и игровые проекты. Проектная методика требует тщательной длительной подготовки, поэтому использую её в основном при обобщении изученной темы.Учебники немецкого языка И.Л.Бим нацеливают на использование проектной методики при обучении немецкому языку, начиная с младшей ступени обучения.С введением изучения немецкого языка в начальной школе я начала использовать метод проектов со 2 класса.
Долгосрочный проект во 2 классе:«Книга о себе» Задача: приобщать учащихся к систематизации знаний, умению обобщать, делать выводы, развивать их личную мотивацию Учащиеся 2 класса с удовольствием рассказывают о себе и изображают свои портреты.
А это они рассказывают о своей семье
Самое любимое время года для учащихся 3 класса – весна.
Учащиеся 4 класса подготовили проект «Животные», работа над которым проводилась на этапе применения изученного материала в течение нескольких уроков.
В 5 классе на завершающем этапе изучения циклов уроков по теме «Город» обучающиеся выполняют индивидуально или в парах в группах ряд минипроектов: «Старый немецкий город», «Люди, которые живут в городе», «Улицы города», продуктами которых являются стенгазеты, фотоальбомы, поделки.
Самым удачным проектом был проект по теме «Старый немецкий город». Работа над этим проектом проводилась на этапе применения изученного материала в течение нескольких уроков.
В 6 классе дети продолжают заполнять «Книгу о себе» Они описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «на рынке». Защищают проект расписания уроков, школу будущего, свой распорядок дня.
Рассказы о животных, песни, стихи, загадки
Вставка рисунка
В 7 классе учащиеся защищают проекты по темам: «Летние каникулы», «Моя Родина», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Защита окружающей среды», «В здоровом теле- здоровый дух». Наиболее интересна прошла защита проекта по теме «В деревне есть много нового и интересного».
Учащиеся 8 класса предоставили проект о том, как они провели летние каникулы.
В 8 классе при работе над темами “Das Schulsystem”, “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor”, Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” ученики представляют свои проекты в различных формах на немецком языке.
Ученица 8 класса Абраменко Оля пригласила своих одноклассников в Германию и рассказала о том, какие места там можно посетить.
Проектная работа “Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” является заключительной в 8 классе.
В 9 классе ученики представляют свои проекты по темам “Zukunftsplane”, “Ferien und Bucher”.
Проектные работы учащихся 10 класса индивидуальны и разнообразны. Это экскурсии по родному городу и по городам Германии, доклады и рефераты о творчестве великих людей Германии, переписка с друзьями, поездки, путешествия ,коллажи.
Работая над проектом«Die erste Liebe»в 10 классе учащиеся написали любовные письма своим друзьям и обсудили проблему любви в своём возрасте.
Наши творческие работы:
Выводы:
Использование метода проектов способствует реализации ряда важных задач: занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений, навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация при изучении иностранного языка; учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию.
Систематическое использование метода проектов при обучении иностранному языку способствует увеличению скорости чтения, улучшению качества перевода; совершенствуется работа со словарем и др. источниками, устная и письменная речь; расширяется кругозор; развиваются коммуникативные навыки, умение вести беседу на языке; развивается интерес к языку, творческое мышление и самостоятельность.
Литература:
1. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка – И. Я в школе. 2000г. № 2,3.
2. Бим И. Л.и др. Учебники немецкого языка для учащихся 2 –9 классов – М. Просвещение, 2012г.
3. Борисова Е. М. Проект на уроках немецкого языка // И. Я. в школе. – 1998. – № 2.