Просмотр содержимого документа
«ЗВУК [Ц], БУКВЫ Ц, ц»
Конспект открытого урока по обучению грамоте «Буква Ц,ц. Звук[ц]».
Цели:образовательные: -познакомить обучающихся с буквами «Ц, ц» и твёрдым звуком [ц]; -совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом; -способствовать развитию связной речи, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Формировать УУД: - личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные: знать название и начертание буквы Ц; знать звук, который обозначает буква «ц»; уметь читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД); уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД).
Основные понятия: Буква «Ц». Звук [ц].
Межпредметные связи: литературное чтение, ОБЖ.
Ресурсы: «Азбука», «лента букв», отгадки к загадкам (цапля, цирк), магнитная азбука музыкальное сопровождение для физкультминутки, буквы «Ц, ц», звуковые схемы, зеркальце, рисунки к стихам про букву «ц».
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем всех, кто пришёл к нам сегодня на урок.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
— Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь человеческая улыбка — одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбка несёт доброту и нежность людям.
— Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
- Какой урок мы с вами начинаем? (Урок чтения). - Чему мы учимся на уроках чтения? (Мы знакомимся с новыми буквами, узнаём какие звуки они обозначают, учимся читать).
2. Актуализация знаний. - А сейчас проверим ваши полученные знания.1) Чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем). 2) На какие две группы можно разделить все буквы алфавита? (Все буквы русского алфавита делятся на гласные, согласные и буквы, которые не обозначают звука). 3) А, О, У, Ы- что вы знаете об этих гласных? (Эти гласные обозначают твёрдость предшествующего согласного звука). 4) Я, Е, Ё, И, Ю- что скажите об этих гласных?(Эти гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука). 5) Я. Е, Ё, Ю- чем интересны эти буквы?(Эти буквы обозначают два звука). 6) Ь- что знаете об этой букве? ( Показываю букву) (Эта буква не обозначает звука, служит для смягчения согласного звука).
3. Постановка проблемной ситуации. ( Тема и цели урока). - Хотите узнать, с какой буквой мы сегодня познакомимся? Я вам предложу сейчас несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой-нибудь один.
1)Я вам просто назову эту букву. 2) Можно открыть азбуку и там найти эту букву. 3) Я буду вам загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать, а потом мы вместе узнаем, что за буква пришла на урок.
Загадки: ( Слова - отгадки вывешиваются на доску).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат. (Цапля).
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выскочило чудо. ( Цыплёнок).
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры).
Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
Вы, конечно, там бывали. (Цирк)
- Что заметили общего в словах-отгадках? ( Во всех отгадках есть буква «ц»). - Кто может назвать тему нашего урока? (Буква «Ц»). – Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.
- Познакомиться…. с новой буквой. - Узнать какие звуки….. она обозначает. - Научиться читать…… слова и слоги с этой буквой.
4. Работа по теме урока. 1) Знакомство с буквой «ц» - А кто уже знает эту букву? (Показываю букву «ц»). А на что она похожа? (Ответы детей).
(Учитель читает стихи о букве «ц») 1) Стул чинил сегодня мастер. Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул - Стал на «Ц» похожим стул. (Демонстрирую превращение стула в букву «ц»).
2)Вот какая буква «Ц» С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. ( Рисунок кошки).
- А зачем нам две буквы «Ц, ц»? (С заглавной буквы пишутся имена собственные, а имена нарицательные пишутся с маленькой буквы). 2) Знакомство со звуком [ц]. - Ребята, как вы думаете, а какой звук она обозначает? (Ответы детей). - Давайте проверим ваши предположения. Предлагаю выявить это в процессе исследования.
Показ перед зеркалом и объяснение артикуляции звука [Ц]:
Характеристика звука [ц] по схеме.
-Давайте произнесём звук ц
- Что делают губы? (улыбаются)
- Что делают зубы? (заборчик)
- Что делает язык? (приподнимается)
- Какой дует ветерок? (тёплый)
- А есть ли в горлышке звоночек? (нет)
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: показ звуковой фишки.
5. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых, двухуровневых моделей.
Составьте на магнитной доске слово «цапля».
- Прочитайте это слово по слогам и орфоэпически.
-Какой слог ударный?
- Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [ц].
- Проанализируйте оставшиеся звуки.
- В какой части слова стоит интересующий нас звук?
- Составьте предложение с этим словом. (Цапля питается лягушками.)
Аналогичная работа проводится с остальными словами.
6. Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использованием двух приемов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение (с.110).
- Что объединяет все слоги? (В данных слогах есть звук [ц].)
- На какие две группы можно разделить все слоги? (Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, которые начинаются с согласного звука).
7. Упражнение в чтении слов (с.111).
После чтения учащиеся, отмечают изученные звуки и буквы.
-Объясните значение слов:
Циркуль – инструмент, состоящий из двух раздвигающихся ножек и служащий для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах.
Рыцарь – воин в Западной Европе в Средние века.
Церкви – здания для исполнения религиозных обрядов и служб.
8. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.
У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми отличаются слова в парах. У слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары.
- Объясните значение слов:
Ларь – (ларец), искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения вещей, драгоценностей, шкатулка, сундучок.
Жилец – лицо, живущее в доме, не являющемся его личной собственностью.
Ранец – жесткая сумка для ношения за спиной.
Физкультминутка Я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором есть звук [ц] хлопайте в ладоши, а если звук [с] поднимайте руки: цветок, свисток, огурцы, цепочка, сыночка, волосы, голоса, циркуль, ножницы, солнце, скворцы. (последние два слова учащиеся должны проанализировать внимательно).
9. Чтение и пословиц и поговорок (с.111).
- Объясните смысл пословиц.
- Что объединяет данные пословицы? (Пословицы о весенней погоде)
10. Работа в парах
(Самостоятельное жужжащее чтение текста)
Один ребёнок называет слова со звуком ц (солнце, оконце, цветами, птицы), а другой определяет место этого звука в слове.
Весеннее солнце.
Зиме конец! Весеннее солнце смотрит к нам в оконце. Весенний день – долгий день. Солнце землю прогревает. Деревья в листья одевает. Цветами землю украшает. Птицы рады солнцу и цветам.
11. Итог урока.
- Вспомним, какие цели мы ставили на сегодняшний урок?
-Удалось ли нам их достичь?
12.Рефлексия.
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то выберите яблоко красного цвета, если вы работали не в полную силу, у вас остались какие-либо вопросы по этой теме, то яблоко желтого цвета. Если вы не разобрались с этой темой совсем, то яблоко зеленого цвета.