Место данного урока – в конце устного вводного курса в 5 кл., по учебнику «Немецкий язык» (Die ersten Schritte) под редакцией Инессы Львовны Бим в главе «Повторение». Перед переходом к основному курсу очень важно подвести итог изученному. В своей работе от контроля в обычном виде я отказалась. Мне хочется, чтобы учащиеся выполняли задания не для того, чтобы получить оценку, а для успешного участия в общении на немецком языке. В данном случае я выбрала форму урока – игру КВН.Д.Б.Эльконин наделяет игру четырьмя функциями: средство развития мотивационной сферы, средство познания, средство развития произвольного поведения. Эта характеристика, я думаю, подходит и для характеристики моего урока.
Учитывая возрастную категорию детей (5 класс), индивидуальные особенности некоторых учащихся, объем материала на стр. 90– 93, сделать упражнения, как предложено в данном учебнике, по-моему мнению, было бы довольно утомительно.
Во время игры перед учащимися ставились определенные учебные задачи, но не в явном виде, а замаскировано. Дети, играя, освободились от ошибкобоязни, был создан благоприятный климат общения, каждый учащийся – субъект учебной деятельности. Каждый ребенок находился в центре внимания коллектива, и это уже влияет на его статус среди одноклассников.
В ходе урока использовались различные формы работы: индивидуальная, фронтальная парная, групповая, акцентировалось внимания на развитие всех видов речевой деятельности: чтение, перевод, говорение (монологическая и диалогическая речь), аудирование. Достижение цели урока стало возможным, т.к. были созданы мотивы и условия, в которых учащиеся смогли прявить познавательную активность и желание реально использовать приобретенные знания для формирования речевых навыков и умений
Die 5. Klasse (Vorkurs)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Начало урока. Звучит песня “Laurentia” | В песне перечисляются дни недели. Учитель просит учащихся напомнить их еще раз и назвать сегодняшний день недели, ответить на вопрос “Wie ist das Wetter heute?” | Учащиеся называют дни недели и день, о котором спрашивает учитель. Heute ist … Das Wetter heute ist … . |
II. Визитная карточка. (Контроль подготовленного монологического высказывания). | 1. Учитель представляет команды. 2.Учитель предлагает каждому представиться, тем самым представить свою команду. | Каждый учащийся рассказывает о себе. Mein Name ist … (Ich heiße …). Ich bin 11 Ihre alt. Ich lerne in der Klasse 5 … (Ich bin Schüler der Klasse 5 …). Mein Hobby ist … Ich kann gut tanzen, schön malen. |
III. «Рыбалка». (Повторение лексического материала) | 1.В хорошую погоду можно порыбачить. 2. Учитель приглашает учащихся на «рыбалку» (коробка – «пруд» с рыбками, на которых написаны слова, удочка с магнитом, на рыбках скрепки) | Дети рыбачат. Сколько назвал слов на немецком языке, таков и улов. |
IV.Пантомима. (Употребление глаголов в речи). | Учитель предлагает учащимся показать и рассказать, кто что охотно делает. | Учащийся одной команды показывает в пантомиме, чем он занимается (на каждый глагол есть свое движение), учащийся другой команды угадывает действие и на немецком языке говорит о себе, что он тоже охотно это делает. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
V. Игра “Start – Ziel” (Контроль личных окончаний глаголов). | Учащимся предстоит рассказать о своих действиях в ходе игры. Учитель объясняет правила игры. Нужно бросить кубик, на сторонах которого написаны личные местоимения (ich, du, er u.a.) и с выпавшим местоимением назвать глагол с соответствующим окончанием. Глаголы расположены по туловищу нарисованной змеи. Кто называет правильно, продвигается на следующее поле. (Экземпляр прилагается, см. Приложение 1) Побеждает та команда, которая финиширует быстрее. | Учащиеся следуют правилам игры и называют местоимения + глагол с соответствующим окончанием. |
VI. «Живая картинка» (обучение диалогической речи) | Учитель называет страницы (например, 61, 75, 83) и предлагает на основе слов, которые только что повторили, инсценировать ситуации к картинкам на данных страницах. | Учащиеся считалочками разыгрывают номера страниц и представляют диалоги. |
VII. Газета (Развитие языковой догадки). | 1.Требуется знание немецкого языка для того, чтобы оформить газету. 2. Учитель приглашает репортеров поработать над выпуском газеты. (Экземпляр прилагается, см. Приложение 2) | Каждый учащийся получает фишки, на которых написаны слова. Он должен найти картинку к своей подписи и закрепить фишку. (У каждой команды своя газета). |
VIII. Конкурс корректоров и переводчиков. (Контроль техники чтения и перевода). | Учитель рассказывает, что прежде, чем выпускать газету, ее проверяют на грамотность. Этим занимаются корректоры. А поскольку газета на немецком языке, то требуются переводчики. | Учащиеся – корректоры зачитывают предложения, переводчики делают перевод. |
IX. Школьный портфель. (Употребление лексики в речи учащихся). | У Петера (по информации из газеты) в школьном портфеле лежат тетради, книги, ручка. А что лежит в портфелях наших капитанов? | Капитаны команд перечисляют на немецком языке свои учебные принадлежности. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
X. Конкурс художников. (Аудирование). | 1. А что же в портфеле у других немецких школьников, например, у Габи? Нарисуйте предметы, которые находятся в портфеле у Габи. 2. Учитель зачитывает рассказ: Hier ist Gabis Schultasche. Das sind 2 Kugelschreiber und 3 Bleistifte. Die Kugelschreiber sind grün und braun. Die Bleistifte sind rot, blau, gelb. Hier sind auch 3 Hefte. Sie sind dünn. Besonders schön ist der Notizblock. Er ist klein. | Учащиеся в соответствии с услышанным делают в тетради зарисовки. |
XI. Итог урока. | Учитель предлагает учащимся подвести итог: Чему научились на этом занятии? Что понравилось больше всего? Кому что удалось лучше? Учитель по ходу урока фиксировал работу каждого учащегося на каждом этапе и этим определяет оценки учеников. Учитель делает вывод и объявляет командам результаты. | Учащиеся выражают свое мнение. |