Задачи урока: создать условия для знакомства с новой согласной буквой М (м); должны знать, что звук м — согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Звуки [м], [м`], буквы М, м»
СОШ № 18, г. Сочи
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (чтение)
Тема урока: Звуки [м], [м], буквы М, м.
1 «Е» класс
Учитель: Ершова Ольга Валентиновна
Конспект урока
Предмет: Обучение грамоте (чтение)
Класс: 1 «Е»
Программа: УМК «Школа России»
Тип урока: Сообщение новых знаний
Тема урока: Звуки[м], [м], буквы М, м.
Цель урока: Знакомство с согласными звуками [м] [м’] и буквой М, м.
Задачи урока: создать условия для знакомства с новой согласной буквой М (м); должны знать, что звук м — согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: оценивать усвоение содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать индивидуально, коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль.
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Предметные УУД: использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную ; знать условное обозначение звонких твёрдого и мягкого звуков [м] [м’] с помощью строчной печатной буквы; читать предложения как законченные по смыслу структурные единицы.
-Что такое текст? (Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу. Текст может иметь заголовок, вступление, основную часть и заключение. По названию текста можно узнать о ком или о чем идет речь.)
2. Работа над развитием речи
-Какой сейчас месяц? (Ноябрь) - Как в ноябре выглядят деревья? (Наглядность)
Сыплет дождь золотой
В нашем парке, саду.
По дорожкам осенним
Не спеша я иду.
Звезды с кленов слетают
Золотой звездопад…
И деревья роняют
Свой осенний наряд.
Покружатся листочки
И на землю падут,
А потом незаметно
К нам морозы придут.
Лужи с золотом листьев
Тронет первый ледок,
И седой паутинкой
Сад засыплет снежок.
-О чем рассказывал нам автор стихотворения?
(Что осенью опадают листья, желтые, как золото, деревья роняют свой осеннний наряд. И природа готовиться к морозам…)
III.Создание проблемной ситуации.
1.(На доске слова из карточек с буквами, первые буквы отсутствуют:
…оре, …ука, …алина,…ыло)
- Я приготовила для вас слова, но потеряла первые буквы. Какая же из этих букв подойдет, чтобы получились слова?
-Какой же буквы не хватает? (м)
III.Мотивация к деятельности. Постановка темы.
-Вы уже догадались, какую букву будем изучать? (м, М)
Да, вы правы! Познакомьтесь, это буква «м».
(У: помещает на доску плакат с изображением буквы).
-Назовите тему урока. (Буква м, М)
–Какой это урок? (Открытие новых знаний)
- Какие цели поставите? – Чего не знаете? – Что хотите узнать? – Чем хотите заниматься? (Д: Я хочу на уроке...)
-Я поддерживаю ваши цели.
- Что будете делать на уроке ? (Учитель план корректирует: познакомимся с буквой, найдем слова на эту букву и слова в которых есть эта буква, выясним, из каких элементов она состоит, исследуем её, почитаем слоги с этой буквой, поиграем)
ФИЗМИНУТКА
IV. Открытие детьми нового знания.
1. Конструирование буквы М.
Эта буква спит в берлоге,
Моет руки, моет ноги,
Надоедливо жужжит
И по комнате кружит.(М: медведь, мыло, муха)
- На что похожа буква «м»?
- Из каких элементов состоит печатная буква «М»?
-Есть ли у буквы М соседи в алфавите? Какие из них вам уже знакомы?(Л,Н)
- Как мычит корова? (Му-му-му-му-уу)
- С каким звуком будем работать? [м’] [м] А буква (эм)
- Это гласный или согласный звук? Как узнали? (стихотворение про согласные)
- А какой он глухой или звонкий?. (Проверим. Звонкий.)
- Парный или нет. (Непарный)
-Назовите слова которые начинаются на букву М(ЭМ).
- А есть ли у нас в классе имена детей, которые начинаются на эту букву.
- А теперь назовите слова, где спрятана буква М в середине слова.
- Назовите продукты, которые начинаются на звук М. (молоко, мед, мороженое, масло, мясо, майонез, макароны, морошка, мандарин…)
2. Знакомство с новыми звуками.
На доске записана скороговорка.
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.
Скороговорку читает учитель. Дети хором и по отдельности стараются быстро повторить ее.
Проводится звукобуквенный анализ.
- Найдите в скороговорке слова, где есть буква М. (Мила, мыло)
Мила
-Разделим это слово на слоги. (Стихотворение. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
- Поставим ударение. (Взяли мячик в руку и ударили по сильному слогу.)
- Какой первый звук? Произнесите первый звук, обратите внимание на расположение губ, зубов, языка.
-Какой звук слышите? (Мягкий[м’]) Как еще можно узнать что он мягкий? (После буквы М идет гласная И)
Аналогично проводится работа со словом мыло ([м])
Вывод. Как охарактеризуем звук М. (???? Ответы детей. )
3. Игра «Твердый – мягкий». («Камень – вата».)
(Нужно досказать словечко и если в этом слове звук [м] твердый, дети показывают кулачки. Если мягкий звук [м’] – показывают ладошки.)
На полу скребется мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
Спать залёг в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил,
Он водичкой руки мыл.
4. Чтение открытых и закрытых слогов .(на доске)
- Назовите собственные имена.
- Назовите односложные, трехсложные слова.
- Назовите слова, в которых звук /м/ - мягкий.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V.Первичное закрепление.
1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Слайд 2.
- Как называется наша страна? (Россия)
Учитель читает стихотворение.
- Попробуйте отгадать, что это за город.
Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах… Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!... (Открывается на презентации город - МОСКВА)
Еще одним щелчком и открывается на презентации картинка Кремль.
Какое предложение мы можем составить.
Правильно. Москва – столица России. \_______ - _______ \_______.
(Составим схему к этому предложению. Сколько в нем слов. (3) Почему слово Россия с большой буквы будет написана. (Имя собственное. А какие слова мы еще пишем с большой буквы?)
-О чем это стихотворение? Как поэт описывает Москву?
УЧИТЕЛЬ. - В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Для многих россиян главный город страны является родным домом. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В давние времена на берегу реки, среди семи холмов стояло село Московия.
«Быть здесь граду», - воскликнул Долгорукий. Так более 800 лет назад началась строиться Москва.
- Москва – один из самых древних русских городов. Именно вокруг Москвы – столицы – главного города крепла и хорошела великая Россия. Вокруг Москвы собирался народ, когда Родина оказывалась в беде. В Москве праздновались самые главные праздники и самые большие победы. И самой главной площадью России считается главная площадь Москвы – Красная. Красная – значит красивая. А начиналась Москва с Кремля. (Показываю картинку с изображением старой Москвы.) Сначала была построена деревянная крепость, а потом Кремль окружили каменными стенами. С тех пор Москву стали называть белокаменной.
- Рассмотрите в учебнике как выглядит Кремль сегодня. (Мы видим на картинкеКремль, Красную площадь, Спасскую башню с Кремлевскими курантами, Собор Василия Блаженного.)
Продолжение работы. Стр.84-85. учебника.
- Как вы понимаете пословицу: «Мало хотеть, надо уметь»?(Ответы детей).
- Прочитайте слова на странице 85. (Хором, по цепочке).
- Назовите собственные имена.
- Составьте предложения, используя данные слова.
- Когда так говорят: «Мир строит, а война разрушает»?
- Прочитаем самостоятельно текст на странице 85. (Проводится индивидуальная помощь слабоуспевающим ученикам).
- Почему дети написали именно эти слова: «мама», «Москва», «мир»?
У каждого человека есть мама, есть свой дом. И каждому человеку хочется, чтобы в его доме, в его стране, на всей планете всегда был мир.
Ведь недаром говорят: «Кто сеет мир, пожнет и счастье»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Итог урока. Рефлексия. Последний слайд
- Добились ли вы своих целей?- Что поняли? Что узнали?