Урок 12
ЗВУК [а], БУКВЫ А, а
Цели деятельности педагога: формирование представления о звуке [а] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках, развитие умений акцентировано произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов;, воспитания интереса к чтению.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: имеют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к литературному чтению, выполняют установку на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимают оценку учителя, осуществляют контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносят необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждают индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, моделируют различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: умеют различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст), интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения; различать звук [а] и буквы «а», «А».
Оборудование: рисунки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.
Ход урока
Организационный момент
-Сделайте глубокий вдох, выдохните. Еще раз вдохните, выдохните.
Посмотрите на соседа справа, улыбнитесь. Посмотрите на соседа слева, улыбнитесь. Сегодня у нас сегодня на уроке гости, подарите свои улыбки нашему гостю. А теперь посмотрите на меня, здравствуйте, садитесь.
II.АОЗ
-Ребята, давайте вспомним правила поведения на уроке.
-Покажите, как нужно правильно сидеть, как поднимать руку?
-Еще нельзя перебивать соседа и учителя.
-Если мы будем соблюдать все эти правила, то у нас обязательно все получится.
-На каждом уроке азбуки, мы повторяем, учим с вами скороговорки. Скажите, а для чего мы это делаем?
-Как в будущем это нам поможет?
Вывод: Мы развиваем свою память и речь.
-Сегодня я спрошу у вас скороговорку про вазу. Только не забудьте про движение.
Можно двадцать тысяч раз,
Уронить железный таз,
А фарфоровую вазу,
Уронить нельзя ни разу,
Ведь на двадцать тысяч раз,
Нужно двадцать тысяч ваз. (пианино)
Новая:
Астра, азбука, айва
Начинается на «А»
И кончается на «А»
Астра, азбука, айва. (счет)
-Какой звук часто повторяется? (звук а)
-Кто догадался, какая сегодня тема урока? (Звук а, буквы А, а)
-Ребята, на уроке письма мы учимся писать буквы, а на уроке азбуки работаем со звуками.
-А как правильно обозначать на письме звуки? Какие условные обозначения приняты? Вы знаете, как обозначается звук а на письме? (нет).
-Так поставьте цель. Чему мы должны научиться? (научиться записывать звук а).
-Итак, ребята, если мы будет внимательно слушать, работать, не отвлекаться, то у нас точно все получится.
-Сейчас мы немного отдохнем, а потом продолжим работу.
физминутка
III. Изучение нового материала
А) написание звука (показ печатных букв)
- Буквы А и а, дают нам звук а. Охарактеризуйте, какой это звук? (гласный).
-Как вы определили, что он гласный? (при произношении нет препятствий).
-Все звуки обозначаются в квадратных скобках, при этом в скобках необходимо записать соответствующую звуку строчную букву. (показ на доске)
-Мы с вами будем учиться записывать звук а.
(показ на доске). На доске мелом.
-Сейчас мы с вами будем учиться на письме обозначать звук [а].
-Откройте свои зачетки. Возьмите в руки простой карандаш. Найдите точку. Открываем квадратную скобку, записываем наш звук, закрываем квадратную скобку.
Вывод: Итак, вот так на письме обозначается звук а. В квадратных скобках мы пишем соответствующую звуку строчную букву! Впоследствии это нам пригодится при звукобуквенном анализе слов.
Закройте зачетки.
Б) работа по учебнику.
-На уроке азбуки мы с вами учимся читать.
Откройте свои учебники на с. 14. (на доске схем- презентация.)
-И перед началом чтения мы с вами выполним дыхательную гимнастику.
1. Чудо – нос.
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
2. Свеча, пух-одуванчик
– Рассмотрите первую картинку в учебнике. Что здесь нарисовано? (Арка.)
Учитель демонстрирует иллюстрации других арок.
– Что такое арка? Объясните, что обозначает слово «арка»?
Арка – это архитектурное перекрытие проема в стене, прохода между домами, пролета между двумя опорами моста, а также декоративное сооружение в виде больших ворот со сводом.
– Произнесите слово «арка» медленно, интонируя каждый звук и соотнося их последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А … р … к ... а ...)
Учащиеся произносят слово, акцентируя каждый звук и соотнося их последовательно указкой с соответствующими квадратами схемы.
– Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только первого гласного звука [а].
-Есть в этом слове еще звук а?
Учитель указкой делает упор на этом звуке. Основная часть слова не интонируется.
В такой же последовательности проводится работа с другими схемами слов:
Мак, бак, краб, бант, азбука.
Вывод:
-Ребята, вы обратили внимание, что звук а, может стоять не только в начале слова, но в середине и в конце.
В) Составление предложений.
-Ребята, давайте составим предложение со словом: бант
-Что должно стоять на конце предложения? (точка)
Справочный материал для развития речи
Мак – травянистое растение с длинным стеблем и крупными, чаще красными, цветками. Семена этого растения идут в пищу.
Булочки с маком.
Бак – большой металлический сосуд для жидкостей.
Бак для питьевой воды.
Краб – род морского рака.
Краб живет в море.
Бант – лента, тесьма, завязанная узлом со свободно выпущенными петлями.
Завязать банты в косы.
Азбука – букварь.
Купить ребенку азбуку.
Вывод:
-Ребята, какие слова у нас есть в предложениях?
-А на конце предложения, что стоит? А могут ли стоять другие знаки? В каких случаях?
Физминутка.
Если звук [а] в начале слова - хлопаем 1 раз
В середине – топаем
В конце слова – Приседаем.
Абак, банк, кукла, арбуз, Аня, август, март, Ольга, враг, арфа, лиса, апельсин, кран.
Молодцы. Итак, наш звук может встретиться в начале, в середине и в конце слов.
IV. Закрепление
-Сейчас мы проверим, умеете ли вы находить изученный звук в словах самостоятельно.
Работа с карточкой (на доске).
Аист, утка, абрикос, груша, масло.
Назовите, что изображено на рисунках. Найдите одинаковый звук в словах.
-Ваша задача сейчас, взять в руки простой карандаш и от каждого рисунка провести линию к схеме.
(проверка на доске - проектор)
-Ребята, а теперь проверьте. Возьмите зеленый карандаш, либо зеленую ручку. Если есть ошибки - исправьте.
-Поставьте себе самооценку.
V. Итог урока.
-Итак, вспомните, какая у нас тема урока? (звук а, буквы А, а)
-Какую цель поставили? (научиться записывать звук а).
-Достигли ли мы этой цели? (да)
-Вы оценили свою работу, у кого красные кружочки? Желтые? Зеленые?