3. Постановка учебной задачи и её решение. Словесный: ответы на вопросы. Словесный: беседа Словесный: беседа. Практич: игра. Практич.: письм. граммат.упр. | 30 мин. | Кто может найти страницу в Азбуке, с которой нам предстоит сегодня поработать? (Стр.19) - Кто может мне назвать тему урока? (буква и звук Э) иллюстрация. Правильно, мы сегодня познакомимся с этой буквой и узнаем, какой звук она обозначает. Ребята, сегодня необычный урок, к нам явился Незнайка. -Скажите, на что похожа буква Э? А вот Незнайка, выучил вот такое стихотворение. Прослушав его, ответьте, на что же похожа буква э? « «С» немного встрепенулась, И тотчас перевернулась. Язычок нам показала И на Э похожа стала.» А вот еще одно.. «Это – Э С открытым ртом И большущим языком» Ребята, давайте хором проговорим этот звук. Что губки делают, когда мы говорим этот звук? (Воздух легко проходит, не встречает преград) Давайте проверим, какой это звук (гласный или согласный)? Можем мы его пропеть голосом? (да, значит он - гласный) Поиграем с этим звуком? Давайте скажем этот звук с восхищением. (Э! Э! Э!) А теперь давайте скажем с грустью. (Э– Э – Э) Давайте будем звать друзей, имена которых начинаются на букву «Э», может кто–нибудь отзовётся: Э –э э ля, Э-э-дик,_ А вы заметили, что когда мы зовём кого-то, мы как бы громче произносим один звук. Такой звук, выделяемый голосом называют «ударным». Какой вывод можем сделать? Какой бывает звук «Э»? (ударным и безударным) Уу, Незнайка что-то огорчается, что же случилось то? Оказывается, случилось что-то непредвиденное. буква Э по его мнению у нас ворчливая. И вот какие сведения, он получил об этой букве.. «- Э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть не в самый конец алфавита… Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед!.. Но буквы сказали: - Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть.» -Ребята, откройте азбуку на странице 19. Посмотрите в верхний левый угол. Что вы там видите? (лицо) С каким звуком будем сегодня знакомиться? Ребята, вы должны назвать картинки с обязательным условием, чтобы в этих словах присутствовала буква «э». Посмотрите на первую картинку (эльф), давайте с вами произнесем что это. А что мы видим под картинкой? (модель), что обозначается кружочком? (звук, который мы изучаем, гласный) (Безударный гласный звук) Подходит ли схема к картинке? Сколько звуков произнесли? (3зв). Звук «э» какой по счету? Подходит? Давайте потянем звук. (Э-ээ льф). Давайте с вами дадим характеристику, почему называют гласным. Расскажите о звуке (э). Встречает преграды? Ребята вот мы и познакомились с новым звуком. Переходим дальше. Посмотрите на вторую картинку, что вы там видете? (Мальчика) Назовите его. (Эдик), давайте с вами произнесем кто это. А что мы видим под картинкой? (модель) Подходит ли схема к картинке? Сколько звуков произнесли? (4зв) Подходит? Давайте потянем звук. (Э-ээ дик). Давайте с вами дадим характеристику, почему называют гласным. Расскажите о звуке (э). И давайте с вами рассмотрим третью картинку. А как называют человека, который пишет стихи (Поэт), давайте с вами произнесем кто это. Это А.С. Пушкин, выдающийся поэт России. А что мы видим под картинкой? (модель) Подходит ли схема к картинке? Сколько звуков произнесли? (4зв) Подходит? Давайте потянем звук. (По э-э-э т). Скажите, почему данный звук «э» называют гласным? | Определять цели и пути их достижения. Усваивать данные правила. Произносить звуки. Соотносить орфограммы с алгоритмом, доказывать свое мнение. Работать по иллюстрации учебника. Соотносить слово и модель к нему. | К: высказывать своё мнение. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: строить речевое высказывание. Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
4. Решение частных задач на основе анализа теста. Словесный: слово учителя, ответы учеников. Практич: отгадывание загадок. | 12 мин. | А сейчас, я ребята проверю вашу внимательность. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щётка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо. Молодцы, вы справились! Кто изображен? (девочка с именем Эля). А теперь отгадайте, почему здесь изобразили девочку? Какое нужно задание выполнить? Отгадайте загадку: «Родственное мое, мне дано, люди пользуются, а мне редко приходится» (имя) Подскажите, может здесь какое-нибудь правило спрятано? Скажите, какая буква из двух печатных будет использоваться в этом слове? Посмотрите на модель, данную под картинкой. Какая будет особенность у модели этого слова в предложении? (Слово «Эля», имя собственное, поэтому первая буква в нем – прописная!) А теперь составьте предложение со словом Эля. Составьте схему этого предложения у доски. Отгадайте след.загадку: Живу без тела, говорю без языка, Плачу без горя, смеюсь без радости. Никому меня не видно, а всякому слышно. (Эхо) Какая картинка нам подходит? (2ая снизу) Давайте посмотрим, соответствует ли картинка и модель? Давайте с вами произнесем (Э-эхо). Какая особенность у данного слова? На каком месте стоит буква «Э»? А теперь посмотрите следующую картинку. Что вы на ней видите? А как называется когда вдвоем выступают? (Дуэт) Смотрим, подходит ли нам модель? Давайте с вами произнесем. (Д-у-э-э-т) На каком месте стоит буква «Э»?. А вот теперь объедините все 3 схемы. И ответьте нам, какой вывод мы можем сделать? (Буква «э» в словах может находиться или в начале или в середине слова). Ребята, вы помогли нашему другу Незнайке! Теперь он будет знать, как использовать букву «э». | Воспроизводить сохраненную информацию. Отгадывать загадки, и соотносить с темой урока. Определять место стоящей буквы в словах. | Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
7. Рефлексия. Итог урока. | 5 мин. | - Чему был посвящен наш урок? (Буква Э) Какие цели ставили перед собой? Достигли их? -Как мы поняли, что звук [э] гласный? (воздух проходит свободно. Ребята, кому было трудно сегодня на уроке? А кому все легко и быстро удавалось? А настроение ваше изменилось? Достаньте 2 цветных карандаша. (Красный и зеленый) Покажите мне цветным карандашом своё настроение. Если отличное настроение – поднимите зеленый карандаш, если плохое – красный. Хорошо, наше настроение почти не изменилось, оно такое же хорошее, как и вначале урока. Спасибо вам за урок. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р: осуществлять итоговый контроль |