Просмотр содержимого документа
«Звуки [л], [л']. Буквы Л, л»
Конспект открытого урока
по обучению грамоте в 1З классе
Двоянова Марина Сергеевна
учитель начальных классов
Тема : «Звуки [л], [л']. Буквы Л, л.»
Цель урока: познакомить обучающихся с новыми звуками [л], [л'], буквами Л, л; определять местонахождения звуков [л], [л'], букву “л” в словах, различать их признаки- твёрдые/мягкие, глухие/звонкие, закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, закреплять прием моделирования слов и предложений.
Планируемые результаты: обучающиеся познакомятся со звуками[л], [л'], и буквами Л, л; смогут распознавать образ буквы; определять место буквы в слове; определять их признаки- твёрдость/мягкость звука, звонкость/глухость.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивание собственной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; определять цель учебного задания; действовать по заданному правилу.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других; обосновывать и доказывать собственное мнение.
Познавательные УУД: контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, обнаруживать и исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы урока, моделировать различные языковые единицы (слово).
Материалы и оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; слайды: задачи, «Загадки», определение местоположение звука, карточки в тетрадях со словами, цветные карандаши, карточки с цифрами(обратная связь), электронное приложение «Азбука», звуковая модель слов, карточки со словами для сопоставления, домик с предметными картинками, светофор.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа;
парная;
индивидуальная.
Участники: дети 7-8 лет (1 класс)
Ход урока
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
К нам на урок пришли гости. Поприветствуйте гостей.
- Улыбнитесь друг другу. Садитесь, ребята.
II.Актуализация опорных знаний.
- Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.
Игра «Мозговая атака» (вопрос-ответ)
-Наша речь состоит из …( Предложений)
- Из чего состоит предложение? (Из слов)
- На какие части делим слова? (На слоги)
- Всё, что мы слышим - это.. (Звуки)
- Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)
- Как произносятся гласные звуки? (Поются, при произношении воздух не встречает преград)
- Назовите гласные звуки, которые мы изучили.(А,О,У, Ы, И)
-Почему буква И стоит отдельно от наших букв? (Она придает мягкость впереди стоящим согласным)
- Как произносятся согласные? (Воздух встречает преграды-язык, губы, зубы)
- Назовите согласные, которые изучили? (Н, К, С, Т)
- Какие согласные звуки произносятся с шумом? (К, С, Т)
-Как мы их называем? (Глухие)
-Какие согласные звуки произносятся с голосом? (Н)
- Как мы их называем? (Звонкие)
-Молодцы!
III. Изучение нового материала
1) введение в тему
-Достаточно ли нам знаний, чтобы уже читать книги? (Нет) -Нужно нам еще изучать звуки и буквы? (Да) (Слайды1-8) Отгадайте загадки:
А) Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня ... (Луна).
Б) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?.. (Лиса)
В) Он из леса вышел снова, Не олень и не корова. Повстречаться нам пришлось Познакомьтесь это ... .(Лось)
Г) Убегайте поскорей! Ходит, рыщет царь зверей. Рычащий, жёлтый сыщик, С хвостом и гривой хищник. Все сидят, присмирев, Потому что бродит …(Лев)
- Какой звук слышен в каждом названном слове? - Какой буквой обозначают звуки [л], [л']?
- Я открою вам секрет, она называется ЭЛЬ.
- Как вы думаете, какие звуки и буквы мы будем изучать на уроке?( [л], [л'], Л)
(Показ на интерактивной доске приложение , буква Л)
- Какие задачи мы себе поставим? (познакомиться со звуками [л], [л'], буквами Л, л; научиться определять местонахождения звуков в словах, различать их признаки твёрдые/мягкие, глухие/звонкие, научимся читать слоги, слова и предложения с новыми буквами. Слайд 9
- Возьмите красный карандаш и обведите слова в круг, если звуки [л], [л'] стоят в начале слова.(луна, лиса, лук, Лина)
- Возьмите синий карандаш и обведите слова в круг, если звуки [л], [л'] стоят в середине слова.(слон, полка, Оля, салат, кукла)
- Возьмите зеленый карандаш и обведите слова в круг, если звуки [л], [л'] стоят в конце слова. (стул, сокол, стол)
- Проверим. Возьмите карточки с цифрами и покажите сколько слов вы обвели красным цветом?(4) Сколько синим цветом? (5) Сколько зеленым цветом?(3)
- Объясните, почему некоторые слова написаны с большой буквы? (Имена, фамилии, отчества людей и клички животных)
IV. Физкультминутка.
Зарядка музыкальная с крабом.
V. Продолжение работы по теме урока.
1) Чтение слогов с буквой Л.(Интерактивная доска. Приложение)
- В каких слогах-слияниях звуки произносятся твердо?(ла, ло, лу, лы, ал, ол, ул, ыл, ил)
- В каких слогах звук [л'] читается мягко?(ли)
- Сравните слоги в каждом столбике. Чем они похожи? (состоят из одних и тех же звуков)
- Чем отличаются?( в 1 столбике- закрытый слог, во 2 столбике- открытый слог)
- Из чего состоит закрытый слог? (согласная+ гласная)
- Из чего состоит открытый слог? (гласная+ согласная)
-А еще мы знаем какой слог? (одиночный)
- Из чего он состоит? ( из гласного)
2) Игра « Пингвины» (Интерактивная доска. Приложение)
3)Звуковой анализ слов. Работа в парах.
- Рассмотрите слова на доске. Прочитайте слово по слогам.(Луна, Лиса)
-С какого звука начинаются эти слова? [л], [л']
- Какие они гласные или согласные? (Согласные)
-Докажи! (Они произносятся с трудом)
- Одинаково ли они произносятся? (Нет)
-Как произносится звук в первом слове? (Твердо)
- А во втором? (Мягко)
- Зарисуйте схемы слов в тетради. Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте. Рядом со схемой поставьте +, если все правильно, - если есть ошибка. Поменяйтесь тетрадями обратно.
(2 ученика у доски выполняют схемы с помощью квадратов).
-Докажите, что сделали правильно. (Ответы детей)
- Сравните схемы. Чем они отличаются?(в первом слове [л], а во втором [л'])
- Поднимите руку, кто все сделал без ошибок?
-А теперь приложите руки к ушкам, скажите, какие это звуки: глухие или звонкие? (Звонкие)
-Объясните, почему! (Звенит в ушах)
- Посмотрите, где находится Л на ленте букв.
4) Игра « Засели домики»
- Засели слова в 1 подъезд с твердым звуком, во 2 подъезд- с мягким звуком.
[л], [л']
(картинки: лиса, лист, лампа, лось, акула, слон)
VI. Физкультминутка
Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо… Получается на славу. Влево-вправо, влево-вправо
Молодцы!
VII.Рефлексия
- Ну вот мы и дома.
- Оцените свою работу во время путешествия. Поднимите:
- зеленый светофор, если вы довольны своей работой во время путешествия, потому что почти не ошибались;
- желтый светофор – иногда было трудно, допускали неточности;
- красный светофор – испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и успех будет!
VIII. Итог урока
- Молодцы, ребята! Хорошо поработали!
- Вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока.Слайд 9
(познакомиться со звуками [л], [л'], буквами Л, л; научиться определять местонахождения звуков в словах, различать их признаки твёрдые/мягкие, глухие/звонкие, научимся читать слоги, слова и предложения с новыми буквами)
- Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л'].
(Звук [л]-согласный, твёрдый. Звук [л'], согласный, мягкий.)
Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Это первый урок знакомства с данной буквой.
Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.
Цель урока: познакомить обучающихся с новыми звуками [л], [л'], буквами Л, л; определять местонахождения звуков [л], [л'], букву “л” в словах, различать их признаки- твёрдые/мягкие, глухие/звонкие, закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели.
В данном классе 26 обучающийся, дети пришли 1 сентября с низкой готовностью к школе. Уровень обучаемости у детей разный: 6 детей имеют высокий уровень обучаемости, 13– хороший и средний, и 7 детей имеют низкий уровень.
Поведение у некоторых учащихся импульсивно, самоконтроль развит не у всех, не всегда ученики способны сдерживать повышенную эмоциональность. Межличностные конфликты возникают, но гаснут легко.
Большинство детей класса не умеют читать; немногие имеют четкие представления о графическом образе букв; у многих недостаточно развит фонематический слух, что может послужить предпосылками появления ошибок в чтении и письме учащихся.
Учитывая психологические особенности первоклассников, я использовала в уроке приемы, непроизвольно концентрирующие внимание, элементы дидактических игр.
При отборе материала к уроку я руководствовалась принципом целостности урока, тем, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между собой.
Этот урок включал в себя 8 этапов: Основными этапами были третий и пятый этап «Проблемное объяснение нового знания».
При проведении урока я ориентировалась на принципы:
- развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип научности;
- принцип систематичности и последовательности ;
- принцип связи обучения с практикой ;
- принцип сознательности и активности;
- принцип доступности.
Чтобы решить цель урока, я подобрала интересные вопросы и задания.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно - образное, использовался наглядный материал в виде слайдов, схем, электронная демонстрационная таблица с выделенными активными зонами. Каждая из выделенных активных зон содержит задания, анимации, интерактивные модели, схемы.
Для проведения урока предусматривалось использовались следующие формы:
- словесные (беседа по опорным понятиям; характеристика звука);
- наглядные;
- практические;
- индивидуальная работа у доски и в тетрадях;
- фронтальная работа;
- парная.
Учитывая возрастные особенности детей, посчитала целесообразным ввести игровой момент с целью заинтересовать и усилить активность и внимательность на уроке. Использовался дидактический материал – разрезные модели для фонетического анализа слова.
На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделяется звуко- буквенному анализу слов. На мой взгляд, большая часть класса неплохо справляется с заданиями подобного рода.
Стараюсь научить детей ставить перед собой задачи; формировать и осознавать тему урока; осознанно подходить к обобщающему повторению в конце урока.
Заключительный этап урока – рефлексия. Ученики оценивали свою работу на уроке.
Мне немного не удалось выполнить из того, что было запланировано, а именно парную работу и вторую физкультминутку, хотя распределение времени было оптимальным, и темп урока был высокий. Считаю, что причина заключалась в том, что урок проходил третим и ученики вели себя очень возбуждено.
Мне было трудно вести урок, ученики давали правильные ответы, но вели себя очень шумно.
Средства ИКТ были активно использованы и с удовольствием воспринимались обучающимися.
В целом, считаю, что цель урока достигнута. Задачи, поставленные перед уроком, в основном, выполнены. Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах.
В перспективе, наметила продолжить работу по развитию фонематического слуха учащихся, развивать умение выражать свои мысли, анализировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.