I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: формирование самооценки готовности к уроку; создание положительного эмоционального фона; мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: активизировать знания, умения и навыки по теме урока; фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема). Цели: организация постановки цели урока. IV. Реализация построенного проекта. Цели: организовать составление плана действий в соответствии с поставленной задачей. Физкультминутка | Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. Дети: Все готовы. Стол в порядке. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Ребята прочитайте пословицу. - Скажите, как вы понимаете её смысл? Выделите главные слова. (Дети: слушает да разумеет) Слайд№2 - Вы правы, внимательный и жаждущий новых знаний человек быстрее научится всему, чем тот, который считает, что уже всё знает. А зачем я вас познакомила с этой пословицей? (Ответы детей) - Я думаю, что сегодня на уроке вы все будете меня внимательно слушать, активно принимать участие в обсуждениях и откроете для себя много нового и интересного. - Ребята, с чего мы всегда начинаем работу на уроке? (Дети: С повторения пройденного.) - А для чего мы это делаем? (Дети: Чтобы закрепить пройденный материал и применить его при выполнении новых заданий.) - Назовите буквы, которые мы с вами изучили. (Дети работают на индивидуальных досках.) (Слайд №3) - Сравните с эталоном. (Эталон высвечивается на экране) - На какие группы можно их разбить? (Буквы, которые обозначают гласные звуки и согласные.) - Обведите гласные буквы красным маркером. - На какие группы можно разбить гласные буквы? (Дети: На буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме и твёрдость.) - Назовите букву, обозначающую мягкость согласных на письме. - Какая гласная лишняя? Почему? (Дети: ы - только строчная.) - Среди согласных букв, какая лишняя? Почему? (Дети: С - обозначает глухие согласные звуки.) - Что вы сейчас делали? (Повторяли.) - Ребята, что вы сейчас повторили? Какое задание будет следующим? (На слайде появляется «звуковичок».) (Дети: Составить схему слова.) (Слайд №4) - Чем это задание отличается от предыдущего? (Дети: Мы работали с буквами, а теперь со звуками.) - Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? - Что же мы сегодня будем «открывать»? (Новые звуки и буква, которой они обозначаются на письме.) - Отгадайте загадки: Над рекой, над долиной Повисла белая холстина. (Туман) На свету к нам льнёт, Без нас и шагу не шагнёт, Но лишь настанет тёмный час - И сразу покидает нас. (Тень) (Слайд №5) - Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки? - Разбейтесь на группы. - Давайте вспомним правила работы в группах. (Ответы детей). - I группа составляет схему слова: тень и даёт характеристику первому звуку; II - составляет схему слова: туман и характеризует первый звук; III группа - Логическое упражнение «Найди общий звук» рассмотреть предметы, выделить общий звук и охарактеризовать его; IV группа – написать слова тень, туман. Отчёт групп. - Какое задание было дано? У кого возникли затруднения при выполнении? (III, IV группа) Какие? Как вы нашли выход из затруднения? (III группа: Подсказала разрезная картинка. Если группа не выполнила задание, коллективно находят решение проблемы.) - Так какие же звуки у нас сегодня в центре внимания? (Слайд №6) Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко Мы походим на носочках, А потом на пяточках. Пойдем мягко, как лисята, И, как мишка косолапый, И, как заинька трусишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ёжик сладко потянулся. (Слайд №7) -Ребята, почему IV группа не справилась с заданием? (Дети: не знаем, как пишется буква т.) - Так какой же следующий шаг в открытии нового знания? Знакомство с новой буквой. Чтение слогов, слов. Работа с предложением. Работа с текстом. Пишем букву. Работа в парах. Задание: если вы правильно сложите пазлы, то узнаете, как будет выглядеть новая буква. - Напомните правила работы в парах. - Проверка по эталону. - Каждая пара сработала хорошо. - Вы узнали, как выглядит новая буква? - Смогли вы преодолеть затруднение? - На что похожа буква Т? -Посмотрите на рисунки и назовите слова, в которых есть [т'], [т]. (Слайд №8) - Где находится этот звук: в начале, в середине или в конце слова? Какой буквой обозначим на письме эти звуки? Почему букв две? Когда пишем заглавную букву? Назовите чьи имена у нас в классе пишутся с заглавной буквы Т? (Толя) «Снежный ком». Послушайте стихотворение и назовите слова, в которых есть [т'], [т] сначала в парах, а затем спросите у каждого члена вашей группы, какие он запомнил слова, и назовите все слова от группы. (Слайд №9) - Какой следующий шаг мы должны сделать? (Поработать самостоятельно). - Для чего мы это будем делать? (Чтобы не допускать ошибок, чтобы проверить себя.) - У вас у каждого на парте карточки. Вам нужно обвести в кружок букву Т. Самостоятельная работа учащихся. - Проверяем по эталону. - У кого возникло затруднение при выполнении задания? Поставьте рядом знак «?». - Поднимите руки, у кого задание не вызвало затруднений? Поставьте себе за работу знак «+». | Познавательные УУД: 1) осмысление алгоритма фонетического анализа звука; установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его; 2) умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 5) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формирование умений слышать и слушать собеседника, обосновывать и доказывать собственное мнение; 2) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 3) формируем умение работать в группе, паре. Регулятивные УУД: 1) принимать и сохранять учебную задачу; 2) планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 3) освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука; 4) освоение способов сравнения своей работы с эталоном, способов нахождения и исправления ошибок. Личностные УУД: 1) формирование индивидуального стиля деятельности; 2) проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; 3) используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; 4) понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: научить читать слоги, слова с изученной буквой. Физкультминутка VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самостоятельную работу по применению нового знания, учить адекватно реагировать на оценку одноклассника. VII. Рефлексия. Оценивание. Цель: учить оценивать собственную деятельность, организовать фиксацию неразрешённых затруднений. | - Пришло время научиться читать слоги и слова с новой буквой. Дифференцированная работа. Задание для читающих детей: прочитать рассказ с. 84 и ответить на вопросы: Кто главный герой? Чем он занимается? Как называется его профессия? Задание для нечитающих детей: чтение слогов и слов на слайде: хором, по цепочке, индивидуально, слоги и слова с твёрдым звуком, с мягким звуком; по парам, группами. Объясняют значение слов и их написание. (Слайд № 10 – 12). Работа со всем классом: чтение слов на доске. Работа над лексическим значением, многозначностью слов: труба, лист. - Как мы можем узнать значение незнакомого слова? (источники: интернет, у взрослых, в словаре) Проверка работы 1 группы. Вопросы по тексту. Сколько предложений вы прочитали?(5) - Прочтите их. - Связаны ли они между собой по смыслу? Как называем такие предложения? (текст) -Назовите, кто упоминается в нем? - Почему слово Антон написано с заглавной буквы? - Какого героя можно заменить словом она, он? (ворона, Антон) - Как называется профессия Антона? - Вы знаете, что такое талантливый человек? Художник-невидимка По городу идет: Всем щеки нарумянит, Всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал, Пришел с волшебной кистью И на окне нарисовал Сверкающие листья. Н. Нищева (Маршируют с высоким подниманием колена. Останавливаются, трут щеки ладонями. Щиплют себя за нос. Идут на цыпочках друг за другом. Останавливаются, «рисуют» листья воображаемой кистью.) - Как стать талантливым человеком? - Необходимо большое трудолюбие, постоянно узнавать что-то новое, применять знания на практике, в действии.. И мы с вами, ребята, не будем терять времени и закрепим умение читать слова с буквой Т. Самостоятельная работа по карточкам, с последующей взаимопроверкой. Задание: подчеркнуть слоги, слова из 1 слога, поделить на слоги слова в которых 2, 3 слога; назвать имена собственные, объяснить значение слов. Взаимопроверка, проверка по эталону. - У кого возникло затруднение при выполнении задания? Поставьте рядом знак «?». - Поднимите руки, у кого задание не вызвало затруднений? Поставьте себе за работу знак «+». Есть нам над чем поработать? - Вспомним, какие цели ставили вначале урока. - Достигли ли мы этих целей? – С какой буквой познакомились? -Что узнали о звуках [т] — [т`]? - Какой буквой на письме они обозначаются? - Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой? - Что интересного расскажите дома о нашем уроке? -Значения, каких новых слов узнали? - Поднимите руку, кому было не очень понятно, и случались ошибки. - Какую работу мы можем выполнить на следующем уроке? Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело. |