строить речевое высказывание в устной форме.
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности | - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что наш урок принесёт вам радость общения друг с другом. Каждый урок несёт нам частичку знаний. - Вот и сегодня вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов. | Мы умные, мы дружные. Мы внимательные, мы старательные. Мы в первом классе учимся И всё у нас получится! | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
II. Актуализация имеющихся знаний | - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе. - Сколько всего букв в русском языке? - Посмотрите на ленту букв и скажите: на какие две группы делятся все звуки и буквы русского алфавита? - Сколько гласных букв в русском языке? Назовите. - Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите. - Назовите гласные, слияние с которыми твёрдое. - Назовите гласные, слияние с которыми мягкое. - На какие группы можно разделить все согласные звуки? - Назовите согласные звонкие…глухие, парные, непарные - А что вы знаете интересного о звуке Ш ? Какие согласные твёрдые вы ещё знаете? - А что вы знаете интересного о звуке Ч ? Какие согласные мягкие вы ещё знаете? | 33 буквы Гласные и согласные 10 (а, о, у, ы, э, е, ё, ю, и, я) 6 (а, о, у, ы, э, и) а,о,у,ы,э е,ё,ю,я,и называют Буква Ш - всегда обозначает твердый звук Буква Ч – всегда обозначает мягкий звук Ч | познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); определять и формулировать цель деятельности на уроке.
регулятивные: осуществлять самоконтроль; отличать верно данный ответ от неверного;
коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание | Послушайте слова и найдите во всех словах одинаковый звук. (ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи) Кто догадался, какая тема нашего урока? Какие цели ставим перед собой? Создание проблемной ситуации - Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность. | Буква Ж, ж познакомиться с новой буквой, учиться давать характеристику звукам; читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; |
IV. Совместное открытие знания | Поиск решения проблемы - Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «жаба» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, подготовьте характеристику звука [ж] по плану. | составляют схемы слов. Вывод: звук Ж всегда твёрдый! | регулятивные: - работать по предложенному плану; - отличать верно, выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) Коммуникативные: - слушать и понимать речь других |
V. Первичное закрепление во внешней речи | Работа по учебнику. 1. Чтение слогов с буквой «Ж, ж» на с.25 С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему? Прочитайте слоги самостоятельно; хором. -Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания. -Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти. -Прочитайте, пожалуйста, вывод на с.26 -Это нужно запомнить! 2.Чтение слов на с.25 друг, дружок могу, может жук, Жучка телега, тележка -Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова. -Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова -Прочитайте слова, где буквы [ж] нет! Физминутка Лежебока рыжий кот (встать за партой); отлежал себе живот (потянуться); Встал и выгнул спину в мост (согнуться); Распушил красивый хвост (прогнуться); Мягко лапками пошёл (изобразить кота); Тихо песенку завёл (сесть за парту). Какие слова со звуком [ж] встретились в физминутке? 3. Чтение рассказа «Чиж». - Вы можете предположить, о чем этот рассказ? - А кто такой чиж? -Какие чувства вы испытываете? Вопросы по содержанию: – Кто был у Вари? – Где жил чиж? – Что сказала Варя чижу? – Что ответил чиж? -Как вы думаете, Варя отпустит чижа, а как бы поступили вы? | “Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”. И, Е Жи пиши с гласной и, же – с гласной е. Ши пиши с гласной и, ше - с гласной е. Дети читают. дети читают Называют слова, звуки. Где они стоят? (стоят в начале слова, в середине) Читают «цепочкой», отвечают на вопросы, слушают пение чижа ответы детей ответы детей | |
VI. Самостоятельная работа с проверкой | подчеркнуть в словах все буквы Ж, составить схему слова (жук, жеребёнок, жаворонок, пожар, лужа, жёлуди | Алина, Андрей: схема слова ЖУК; Гридина Р., Непочатых Р, Плюхина В -схема слов жеребёнок, жаворонок. Ворона Ж. подчеркнуть только буквы Ж | Регулятивные: - самоконтроль деятельности; -самооценка результатов работы; умение работать самостоятельно |
VI. Включение в систему знаний и повторений | 1. Вставайте каждый раз, когда услышите звук Ж. (кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щётка, ежик, лиса, жук, ужи). 2.Превращение слов – волшебная цепочка 3. Ответьте на вопросы. Все ответы на букву Ж. Кличка собаки из сказки "Репка" Животное с самой длинной шеей. Птицы, летящие клином. Что у человека дороже всего? Детская игра. Плод дуба. Детеныш лошади. Кто унёс Дюймовочку из дома доброй женщины? Как же называется буква, которая обозначает согласный звонкий твёрдый звук [ж]? На что похожа эта буква? | Ножницы, лыжи. Жук, ужи Жук-лук-сук Жучка жираф журавли жизнь жмурки жёлуди жеребёнок жаба буква Ж жук | познавательные: общеучебные логические (анализ объекта, синтез, сравнение); личностные : ценностно-смысловые ориентации, самоопределение. |
VII. Рефлексия | Какие открытия сделали о новой букве? Что появляется на небе, когда светит солнце и заканчивается дождик? Если вы хорошо потрудились, то раскрасьте солнышко таким цветом, в названии которого есть звук [ж] (желтый, оранжевый) Если вы считаете, что могли бы работать лучше, то раскрасьте тем цветом, в названии которого не встречается звук [ж] | Раскрашивают солнышко, оценивая свою работу. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками. |