(Слышим звук [ш], а писать нужно букву [Ж]. Дети объясняют написание этих слов, подбирая проверочные слова. (Проверочное слово - это слово, которым мы проверяем другое родственное слово, неясное нам в правильном написании).
Вывод: Жи-ши пиши с гласной И!
- Какие из этих слов употреблены в единственном числе, а какие во множественном числе?
VI. Закрепление.
- Посмотрите на доску, прочитайте текст и найдите ошибку.
ВАРЯ И ЧИЖ
У Вари был чиж. Чиж жыл в клетке и ни разу не пел.
Пришла варя к чижу.
- "Пора тебе, чиж, петь".
- "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".
VII. Подведение итогов.
- Какую букву и какой звук мы сегодня прошли?
- Какую новую орфограмму сегодня изучили?
VIII. Рефлексия.
- На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Если вы захотите посмотреть на цветной портрет жука, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж.
Дополнительный материал
Игра «Составь слово». На доске вы видите слова, добавьте недостающий слог, чтобы получилось слово. Полностью произнесите его.
Речевой материал: жа (ба), у (жи), ё (ж), жеребе (нок), жи (раф).
(Звуковой анализ(в начале, середине, конце))
- В каких словах звук Ж в начале слова? (жаба, жеребёнок, жираф)
- В каких словах звук Ж в середине слова? (ужи)
- В каких словах звук Ж в конце слова? (ёж)
Звуко-буквенный анализ слова: Яша (2 слога, т.к. 2 гласных звука); (ударение падает на А);