I. Организационный момент Повторение правил поведения учащихся на уроке. II. Повторение. - На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные) - Как распознать гласные и согласные звуки? -Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова? - Какие гласные и согласные звуки и буквы мы изучили? б) Чтение по слоговой таблице III. Работа над новым материалом. Загадка: Я весь день ловлю жучков Уплетаю червячков В тёплый край не улетаю Здесь под крышей обитаю Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…. (воробей) - Какой звук мы слышим на конце слова? - Можно ли пропеть этот звук? ( Нет. Значит этот звук согласный) - Твёрдый или мягкий? ( мягкий) Каким цветом обозначим? IV. Упражнение в выделении звука [й] Сказка про Й. Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве-Я — тонкий, короткий, букве У —трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки,— размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. — Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее». Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать? — Знаешь что? — говорят ему.— Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит. Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало. — А мне,— говорит,— эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит. — Как же ты будешь жить без звука? — недоумевали гласные. — А что, разве нельзя? — Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит: — Я согласный! — Какой тебе звук? — спрашивают у него согласные. Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять — голова будет болеть от звона, шипящий взять — будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало: — Все эти звуки мне ни к чему. Я не согласный. Ну, не согласный, так не согласный, решили согласные, насильно быть согласным не заставишь. — До свидания,—говорят,—ищи себе работу по нраву. Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, и не согласный, нет у него определенной профессии. С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно — этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у полугласного. V. Фонетическая зарядка - Как вскрикивают от испуга? (Ой!) VI. На что похожа буква й Летает над калиткой птица, Но на калитку не садится. (Е. Тарлапан) Н надела поясок, И надела поясок. Буква Н надела ровно, Буква И — наискосок. Ты ей шапку подари — Станет краткой Буква И. (А. Шибаев) VI. Работа по учебнику стр.90-91 VIII. Печатание в тетради. а) кто где живёт? Стр.90 Нора - норы Гнездо - гнёзда IX. Чтение учащимися в учебнике стр.93 -Почему букву й поместили в прямоугольник зелёного цвета? ( Буква может обозначает только мягкий согласный звук ) - Назвать слова по рисункам, в которых спрятался звук [й] б) Чтение слов в) Чтение текста стр.93 X. Физминутка Муравей нашел былинку, Много было с ней хлопот. Как бревно взвалив на спинку, Он домой ее несет... Он сгибается под ношей, Он ползет уже с трудом. Но зато какой хороший Муравьи возводят дом! (3. Александрова) XI. Работа в прописи №3 стр.4-5 XII. Закрепление. Измените каждое слово так, чтобы в нем было й. Строитель (стройка); лить (лейка); заяц (зайка); читатель (читайте); зима (зимой). XIII. Итог. Резервный материал: Йог на гвозди лег, Позабыв, что он йог. Йог, помажься йодом, Снова станешь йогом! (В. Лунин) Что вы знаете о йогах? «Что вы знаете о йогах?» — так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька — йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях. На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить. — Надо попробовать!—решил Мыша.—Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?» Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад: — Ой-е-е-е-ей!!! Прибежал- домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать, А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет». (Г. Юдин) |