Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Звенит звонок, зовет звонок, Пора нам начинать урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | – Как жужжит шмель? | – Ж-ж-ж… | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какой первый звук вы произнесли? – Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока | – [ж]. – Познакомиться с новым звуком и буквой, его обозначающей | Формулируют учебную задачу вместе с учителем | Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Знакомство со звуком [ж] (учебник, с. 14) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с моделью слова | – Прочитайте модели слов. – Найдите и произнесите новый звук в словах. – Выполните звуковой анализ слов «жук», «жаба». – Охарактеризуйте звук [ж] | – Жук, жаба. – [ж]. – Согласный, звонкий, только твердый | Выделяют звук [ж]. Характеризуют его, делают вывод. Выполняют звуковой анализ слов | Устные ответы, звуковой анализ слов |
2. Знакомство с буквой Жж (учебник, с. 14) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа | – Какой буквой обозначается звук [ж] на письме? Найдите ее на «ленте букв». – На что похожа буква (жэ) Жж? | – Жж. Находят букву на «ленте букв». | Соотносят звук и букву. Распознают изучаемую букву среди других | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | Стала снежинка Буквою Ж, Солнце ее Не растопит уже. Е. Тарлапан | Находят предметы, имеющие сходство с буквой Жж. Слушают стихотворение | букв. Устанавливают сходство буквы с окружающими предметами | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | Правильное выполнение движений |
3. Составление и чтение слогов и слов с буквой Жж (учебник, с. 14) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Чтение, беседа | – Прочитайте слоги в рамке. – Какие слова можно с ними образовать? – Прочитайте слова. – В каких словах слышите звук [ж]? | Читают слоги, образуют слова. Читают слова | Владеют навыками по- зиционного принципа чтения. Осуществляют словообразование. Распознают звук [ж] | Чтение, устные ответы |
4. Работа с текстом «Жук и жаба» (учебник, с. 14) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте текст. – Определите, что вы прочитали: сказку или рассказ? – С каких слов часто начинаются сказки? | Читают. – Сказку. – Жили-были... | Осмысленно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания. Определяют жанр литературного произведения | Устные ответы, чтение |
5. Кто где живет? (учебник, с. 14) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте вопрос и продолжите ответ на него | Читают вопрос. Отвечают | Привлекают для ответа имеющиеся знания | Чтение, устные ответы |
6. Чтение скороговорок (учебник, с. 14–15) | Групповая. Словесный. Чтение | – Прочитайте скороговорки. Запомните и прочитайте наизусть понравившуюся скороговорку | Читают скороговорки. Заучивают наизусть. Рассказывают | Быстро читают скороговорку, четко проговаривают слова | Произнесение скороговорки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7. Правописание -жи- (учебник, с. 15) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте слова, запомните написание слога -жи-. Слог -жи- пишется с буквой и | Читают слова. Повторяют правило | Осваивают правописание -жи- в словах | Чтение, правило |
8. Работа с текстом «Ежик» (учебник, с. 15) | Фронтальная. Словесный. Чтение, пересказ | – Прочитайте рассказ. – О чем вы узнали из рассказа | Читают, пересказывают | Понимают прочитанное, пересказывают, соблюдая логику изложения | Чтение, пересказ |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Я нашла себе жука На большой ромашке. Не хочу держать в руках – Пусть лежит в кармашке. Ой, упал, упал мой жук, Нос испачкал пылью. Улетел зеленый жук, Улетел на крыльях | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Учатся позитивно относиться к своему здоровью, овладевают способами физического самосовершенствования. Придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
9. Дидактическая игра «Доскажи словечко» (учебник, с. 15) | Коллективная. Словесный, практический. Игра | – Прочитайте начало фраз, закончите их | Читают. Заканчивают фразы | Принимают правила игры. Продолжают начало фраз по смыслу | Дидактическая игра |
V. Закрепление знаний и способов действий. Самостоятельная работа с электронным приложением к учебнику | Индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение, звуковые схемы, игры, чтение | – Выполните задания, предложенные в диске к теме «Жж» | Выполняют упражнения, работают со звуковыми схемами, играют, читают | Умеют работать с электронным пособием самостоятельно, выполняют задания | Упражнения, звуковые схемы |
Резервный материал «Мои первые книжки» (учебник, с. 16–19) | Групповая. Словесный. Чтение | – Прочитайте тексты и определите литературные жанры | Читают, распознают рассказ, сказку, прибаутку, загадку | Осмысленно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания. Различают литературные жанры | Чтение, устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Развитие речи «Загадки слов» (учебник, с. 18–19). 1. Работа над многозначными словами (учебник, с. 18) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте тексты и объясните значения слова «сережки». – Прочитайте пары словосочетаний и объясните значения слов «свежий», «золотой» | Читают, объясняют значения многозначных слов | Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Понимают смысл прочитанного, строят понятные высказывания | Чтение, устные ответы |
2. Игры со словами «Слова из слова» (учебник, с. 18) | Коллективная. Словесный, практический. Игра | Знакомит с правилами игры | Образуют новые слова из слова в ходе соревнования | Осуществляют словообразование. Умеют работать коллективно | Игра, образование новых слов |
3. Рассказ по картинке (учебник, с. 19) | Фронтальная. Словесный. Беседа, рассказ | – Рассмотрите картинку. Составьте по ней рассказ | Рассматривают картинку. Составляют по ней рассказ | Творческое рассказывание по картинке | Рассказ по картинке |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – С какими звуком и буквой вы познакомились сегодня на уроке? – Какие знания приобрели? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? Спасибо за урок | Отвечают на вопросы | Оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют самоконтроль | Устные ответы на вопросы |