Технологическая карта урока обучение чтению по теме:
«Звуки гласные и согласные»
1 класс
Пояснительная записка
Урок составлен по теме: «Звуки гласные и согласные».
Образовательная система «Школа России»
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1
Учебное пособие: учебник «Азбука» В.Г.Горецкого
Цель урока:
Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично - поисковой деятельности.
Задачи:
образовательные:
познакомить с особенностями гласных и согласных звуков;
учить выполнять звуковой анализ слов;
учить различать звуки: гласные и согласные;
характеризовать заданный звук, называть его признаки.
развивающая:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы.
воспитательная:
воспитывать интерес к чтению;
прививать навыки культурного общения;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
знать и стремиться выполнять правила работы в группы.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: карточки для схемы предложения, квадраты для схемы слова, тетради по обучению грамоте, компьютерная презентация, кружки для оценивания работы.
Планируемые результаты:
предметные:
различает звуки гласные и согласные
личностные:
метапредметные универсальные учебные действия:
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа;
групповая;
парная;
индивидуальная.
План урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
2.. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3. Постановка учебной задачи
4. «Открытие» нового знания
5. Первичное закрепление
6. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия
Технологическая карта урока
Время | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
2 мин | 1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз: | Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться! Не мешай учиться!. | Личностные: мотивация, самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
5 мин | 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | - На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд2. - Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете? – Приведите примеры устной и письменной речи. – Из чего состоит наша речь? – Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели. – Кто может составить схему этого предложения? \______ _____ _____ . Слайд 3. Проверяем. - Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу. А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово. – Сколько слов в этом предложении? – Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? – Что вы услышали, когда произносили слова? – Из чего же состоят слова? -Какие бывают звуки? | Дети называют героев мульфильма. Письменная и устная речь. Дети приводят примеры. Из предложений. Это предложение. Ученик у доски составляет схему. Дети выполняют работу. Дети выполняют. Три слова. Паузами. Звуки. Из звуков. Не знаем. | Познавательные
Регулятивные Познавательные: знаково-символические действия (моделирование) Коммуникативные: умение работать в паре и все вместе. Познавательные: логические: анализ объектов
|
4 мин | 3. Постановка учебной задачи | - Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему. - Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей - Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту. За лягушками к болоту. Слайд 4. - Что вы узнали про аиста? - Произнесите еще раз это слово. Запишем звуковой состав: (схема) -Какие звуки мы слышим? |
Да
Аист
Высказывания детей Один человек на доске, остальные в тетради для печатания Не знаем. Разные. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные Регулятивные: планировать, определять последовательность действий Познавательные: знаково-символические действия (моделирование) Познавательные: постановка учебной проблемы |
9 мин | 4. «Открытие» нового знания | Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук. Звуковой анализ. (групповая работа). 1.– Хором назовите первый звук в этом слове, а теперь – последний. - Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? - Давайте понаблюдаем - еще раз скажите первый звук, но совсем тихо… Теперь громче, еще громче. - Что происходит со ртом? - Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук… - Получилось? - Почему? - Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград. Как открыт рот? -А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. - Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными. Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом. Физкульминутка - Встаньте. Покажите. - Как ходит курица? А как она кричит? - Как ходит петух? А как он кричит? - Как ходит утка? А как она кричит? - Как прыгает лягушка? А как она кричит? - Какая картинка лишняя? Почему? Слайд 5. Знакомство с согласными звуками. 1.– Какой звук одинаковый вы услышали? Произнесите его! - Воздух проходит свободно? 2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист. - Воздух тоже проходит свободно или есть преграда? - Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?! Звуки, при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными. Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные. Определение темы урока: – Как же можно назвать тему нашего урока? | [а] [т] по-разному Открывается Нет Версии детей Широко Дети выполняют движения Ко – ко – ко! Ку-ка-ре-ку! Кря! Кря! Ква - ква! Лягушка не птица [ к ] Нет [т] Есть Нет Гласные и согласные звуки | Коммуникативные: умение работать в группе. Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные: постановка и решение проблемы с помощью учителя Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: планировать, определять последовательность действий Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
|
8 мин | 5. Первичное закрепление | Помогите Маше 1.Игра «Доскажи словечко» Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос поет Звук получается… Слайд 6. Отгадай А какие звуки согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс… - змеиный слышен свист. Шшш… - шуршит опавший лист. Жжж… - шмели в саду жужжат. Ррр… - моторы тарахтят. Слайд 7. -Как отличить гласный звук от согласного? 2. Работа по учебнику с.14-15. а)- Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки. Слайд 8. б)- Какие звуки приходят к финишу первыми? Слайд 9. - Кто умет читать, прочитайте. - Почему? в) - Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов? - Почему у разных слов одинаковые схемы? - Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15. - Соотнесите рисунки и схемы. | Дети играют Гласный Дети отгадывают
Согласные Высказывания детей
Работа в парах Гласные Они не встречают во рту преград.
Гласные По количеству звуков | Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: умение работать в паре; учитывать разные мнения
Личностные: формировать умение высказывать свое мнение. Познавательные: знаково-символические действия (моделирование). Выбор оснований и критериев для сравнения. |
5 мин | 6. Включение в систему знаний и повторение. | Игра «Поймай звук» Встаньте – Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете. (утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка) Миша вас проверяет. Слайд 10. Работа с иллюстрацией по учебнику с.15. -Кого мы видим на переднем плане? - Чем они заняты? - Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это. | Дети ловят гласные звуки
Мышь, морковь, малина, ложка, лук ,лужа.
Высказывания детей
Дети выполняют работу самостоятельно. | Познавательные: логические сравнение и классификации объектов Регулятивные: самоконтроль деятельности; самооценка результатов работы. Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений |
2 мин | 7. Рефлексия | 1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения - Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. 2. Беседа: - Какой была тема урока? - Какие цели вы ставили? - Удалось ли достичь этих целей? - Возникали у вас затруднения? - Вы смогли их преодолеть? 3.Самооценка Оцените свою работу на уроке. - Если вам было интересно, все понятно, все получалось - Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки - Если не разобрались в теме, было не очень интересно Слайд 11. - Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости. |
Звуки гласные и согласные. Научиться различать звуки речи -Да. -Да. -Да Показывают сигналы. Зеленый кружочек Желтый кружочек Красный кружочек | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: самооценка |
Ход урока
I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Повторение изученного
- На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд 2.
- Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?
– Приведите примеры устной и письменной речи.
– Из чего состоит наша речь?
– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.
– Кто может составить схему этого предложения?
\______ _____ _____ .
. Проверяем Слайд 3
- Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу.
- А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.
– Сколько слов в этом предложении?
– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?
– Что вы услышали, когда произносили слова?
– Из чего же состоят слова?
-Какие бывают звуки?
III. Постановка учебной задачи
Звуковой анализ слова
- Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.
- Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.
- Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту.
Слайд 4.
- Что вы узнали про аиста?
- Произнесите еще раз это слово.
Запишем звуковой состав: ( схема)
-Какие звуки мы слышим?
IV. «Открытие» нового знания
1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.
Звуковой анализ. (групповая работа).
1.– Хором назовите первый звук в этом слове,
а теперь – последний.
- Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?
- Давайте понаблюдаем - еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…
Теперь громче, еще громче.
- Что происходит со ртом?
- Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…
- Получилось?
- Почему?
- Нам помогает произносить звуки воздух.
2. Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.
- Как открыт рот?
-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.
Звуки при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.
Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.
Физкульминутка
- Встаньте. Покажите.
- Как ходит курица? А как она кричит?
- Как ходит петух? А как он кричит?
- Как ходит утка? А как она кричит?
- Как прыгает лягушка? А как она кричит
- Какая картинка лишняя? Почему?
Слайд 5.
Знакомство с согласными звуками.
1.– Какой звук одинаковый вы услышали? Произнесите его!
- Воздух проходит свободно?
2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.
- Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?
- Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!
Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.
Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.
3.Определение темы урока:
– Как же можно назвать тему нашего урока?
V. Первичное закрепление
- Помогите Маше
1. Игра «Доскажи словечко»
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет
Звук получается…
Отгадай Слайд 6.
- А какие звуки согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… - змеиный слышен свист.
Шшш… - шуршит опавший лист.
Жжж… - шмели в саду жужжат.
Ррр… - моторы тарахтят. Слайд 7.
-Как отличить гласный звук от согласного?
а) - Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.
Слайд 8.
б) - Какие звуки приходят к финишу первыми?
- Кто умет читать, прочитайте
- Почему?
в) -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14.
- Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?
- Почему у разных слов одинаковые схемы?
- -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.
- Соотнесите рисунки и схемы.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Поймай звук» (стоя)
– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.
(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка). Миша вас проверяет.
Слайд 10.
Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.
-Кого мы видим на переднем плане?
- Чем они заняты?
- Составьте рассказ про детей.
- Придумайте им имена.
- Составьте схемы.
- Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.
III. Рефлкесия
1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения
- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
2. Беседа:
- Какой была тема урока?
- Какие цели вы ставили?
- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?
- Вы смогли их преодолеть?
3.Самооценка
Оцените свою работу на уроке.
- Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.
- Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.
Слайд 11.
- Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.