|    I. Организационный момент   Повторение правил поведения учащихся на уроке.  II. Повторение.     - На какие две группы делятся звуки русского языка?     (Гласные и согласные)   - Как распознать гласные и согласные звуки?   -Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?     - Какие гласные и согласные звуки и буквы мы изучили?     б) Чтение по слоговой таблице    I II. Работа над новым материалом.    Загадка: Я весь день ловлю жучков     Уплетаю червячков     В тёплый край не улетаю     Здесь под крышей обитаю     Чик-чирик! Не робей!     Я бывалый…. (воробей)    - Какой звук мы слышим на конце слова?  - Можно ли пропеть этот звук? ( Нет. Значит этот звук согласный)  - Твёрдый или мягкий? ( мягкий) Каким цветом обозначим?  IV. Упражнение в выделении звука [й]   Сказка про Й.   Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве-Я — тонкий, короткий, букве У —трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку.   Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки,— размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. — Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».   Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?   — Знаешь что? — говорят ему.— Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.   Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало.   — А мне,— говорит,— эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.   — Как же ты будешь жить без звука? — недоумевали гласные.   — А что, разве нельзя?   — Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется.   Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:   — Я согласный!   — Какой тебе звук? — спрашивают у него согласные.   Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять — голова будет болеть от звона, шипящий взять — будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать.   Так «И краткое» решило и сказало:  — Все эти звуки мне ни к чему. Я не согласный.   Ну, не согласный, так не согласный, решили согласные, насильно  быть согласным не заставишь.   — До свидания,—говорят,—ищи себе работу по нраву.     Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, и не согласный, нет у него определенной профессии.  С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно — этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у полугласного.  V . Фонетическая зарядка  - Как вскрикивают от испуга? (Ой!)  VI. На что похожа буква й     Летает над калиткой птица,  Но на калитку не садится. (Е. Тарлапан)    Н надела поясок, И надела поясок.        Буква Н надела ровно, Буква И — наискосок.      Ты ей шапку подари — Станет краткой Буква И. (А. Шибаев)  V I. Работа по учебнику стр.90-91   VIII. Печатание в тетради.     а) кто где живёт? Стр.90   Нора - норы   Гнездо - гнёзда  IX. Чтение учащимися в учебнике стр.93   -Почему букву й поместили в прямоугольник зелёного цвета?    ( Буква может обозначает только мягкий согласный звук )   - Назвать слова по рисункам, в которых спрятался звук [й]  б) Чтение слов  в) Чтение текста стр.93  X. Физминутка   Муравей нашел былинку,   Много было с ней хлопот.   Как бревно взвалив на спинку,   Он домой ее несет...   Он сгибается под ношей,   Он ползет уже с трудом.   Но зато какой хороший   Муравьи возводят дом!  (3. Александрова)  XI. Работа в прописи №3 стр.4-5      XII. Закрепление.   И змените каждое слово так, чтобы в нем было й.  Строитель (стройка); лить (лейка); заяц (зайка); читатель (читайте); зима (зимой).  XIII. Итог.  Резервный материал:   Йог на гвозди лег, Позабыв, что он йог.    Йог, помажься йодом, Снова станешь йогом! (В. Лунин)    Что вы знаете о йогах?   «Что вы знаете о йогах?» — так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька — йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.   На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.   — Надо попробовать!—решил Мыша.—Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»   Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:   — Ой-е-е-е-ей!!!  Прибежал- домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать, А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет». (Г. Юдин)   |