- С каким звуком мы познакомились на прошлом уроке? (со звуком ж)
- Дайте характеристику этому звуку.
- Игра «Где спрятался звук [ж]»?
Жук, лужа, лыжи, жираф, жёлудь, пожар, журавль.
- Какой буквой обозначается звук [ж]?
3. Самоопределение к деятельности.
- Кто догадался, с каким звуком и буквой мы продолжим работу на сегодняшнем уроке?
- Какие задачи мы поставим на уроке?
1. Продолжим знакомство со звуком [ж] и буквой Ж,ж.
2. Будем учиться отличать новый звук от других звуков.
3. Научимся читать слова, тексты с буквой Ж,ж.
4. Чистоговорки.
- Мы с вами умеем читать и много внимания уделяем формированию правильной, четкой, плавной и красивой речи, проговаривая чистоговорки и скороговорки.
- На слайде вы видите чистоговорку, прочитайте жужжащим чтением.
Жа-жа-жа – в трубе осела сажа,
Жу-жу-жу – я на стульчике сижу,
Же-же-же – дождь прошёл уже,
Жи-жи-жи - папа наточил ножи,
Жо-жо-жо – в комнате свежо.
- Какой звук чаще всего повторяется в словах?
Дайте характеристику звуку?
- Итак, мы подготовили к работе речевой аппарат.
5. Отгадайте загадку.
- А сейчас предлагаю отгадать загадку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
- Что такое снежинка? (Снежинка – это очень маленькая снежная частичка)
- Поднимите руки, кому из вас приходилось ловить на ладошку снежинку?
-Что происходит со снежинкой, если она попала на вашу ладонь?
- Как выглядят снежинки?
- Оказывается, снежинки не всегда бывают белыми. Бывают случаи, когда на землю выпадают снежинки красного, синего и жёлтого цвета. Происходит это из-за присутствия пыльцы, которая находится в воздухе перед тем, как начинает падать снежок. По снежинкам можно предсказать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.
6. Работа по учебнику.
- Как вы думаете, о чем мы будем читать небольшой текст?
- Откройте учебник на странице 26. Найдите текст «Первые снежинки».
- Прочитайте жужжащим чтением, вслух.
- Что стало замерзать?
- Какие снежинки закружились?
- Рассмотрите иллюстрацию и составьте предложение со словом «малыши».
- Прочитайте текст, используя и свое предложение.
- Найдите в тексте слова, в которых есть слоги ЖИ-ШИ.
- Какой гласный звук слышится в этих слогах?
- А какой буквой на письме обозначается?
- Какое правило, мы знаем?
7. Чтение слов.
- Прочитайте пары слов жужжащим чтением, вслух.
- Что вы можете сказать о словах первого столбика? 2 столбика?
8. Чтение текста Л.Н.Толстой «Чиж».
- Сейчас мы прочитаем рассказ, а о ком вы узнаете, если отгадаете загадку.
Ест, висит на тонких ветках
Часто дети держат в клетках,
Глянь-ка, коли разглядишь:
Изжелта – зеленый … (чиж)
- О ком мы будем читать рассказ? (О чиже)
- А кто такой чиж?
- Чиж – это звонкая, голосистая птица. Живут в хвойных лесах. Сплоченные стайки постоянно перекликаются разнообразными сигналами. Слушать чижей в лесу приятно. Они создают атмосферу радости и доброго настроения.
- Мы сейчас с вами тоже послушаем пение чижей.
- А написал этот рассказ Л.Н.Толстой. Он родился в г. Тула в имении Ясная Поляна. Здесь Л.Н. открыл школы для крестьянских детей и сам написал для них азбуку. Он учил их грамоте. Много произведений Л.Н. написал для детей.
- А сейчас, прочитаем рассказ. Я прочту, а вы должны послушать, и ответить 6на вопрос: кому понравился рассказ? Чем он вам понравился?
- Чтение рассказа учителем.
- Поднимите руки, кому понравился рассказ? Чем он вам понравился?
9. Повторное чтение рассказа.
- Жужжащим чтением, чтение по цепочке.
10. Анализ произведения.
- У кого был чиж?
- Где жил чиж?
- Как он вел себя в клетке?
- Почему девочка отпустила чижа?
- Что сделал чиж, когда вылетел из клетки?
- Чему учит нас этот рассказ?
11. Итог урока.
- Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?