Цель: Знакомить с новым звуком и буквой, с правилом «ЖИ», отрабатывать навык правильного, сознательного чтения; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание; воспитывать любознательность, дружеские отношения.
Ход урока
I. Организационный момент. Настрой на урок. Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Поделитесь улыбкою своей и она к вам не раз еще вернется. II. Актуализация опорных знаний. Повторение. 1. –Что мы делаем на уроке грамоты? Чем отличаются звуки от букв? Какие бывают звуки? Какие звуки мы называем согласными? Какие звуки мы называем гласными? Чем обозначаем звуки на письме? Какой гласный звук смягчает впереди стоящий согласный? 2. Игра «Назови звук» (на парте у каждого ученика картинка с изображением предмета, учащиеся называют предмет и первый звук)
3. Фонетическая зарядка.
- Как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…) Как звенит комарик? ( З-з-з…) «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…) Как шарик выпускает воздух ( С-с-с…) Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)
4. Игра «Звонкий - глухой»
Бочка – почка. Балка – палка. Влага – фляга. Дочка – точка. Дело – тело. Голос – колос.
Гол – кол. Зима – Сима.
III. Работа по теме урока 1) Игра «Добавлялки» Жу-жу-жу – я по листику… (хожу). Жи-жи-жи – мне ты лапку… (покажи) Же-же-же – ох, устал летать… (уже) Жи-жи-жи – ты шнурочек …(завяжи). Жа-жа-жа – вы не бойтесь… (ежа). 2) «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]» ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...
3) Повторение за учителем слогов жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо... жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...
4) Закончить слова слогом ЖИ.
Какие слова получились? Эта..., гара..., чи..., черте..., мор...
5) Игра «Большой — маленький»
Флаг — флажок, берег — ..., друг — ..., рог — ..., пирог — ..., круг — ..., утюг — ...
6) Заменить первый звук в словах на звук [Ж].
Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом. Лук — жук, баба — ..., мир — ..., мало — ..., пакет — ..., билет — ..., пучок — ..., Веня — ...
7) Выучить чистоговорки: Жа-жа-жа — мы видели ежа. Жи-жи-жи — бегут ежи. Жу-жу-жу — помоги ежу. Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».
8) Работа в тетради
Письмо под диктовку: жук, жуки, кожа, жаба, жабы. Чтение, списывание предложений: Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.
9) Работа по учебнику - Чтение слогов на изучаемую букву
- Работа по картинке
- Чтение сказки
IV. Итог урока
- С каким звуком работали сегодня? - Что знаете об этом звуке? Какой он? Почему? - Фишкой какого цвета будем его обозначать? Почему? - Какое правило запомнили?