Тип урока __ОНЗ__________________________________________________________________________________________________________
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
I. Мотивация к учебной деятельности | | Учитель открывает на доске стихотворение | Словесные, наглядные. | | В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело - О каком деле идет речь? (Об открытии нового знания.) | | Регулятивные: обеспечение учащимися организации их учебной деятельности эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук; осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. |
II.Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. | | поочередно с помощью мышки появляются картинки | | | – Назовите предмет, изображённый на картинке. – Замените в этом слове первый звук, чтобы получилось другое слово – порода собак. – Снова замените первый звук в этом слове, чтобы получилось название детали, предназначенной для скрепления чего-либо. Деталь имеет отверстие и винтовую нарезку. Что это за слово? – Что общего в этих словах? – Сформулируйте тему и цель нашего урока | Это чайка. Лайка гайка. 2 cлога, 2 сл ударн., Й |
III. Постановка проблемы и «открытие» новых знаний | | 1. Введение и характеристика нового звука. Включаю слайд- Знайка 2.Дидактическая игра. | | | Сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой. В его имени есть новый звук. Он много читает и поэтому много знает. – Какой герой у нас в гостях, из какой сказки он к нам пришёл? – Произнесите слово Знайка, выделяя в нём новый звук. – Произнесите звук [й’] ещё раз. - Посмотрите на ленту букв, дайте характеристику новому звуку. – А теперь давайте узнаем несколько Знайкиных тайн. Что Знайка больше любит: кисель или йогурт? Почему? покажи в какой части слова? | Это герой сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». [й’]- согл ., зв., непарн., всегда мягкий Йогурт. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели |
| | | | | – Из каких фруктов Знайка больше любит варенье покажи в какой части слова? – Какой месяц в году для Знайки самый лучший? покажи в какой части слова? - Сделайте вывод
- Кто такой йог?. | Из айвы Май. Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог. | Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука. |
| | 3. Физминутка | | | – На физкультминутке мы с вами узнаем, о чём недавно прочитал Знайка в книгах. Если в названном мной слове есть звук [й'], вы несколько раз киваете головой. Если звука [й’] в слове нет, качаете головой вправо–влево. Итак, узнаем, о чем прочитал Зайка. | О войне, о тайне, о пустыне, о спорте, о йоге, о медведе, о мире, о зайце, об айсберге, о водопаде. | |
| | 3. Знакомство с новой буквой. | | | - Я буду показывать букву, если вы знакомились раньше с ними на уроках, то называете их. Если встретится незнакомая буква, хлопаете в ладоши. Дети хлопают в ладоши при виде буквы й. – Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется? – Это буква «и краткое». _ Какой звук обозначает? – На какую букву похожа буква й? СЕЙЧАС САША ПРЕДСТАВИТ НОВУЮ БУКВУ. | Буква й была введена в азбуку, как и буква э, в 1735 году, хотя её начали употреблять гораздо раньше. Почему эта буква называется «и краткое»? Потому что составлена она была из буквы и, над которой писали значок, называемый «крътка» «и с краткой». А потом, не понимая, что это за кратка, люди стали говорить «и краткое». | |
IV. Первичное закрепление. | | Первичное закрепление во внешней речи Работа по учебнику | | | а) Прочитайте задание Самостоят. прочитайте и допишите букву. Кристина на доске выполняет, читает. - Согласны? У кого так? Какую букву вставили? Какой звук обозначает? б) Следующее задание - Найдите и зачеркните лишнюю букву: н, р, й, и. - Докажите свой выбор. – Что общего у оставшихся букв? _ Какие звуки они обозначают? - Чем отличается Й от остальных согл. звуков? в) Чтение столбиков слов. 1 ряд, 2 ряд…….,хором. | Гласная согл., зв., непарн.) | |
V. Включение нового знания в систему знаний. | | Физминутка «Зайчишка» | | | 1) - Сейчас узнаем друга Знайки (ребус) – зайка. - Он предлагает нам отдохнуть. 2) -Что знаете о зайце? - В нашей стране водятся два типа зайцев. Русак и беляк .Они отличаются размером, окрасом, местами обитания. В нашей степной зоне водится заяц- русак. Потомство у них бывает 3 раза в год. Спасаясь от врагов скорость развивает до 80 км в час 3) Знайка предлагает прочитать о своём друге | | |
| | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Работа в парах. Чтение текста . | | | - Работаем парами.1 ЧИТАЕТ, а другой следит - Какое было у вас задание? -Почему зайка попал в просак? - Что значит в просак? 4) - Сколько предложений в тесте? - Найдите предложение соответствующее схеме. - Назовите 2 слово в этом предложении. - Найдите в 1 предложении 5 слово и составьте схему слова - У кого все правильно? - Произнесите звук, дайте характеристику. -Найти слова с й и подчеркнуть в тексте. -Проверьте по эталону | Один ученик читает вслух. неловкое положение 4 (взаимопроверка с доски, оценить друг друга) Проверяют по эталону | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение; формирование умений слышать и слушать. |
| | 2) Групповая творческая работа. Составление правил обращения с книгами и соблюдать их. Правила обращения с книгами -Открывай книгу чистыми руками. -Не загибай страницы книги. -Читай, не делая пропусков. -Не делай записи карандашом. -Обязательно используй закладку. -Не забудь обернуть книгу. | | | - Знайка не только любит читать. Он привык очень бережно обращаться с книгами. - Знайка предлагает составить правила обращения с книгами и соблюдать их. - Из слов составьте предложения -Какое было у вас задание? -Покажите, как выполнили - Прочитайте 1 правило,. -Согласны? - Молодцы, ребята! Возьмите эти правила за эталон. - Эталон, что это? - Не забывайте их выполнять. | Каждая группа представляет свои правила. Выходят к доске. На экране постепенно появляется каждое правило. образец | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение; формирование умений слышать и слушать. |
VII Итог урока. | | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | | | - С какой буквой сегодня познакомились? - Что у нас получилось? Если дети затрудняются, то: - Хорошо, я вам помогу.(на слайде. Продолжи предложения Сегодня на уроке я: Оценить себя с помощью кружочков - Кто считает, что он работал хорошо, был активным на уроке, тот поднимает желтый кружок, а у кого не всегда все получалось и не очень активным был на уроке, то поднимите красный кружок - Надеюсь, что вы станете Знайкиными друзьями. | | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения Личностные: смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок; нравственно - эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор |