Цель:
- Познакомить детей с гласными буквамиО, о;
- закрепить гласные А, У; правило, когда пишется большая буква;
• продолжать учить проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог и ударную гласную;
- упражнять в составлении предложений по схеме;
- продолжать обобщать и систематизировать знания детей об осени, типичных осенних изменениях в природе;
- развивать фонематический слух, внимание, память, общую и мелкую моторику;
- воспитывать самостоятельность, активность, ответственность.
- Билингвальный компонент: б?лт- облако-сloud,к?з- осень-аutumn.
Ход занятия
I. Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте мы их поприветствуем:
Салем к?н!
Салем аспан,
Салем сен,
Салем мен!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое,
Зравствуйте мои друзья,
Очень рад вас, видеть я!
Goodmorning!
-Жа?сы, отыры?дар. Садитесь.Sit down.
-Сегодня мы продолжим изучение алфавита, познакомимся с новой буквой, почитаем и пропишем её. Я загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и скажите что это:
Пушистая вата
Плывет куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако)
-Правильно это облако. Облако на казахском языке – б?лт, на английском сloud.
(показать картинку веселого Облака)
-Это облако не простое, а живое, оно хочет послушать, как вы сможете прочитать его любимую букву, а какую, как вы думаете? (Варианты детей, о) Правильно, потому что первый звук в слове облако. [о]. И мы узнаем, какой же буквой обозначается звук [о]. А ещё мы научимся писать любимую букву Облачка - О. А кто мне скажет какое сейчас время года? (Осень). Осень на казахском языке – к?з, на английско маutumn.(повторение детьми). Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь). В сентябре осень называют - ранняя, а в ноябре.? (Поздняя).
II. 1. Выделение звука. Как вы думаете, какая осень изображена на рисунке?
Кто спрятался в осеннем лесу? Обведи тех животных, в названии которых есть звук [о].
Составьте предложения по схемам. Почему гнездо пустое? Что делают осенью животные? Для кого домики? Соедините.
Сделайте звуковую схему к слову дупло (по алгоритму: назовите слово, выделите количество звуков кружками, разделите его на слоги, выделите ударный звук, обозначьте известные звуки цветом).
Физминутка(на казахском языке)
Тербеледі а?аштар
Алдымнан жел еседі
Кіп-кішкентай а?аштар
Улкен болып ?седі.
-А сейчас я вам предлагаю поиграть. Послушайте слова со звуком [о]. Если вы звук [о] услышите в начале слова поднимите левую руку, если в конце-правую, в середине слова-хлопните.
(Оля, яйцо, спорт, пианино, рот, кот и тд.)
-Ребята с каким звуком мы поиграли? (ответы детей)
-Скажите какие звуки бывают?(гласные, согласные)
-Как мы узнаем гласные звуки? (их можно пропеть, протянуть, прокричать)
-Расскажи Маша стихотворение о гласных звуках
-Как вы думаете звук [о] гласный или согласный
1.Характеристика звука. Звук [о]- гласный. Какие гласные мы уже знаем? (а, у, о)
- Знакомство с буквами. Звук [о] имеет свой знак - букву. (Показывает буквы О, о.) На что она похожа? (на колесо, на баранку)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
(Е. Тарлапан)
-В алфавите буква О стоит после буквы Н перед буквой П. Это буква О большая, заглавная, а это о маленькая строчная(показ букв). Скажите ребята, когда мы в словах пишем большую букву (ответы детей). А что нам скажут девочки про большую букву?
(Чтение детьми стихотворения «Большая буква».)
Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали,
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк,
В букве большой-уважения знак.
Физминутка.
«Медведь и заяц» (проводится 2-3 раза).
Воспитатель: У медведя дом большой.
Дети: (низко). Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками большой дом.)
Воспитатель: А у зайки маленький.
Дети: (высоко). Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками маленький дом.)
Воспитатель: Мишка наш пошел домой.
Дети: (медленно, степенно, протяжно). Ой! Ой! Ой! Ой! (Имитируют движение медведя вперевалочку.)
Воспитатель:Да и заинька домой.
Дети: (быстро, кратко). Ой! Ой! Ой! Ой! (Имитируют движения прыгающего зайца.)
III.Звуковой анализ слова Обруч. (один ребенок у доски)
1. Чтение слова
2. Определение количество звуков
3. Деление на слоги
4. Ударение
4. Обучение чтению слогов, слов, предложений с изучаемой буквой.
Придумывание истории, в которой было бы предложение «О-о-о!», выражающее такие чувства, как радость, удивление, испуг.
- Работа над предложением (словосочетанием). Подбери пару к слову.
Осень - дождь, зима -. (снег). Составь предложения, используя эти слова.
IV. 1. Анализ буквы О. Почему изображены две буквы? Когда пишут большую букву?
- Печатная буква О. Определение ориентировочных точек, копирование печатной буквы, самостоятельная постановка ориентиров-точек, печатание (тетрадь лежит прямо).
- Письмо по образцу: анализ образца (строчные буквы состоят из одного элемента - овала); определение начала письма - ставим точку в том месте, Куда начинаем писать; значение стрелки (она показывает направление движения руки: откуда следует начинать письмо буквы); проговаривание: начинаю письмо буквы снизу, веду вниз, закругляю вправо, веду вверх линию, закругляю и закрываю овал.
- Письмо заглавной О. Анализ графической формы. Обведение образца по точкам. Самостоятельное написание буквы.
V.Итог. Какую новую букву вы узнали? Какой звук она имеет? (ответы детей)
-Ребята, вы молодцы! За вами всё занятие наблюдало облако и ему понравилось, как вы занимались. Облако дарит вам букву О.
Дети прощаются с гостями на казахском, русском
Просмотр содержимого документа
«открытый урок Буква О»
Открытое занятие
по обучению грамоте в подготовительной группе детского
Звук [о]. Буквы О, о
Воспитатель: Самаратова А.С.
Цель:
Познакомить детей с гласными буквамиО, о;
закрепить гласные А, У; правило, когда пишется большая буква;
• продолжать учить проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог и ударную гласную;
упражнять в составлении предложений по схеме;
продолжать обобщать и систематизировать знания детей об осени, типичных осенних изменениях в природе;
развивать фонематический слух, внимание, память, общую и мелкую моторику;
воспитывать самостоятельность, активность, ответственность.
Билингвальный компонент: бұлт- облако-сloud,күз- осень-аutumn.
Ход занятия
I. Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте мы их поприветствуем:
Салем күн!
Салем аспан,
Салем сен,
Салем мен!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое,
Зравствуйте мои друзья,
Очень рад вас, видеть я!
Goodmorning!
-Жақсы, отырыңдар. Садитесь.Sit down.
-Сегодня мы продолжим изучение алфавита, познакомимся с новой буквой, почитаем и пропишем её. Я загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и скажите что это:
Пушистая вата
Плывет куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако)
-Правильно это облако. Облако на казахском языке – бұлт, на английском сloud.
(показать картинку веселого Облака)
-Это облако не простое, а живое, оно хочет послушать, как вы сможете прочитать его любимую букву, а какую, как вы думаете? (Варианты детей, о) Правильно, потому что первый звук в слове облако... [о]. И мы узнаем, какой же буквой обозначается звук [о]. А ещё мы научимся писать любимую букву Облачка - О. А кто мне скажет какое сейчас время года? (Осень). Осень на казахском языке – күз, на английско маutumn.(повторение детьми). Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь). В сентябре осень называют - ранняя, а в ноябре...? (Поздняя).
II. 1. Выделение звука. Как вы думаете, какая осень изображена на рисунке?
Кто спрятался в осеннем лесу? Обведи тех животных, в названии которых есть звук [о].
Составьте предложения по схемам. Почему гнездо пустое? Что делают осенью животные? Для кого домики? Соедините.
Сделайте звуковую схему к слову дупло (по алгоритму: назовите слово, выделите количество звуков кружками, разделите его на слоги, выделите ударный звук, обозначьте известные звуки цветом).
Физминутка(на казахском языке)
Тербеледі ағаштар
Алдымнан жел еседі
Кіп-кішкентай ағаштар
Улкен болып өседі .
-А сейчас я вам предлагаю поиграть. Послушайте слова со звуком [о]. Если вы звук [о] услышите в начале слова поднимите левую руку, если в конце-правую, в середине слова-хлопните.
(Оля, яйцо, спорт, пианино, рот, кот и тд.)
-Ребята с каким звуком мы поиграли? (ответы детей)
-Скажите какие звуки бывают?(гласные, согласные)
-Как мы узнаем гласные звуки? (их можно пропеть, протянуть , прокричать)
-Расскажи Маша стихотворение о гласных звуках
-Как вы думаете звук [о] гласный или согласный
1.Характеристика звука. Звук [о]- гласный. Какие гласные мы уже знаем? (а, у, о)
Знакомство с буквами. Звук [о] имеет свой знак - букву. (Показывает буквы О, о.) На что она похожа? (на колесо, на баранку)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
(Е. Тарлапан)
-В алфавите буква О стоит после буквы Н перед буквой П. Это буква О большая, заглавная, а это о маленькая строчная(показ букв). Скажите ребята, когда мы в словах пишем большую букву (ответы детей). А что нам скажут девочки про большую букву?
(Чтение детьми стихотворения «Большая буква».)
Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали,
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк,
В букве большой-уважения знак.
Физминутка.
«Медведь и заяц» (проводится 2-3 раза).
Воспитатель: У медведя дом большой.
Дети: (низко). Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками большой дом.)
Воспитатель: А у зайки маленький.
Дети: (высоко). Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками маленький дом.)
Воспитатель: Мишка наш пошел домой.
Дети: (медленно, степенно, протяжно). Ой! Ой! Ой! Ой! (Имитируют движение медведя вперевалочку.)
Воспитатель:Да и заинька домой.
Дети: (быстро, кратко). Ой! Ой! Ой! Ой! (Имитируют движения прыгающего зайца.)
III.Звуковой анализ слова Обруч. (один ребенок у доски)
1. Чтение слова
2. Определение количество звуков
3. Деление на слоги
4. Ударение
4. Обучение чтению слогов, слов, предложений с изучаемой буквой.
Придумывание истории, в которой было бы предложение «О-о-о!», выражающее такие чувства, как радость, удивление, испуг.
Работа над предложением (словосочетанием). Подбери пару к слову.
Осень - дождь, зима - ... (снег). Составь предложения, используя эти слова.
IV. 1. Анализ буквы О. Почему изображены две буквы? Когда пишут большую букву?
Печатная буква О. Определение ориентировочных точек, копирование печатной буквы, самостоятельная постановка ориентиров-точек, печатание (тетрадь лежит прямо).
Письмо по образцу: анализ образца (строчные буквы состоят из одного элемента - овала); определение начала письма - ставим точку в том месте, Куда начинаем писать; значение стрелки (она показывает направление движения руки: откуда следует начинать письмо буквы); проговаривание: начинаю письмо буквы снизу, веду вниз, закругляю вправо, веду вверх линию, закругляю и закрываю овал.
Письмо заглавной О. Анализ графической формы. Обведение образца по точкам. Самостоятельное написание буквы.
V.Итог. Какую новую букву вы узнали? Какой звук она имеет? (ответы детей)
-Ребята, вы молодцы! За вами всё занятие наблюдало облако и ему понравилось, как вы занимались. Облако дарит вам букву О.
Дети прощаются с гостями на казахском, русском и английском языках.