Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.
Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль
Основные понятия: буквы «Д,д», звуки [д], [д,]; «родственные слова».
Межпредметные связи: окружающий мир.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на
внимание);
игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;
При подготовке к уроку использовала компьютер – программа Microsoft Office Power Point 2007, Microsoft Office Power Word 2007, Paint, интернет ресурсы.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Л)
Мы пришли сюда учиться…
Обращение к гостям в начале урока:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного. Слайд №1
2. Актуализация знаний детей.(П)
«Предложения – колечки».
Хоровое чтение изученных букв.
3. Целеполагание и мотивация. (Р,П)
- Мы продолжаем путешествие в город Алфавитинск. Сегодня познакомимся с новыми звуками и буквами. А с какими, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Г.- Х. Андерсен «Дюймовочка») Слайд №2
4. «Открытие» новых знаний детьми. (П)
Выделение звука [д, ] из слова Дюймовочка.
Характеристика звука [д ,]
-Сформулируйте тему и цели урока. Слайд №3
-Прочитайте девиз урока. Слайд №4
Дружба – в делах помощница. (Л)
-Объясните смысл пословицы. Какие пословицы о дружбе вы знаете?
(Друг познается в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Игра «Кто больше запомнит слов со звуками [д ], [д, ] (П)
Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка.
-Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д, ] - зелёную.
Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, дерево, дятел, дупло, доброта.
-Назовите слова, в которых встречаются звуки [д], [д, ]. (П)
Знакомство с буквами «Д, д».
6. Первичное закрепление.
Работа с букварём (стр. 62)
Работа со столбиками слов. (П) Слайд №5
Чтение цепочкой.
-Найдите в словах общую часть.
(Знакомство с понятием «родственные слова» ).
-Назовите слова, которые отвечают на вопрос «какой?».
(Дубовый, дворовый)
-Подберите к ним слова, отвечающие на вопросы что? кто? (Р)
(Дубовый лес, лист, стол.
Дворовый пес, клуб)
Работа с текстом.
Чтение и пересказ текста. Слайды №6, №7, №8
-Почему эти предложения можно назвать текстом?
(У текста есть название, имеет две части. Предложения связаны между собой по смыслу.)
Выборочное чтение.
-Прочитайте слова, в которых встречается буква д.
-Поставьте вопросы к тексту.
7 . Дети утром рано встали
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть.
(Дети садятся за парты.)
8. Закрепление нового материала.
-Расскажите, как вы помогаете птицам. (К)
Чтение стихотворений наизусть.
Слайды №9, №10, №11, №12
Синица - мастерица все лето веселится. Охотница, певица, в саду она - царица. Увы, не может птица зимою прокормиться. Едва взойдет зарница, синица в дом стучится. Малыш наш удивится: - "Она здесь не жилица. Зачем в окно стучится, заглядывает в лица?" - "Синичек вереница летит сюда кормиться! Насыплем мы для птицы семян, зерна крупицы!"
Помогу птичкам.
В воздухе кружится Беленький снежок. Он укрыл деревья Поле и лужок.
Птичкам стало хуже, Корма не достать. Мы поможем пташкам Перезимовать
Вывесим кормушки С хлебом и зерном. Прилетайте, пташки , В гости вас зовём!
Чтение текста «Свой угол» учителем.
Д. Тихомиров
Идет мужик за возом по морозу и думает: «Хорошо теперь дома, в теплой хате».
Рыскает зверь по лесу, зябнет на морозе и думает: «Хорошо бы теперь лежать в теплом логове».
Летела птица по поднебесью. Била птицу вьюга-метель. Думает птица «Хорошо бы теперь сидеть в теплом гнезде»,
И человеку, и зверю, и птице тепло и привольно в своем родном углу.
-В каком предложении выражена главная мысль текста?
(И человеку, и зверю, и птице тепло и привольно в своем родном углу)
Работа в тетради (стр.30)
-Как называется дом у этих животных?
(Берлога, дупло, нора)
-Соедините соответствующие слова и картинки. (Р)
-Прочитайте двустишие.
-Можно ли назвать это двустишие скороговоркой? (П)
(Да, потому что один звук повторяется несколько раз)
-Давайте произнесём скороговорку сначала медленно, тихо, затем быстрее, громче.
-Подчеркните в тексте буквы д, б.
Самопроверка. Слайд №13
-Найдите слово, в котором есть звук [д,].
(Дятел)
-Составьте схему этого слова. Разделите на слоги. Поставьте ударение. (Р)
9. Повторение пройденного.
Работа на карточках.
1.Распредели буквы по группам разными способами
Д, Г, Б, Ф – заглавные буквы
в, п, к, т – строчные буквы
Д, Г, Б, в - звонкие согласные
Ф, п, к, т – глухие согласные
2.Игра «Третий лишний».
(а, э, ы -лишняя ы
и, о, у – лишняя и
т, д, к – лишняя к)
Игра «Составь слова». (К)
(кол, лом, мол, лак, мак, лад, кило, мода, клад)
10. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Л)
-Что нового узнали на уроке?
-Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? Слайд №14
Обращение к гостям в конце урока:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Список использованной литературы:
Т.М.Андрианова «Букварь» – Москва, АСТ, Астрель, 2011.