Учить детей выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Задачи
Предметные: - формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки
- познакомить с новой буквой;
- развивать фонематический слух;
- учить читать слоги и слова с изученными буквами;
Метапредметные:- способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
мультимедийный проектор, документ-камера, презентация к уроку, диск «Интерактивные таблицы по обучению грамоте 1 класс В.Г. Горецкий», учебник «Азбука», карточки для индивидуальной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Звуки [м], [м/] и буквы М,м »
Тема урока
Звуки [м], [м/] и буквы М,м
Тип урока
Открытие и первичное закрепление новых знаний
Цель урока
Учить детей выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Задачи
Предметные
Метапредметные
Личностные
- формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки
- познакомить с новой буквой;
- развивать фонематический слух;
- учить читать слоги и слова с изученными буквами;
- способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- развивать мотивы учебной деятельности;
- развивать навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности на уроке
фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах
мультимедийный проектор, документ-камера, презентация к уроку, диск «Интерактивные таблицы по обучению грамоте 1 класс В.Г. Горецкий», учебник «Азбука», карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1.Оргмомент.
- Доброе утро, ребята!
Очень рада встрече с вами.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Присутствуют гости: ваши воспитатели и учителя нашей школы. Настройтесь, пожалуйста, показать им ваши знания, приобретенные уже в школе.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Урок обучения грамоте начнем.
-Улыбнитесь друг другу. Пожелайте улыбкой всем хорошего настроения и успешной работы на уроке.
2. Актуализация знаний.
Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
3. Повторение.
1) Игра “Полубуква”.
- Посмотрите на доску, узнайте спрятанные буквы и правильно назовите их.
ЛОНУР
- На какие группы можно разделить эти буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Какие гласные буквы обозначают твёрдость предшествующего согласного?
- Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?
- Какая гласная буква особая? Почему?
- Какие звуки называются согласными?
- На какие группы делятся согласные?
- С какой последней буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Дайте характеристику этих звуков?
2) Чтение слогов из электрон. приложения с мягкими и твердыми согласными
па пи
по пе
пу
пы
4. Знакомство с новыми звуками.
- Отгадайте сказочный персонаж:
Сходив однажды на базар,
Она купила самовар.
Друзей к себе всех пригласила,
Кормила их она, поила.
Трусливы гости оказались,
Помочь в беде её отказались.
Но тут влетел в окно герой
И за неё он стал горой.
Закончилась свадьбой
Вся заваруха,
Невесту героя
Звать … (Цокотуха).
- Вам знакома эта героиня? Скажите, из какого она произведения? Назовите автора?
- Сегодня у нас в гостях Муха-Цокотуха – главная героиня сказки Корнея Ивановича Чуковского.
(На слайде рисунок мухи)
- Произнесите слово муха, сколько в нём слогов?
- Составьте схему этого слова. 1 уч. у доски
- Произнесите слово муха, выделяя в нём первый звук.
- Назовите первый звук. (Это звук [м].) Дайте характеристику звука [м]. (Звук [м] – согласный, звонкий, твёрдый.)
Приходила к Мухе
Тетушка – пчела.
Мухе–Цокотухе
Мёду принесла…
( На слайде Рисунок пчелы с мёдом)
- Все мухи любят мёд. Давайте поработаем над этим словом. Произнесите слово мёд, сколько в нем слогов выделяя в нём первый звук. (М-м-м-ёд.)
- Назовите первый звук в слове мёд. (Это звук [м`].) Произнесите звук [м`] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.
5. Тема урока и целеполагание.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? («Звуки [м],[ м`] и буква, которая их обозначает».
-Чему будем учиться на уроке?
6 Первичное восприятие.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- К праздничному столу Муха-Цокотуха покупала продукты. Вспомните, с какими звуками мы сегодня познакомились и назовите продукты, которые могла купить именинница. (Это макароны, масло, лимон, мука, мандарины, майонез, мясо, молоко и т.д.) Определите место новых звуков в словах.
- Продуктов оказалось так много, что Муха растерялась, какие блюда ей следует приготовить. Давайте поможем имениннице составить праздничное меню.
- Что такое меню?
Меню – подбор кушаний, а также листок с их перечнем.
- Я буду называть по 2 блюда, а вы выберите нужное:
Мясной или рыбный бульон?
Салат из моркови или из свёклы?
Яблоки мочёные или печёные?
На десерт мороженое или торт?
Какие ягоды: малина или черника?
Наконец, какой напиток: морс или квас?
- Какие цветы подарил Комарик Мухе: маргаритки или гвоздики?
Физкультминутка. Мы не будем торопиться
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)
7. Знакомство с новой буквой.
- Сегодня мы познакомились с новыми звуками. Назовите их.
- Кто знает, какой буквой на письме обозначаются звуки [м], [м’] (Вывешивается рисунок буквы).
- На что похожа буква М? (ответы детей)
1.Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
2. Вот качели
Буква М
Здесь качаться
Можно всем.
3. Взявшись за руки мы встали,
И на М похожи стали.
4.Хорошо известно всем:
Где метро, там буква м.
Задание по рядам:
3 ряд - УМЕЙКИ
2 ряд - ЗНАЙКИ
1 ряд - ПОЧЕМУЧКИ
Сконструировать букву из пластилина.
Обвести букву по трафарету и раскрасить цветом, который обозначает твердый согласный звук.
Обвести букву по трафарету и раскрасить цветом, который обозначает мягкий согласный звук .
8. Чтение слогов, слов.
- С какой буквой мы познакомились?
- Теперь мы можем выполнить задание Мухи-Цокотухи, прочитать слоги с её любимой буквой. (Чтение слогов из эл. приложения)
- Прочитайте слоги с твёрдыми согласными, с мягкими согласными.
- Хорошо справились с заданием нашей героини, и она приготовила вам новое задание
МУ СА КО МО ХА ВАР МАР
- Надо составить слова из слогов, которые находятся в одинаковых геометрических фигурах.
- Прочитайте первое слово. Обоснуйте свой ответ. (Первое слово муха. Его слоги напечатаны в .)
- Какие ещё слова вы прочитали?
Слайд Муха, комар, самовар.
- Молодцы ребята! Вы правильно прочитали такие трудные слова. Скажите, что в них есть общее. (Во всех словах есть буква М.)
- По какому признаку можно исключить слово самовар? (По вопросу -что?, по количеству слогов -3слога.)
- Послушайте характеристику героев:
Муха жадная
Комар трусливый
- Замените второе слово каждой пары на другие, противоположное по смыслу.
- Какие слова вы предлагаете?
(Муха щедрая
Комар смелый).
9. Работа по учебнику.
- Муха-Цокотуха приготовила вам ещё одно задание. Прочитайте слова.
Азбука с. 85 читаем хором
- Что заметили? (есть имя собственное) Прочитайте его, что оно обозначает?
Придумайте предложение с эти словом.
- Прочитаем рассказ.
- Какой урок был у детей?
- Как вы догадались?
- Кто был у доски?
- Какие слова написал Рома?
- Молодцы, вы хорошо справились и с этим заданием.
10. Задание на карточках.
-Найдите фрагменты с буквой м, раскрасьте их и узнаете, во что любит играть Рома со своими друзьями во время перемены.
Проверка с документ-камерой.
11. Работа с электронным приложением.
Составьте рассказ по картинкам, употребляя слова со звуками [м], [м’].
- А теперь давайте посмотрим м/ф и узнаем, что снял по нашему рассказу режиссер.
12. Подведение итогов урока.
Тихо все на месте сядем
И закроем глазки.
Вспомним, всё, что изучали,
Без моей подсказки.
- С какими новыми звуками мы познакомились?
-Какой буквой они обозначаются на письме?
-Чему научились на уроке?
- Какие задания показались наиболее интересными?
13. Рефлексия
- Муха-Цокотуха благодарит вас за работу и просит прикрепить ей смайлик со своим настроением.