Просмотр содержимого документа
««ЗВУКИ [л], [л’], БУКВЫ Л, л»»
Начальное образование.
Хорошилова Маргарита Васильевна
2 категория
Учитель начальных классов. МОУ «Школа № 15 города Донецка»
План-конспект урока
Класс: 1
Тема урока: «ЗВУКи [л], [л’], БУКВЫ Л, л»
Аннотоция:
Данный урок - Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Это первый урок знакомства с данной буквой. Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.
Его цель – создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; к обучающим задачам урока я отнесла: учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели, формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; к воспитательным – воспитывать культуру учебного труда; урок был также призван способствовать развитию у учащихся фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
Данные задачи взаимосвязаны друг с другом, подчинены дидактической цели урока.
При подготовке к данному уроку мной были учтены как психолого-возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся моего класса:
ТЕМА: ЗВУКи [л], [л’], БУКВЫ Л, л
Цели: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.
Задачи:
- формировать умение давать характеристику звукам; - устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов; - выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой; - записывать слова с изученными печатными буквами; - читать прямые и обратные слоги.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
КоммуникативныеУУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
ПознавательныеУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.
Рефлексия.
- -Какое сегодня число?
-Месяц?
-День недели?
-Время года?
-Какое очень красивое явление в природе мы наблюдаем осенью?
(Листопад)
-Если мы хорошо поработаем на уроке, то осень подарит нам сюрприз в конце урока.
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и вашим одноклассникам. А теперь настроимся на работу. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удач и успехов на уроке. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
I I. Актуализация знаний.
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова?
-Как отличить звук от буквы?
- Какие бывают звуки?
-Какие бывают согласные?
– Назовите гласные буквы, которые вы уже знаете.
– Какие согласные вы знаете?
- Прочитаем слоги.
– Какие согласные звуки произносятся чаще в стихотворении?
Лисицы лают. Глухомань. Лежит в листве под липой лань. Линь в глубине холодных вод Лениво, но легко плывёт. Луна. Лучится как латунь, Лягушкой лакомится лунь. Летит заблудшая пчела. Легла на лес ночная мгла.
– Какие звуки звучат чаще? (Звуки [л], [л’].)
Определите тему урока.(Сегодня на уроке будем учиться определять звуки [л], [л’] в слогах и словах.)
- С каждым уроком вы будете узнавать всё больше нового, поэтому, будьте внимательны и постарайтесь запомнить всё.
III. Проблемное объяснение нового знания.
Артикуляция звука.
- Произнесите звук [л], дайте ему характеристику. (согласный, твёрдый, звонкий)
- Произнесите звук [л’], дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий)
- Назовите слово-предмет и определите, какой звук Л в слове твёрдый или мягкий?
Определение положения звука в словах:
- Прочитайте слова, определите местоположение звука, дайте ему характеристику.
луна пол стул
лиса стол малыши
полка ландыш Оля
- Почему слово «Оля» написано с большой буквы?
IV. «Чтение» одноуровневых моделей слов.
1. - Рассмотрите картинки на доске.
- Что нарисовано на первой картинке? (угол)
- Что нарисовано на второй картинке? (уголь)
Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «угол» – «уголь».
- Произнесите в каждом слове последний звук, дайте характеристику этим звукам.
- Сравните данные звуки. Чем похожи? Чем отличаются?
- Рассмотрите следующие картинки.
- Что нарисовано на первой картинке? (люк)
- Что нарисовано на второй картинке? (лук)
Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «люк» – «лук».
– Произнесите в каждом слове первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки. (В слове «лук» – звонкий твердый согласный звук [л], а в слове «люк» – звонкий мягкий согласный звук [л’].)
– Объясните, что обозначают слова «лук», «люк».
Люк – закрывающееся крышкой отверстие, например, на палубе корабля, в полу сцены.
Лук – огородное растение со съедобной, острого вкуса луковицей и съедобными трубчатыми листьями.
Лук – оружие для метания стрел: гибкая дуга, стянутая тетивой.
Физкультминутка.
Лисёнок проснулся
(Потянулись.)
И вышел умыться.
(Ходьба на месте.)
Вдруг видит, а в луже
Другая лисица
(Наклоны туловища вперёд.)
Он вежливым был.
Извинился к тому же.
(Повороты туловища)
- Пойду, поищу-ка
Свободные лужи!
(Ходьба на месте.)
2. - Рассмотрите иллюстрацию и составьте предложения со словом «лук».
- Составьте схемы предложений:
Соревнования по стрельбе из лука.
Мама режет зелёный лук в салат.
Конструирование большой и малой букв Л, л.
- Рассмотрите образцы печатных букв. Из каких элементов они состоят?
Алфавит продолжит наш
Буква «Л» - лесной шалаш.
- Сконструируйте из счетных палочек буквы «Л», «л».
б) Чтение слогов по заданным схемам и столбикам слов с использованием двух приёмов: чтение по слогам и орфоэпически.
- Прочитайте слоги.
ал эл ла лу ли
ол ыл ло лы
ул ил
- Сравните слоги в каждом столбике. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Как произносятся согласные в первом и во втором столбике?
- Как произносятся согласные в третьем столбике?
- Какая буква показывает, что звук [л’] читается мягко?
Физкультминутка.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Лягушка
Поднимаю я подушку,
А под ней сидит лягушка.
Прыг-скок, Ква-ква.
Я стою дышу едва.
Замахали мы руками,
Наутек пустились к маме,
А она в ответ:
«Лягушка – заводная лишь игрушка!».
V. Звуковой анализ слов .Чтение слов в учебнике с. 59.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что здесь изображено? (Стул, руль.)
– Прочитайте слова по слогам и орфоэпически.
– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «у» в слова «стул» указывает, что предшествующая буква «т» обозначает твердый звук [т],какой звук последний в слове «стул»- «л» , а в слове «руль» буква «мягкий знак» – обозначает мягкость предшествующей буквы, соответственно мягкий звук [л’].
-Чтение слов с.59, выделяем [л], [л’] в словах
-Прочитайте текст, озаклавьте его, придумайте рассказ про мальчика.
- Как я вам и обещала, за хорошую работу осень приготовила для вас сюрприз. Перед вами дерево. Оно вам нравиться? Чего не хватает? Давайте украсим наше деревце осенними листочками. Но листочки не простые, а с их помощью вы оцените свою работу на уроке.
Если вы считаете, что у вас всё получилось на уроке, то прикрепите на дерево красный листочек.
Если что-то не получилось, были затруднения- жёлтый.
Если было очень сложно-зелёный. (по рядам).
- Над чем ещё нужно поработать?
На следующий урок читающие дети прочитают нам рассказ «Лисёнок илягушонок».
(Учитель раздает читающим детям тексты)
«Лисёнок и лягушонок»
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберёт глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, всё ломал, да ещё и дразнился:
- Зеленее всех зелёнок- лупоглазый ля-гу-шо-нок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисёнок не вырос.
Пришёл он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как тот лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего!- сказал лягушонок.- Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.