Организационный момент Цель: проверить готовность к уроку, настроить на работу | Здравствуйте, ребята, давайте начнем наш урок с приветствия Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно. - Проверьте свою готовность и готовность своего рабочего места. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Для начала проведем минутку фенолога. - Прочитайте загадку со слайда. - Что за месяц? - Сейчас кто-нибудь выйдет к доске и расскажет нам о погоде. - Какое сегодня число? - Какое сейчас состояние неба? - Сегодня есть осадки? - Кто знает, какая сейчас температура? - Есть ли ветер? - Месяц май (Majus) назван в честь римской богини весны Майи. Римляне отождествляли Майю с италийской богиней Майестой, покровительницей плодоносной земли. В этом месяце данной богине приносили разнообразные жертвоприношения. - Прочитайте поговорки про этот месяц со слайда. Можете привести примеры поговорок про май? - Прочитайте на слайде народные приметы. - Вы знаете еще какие-нибудь приметы про май? - Отлично! - Какие изменения происходят в неживой природе? - Какие изменения происходят в живой природе? - Какие изменения происходят в жизнедеятельности людей? - Молодцы! - Ребята, скажите, как называется глава, которую вы сейчас проходите? - Какая была тема прошлого урока? - Скажите, какая самая крупная единица времени? - Сколько месяцев в году? - Сколько сезонов в году? - К какому времени года можно отнести месяцы: июнь, июль, август? - Отлично, сейчас мы проверим, как вы усвоили прошлый урок. У вас на партах лежат карточки, карточка №1- это первый вариант, карточка № 2 – это второй вариант. Заполните пропуски. - Первый вариант, скажите, что такое лента времени? - Для чего она нужна? - Приведите пример ленты времени. - Молодцы! Второй вариант, скажите, сколько лет в одном веке? - Эра это… - В каком году закончится текущий век? - Отличная работа! Найдите в учебнике тему сегодняшнего урока и прочитайте ее. - Сформулируйте цель урока. | Проводят минутку фенолога. Читают загадку. - Май. - Путешествие в прошлое. Высказывают свое мнение. - Весна красна цветами, а осень пирогами. - Май холодный - год голодный. - Пришел май - только успевай да не зевай. - Не скучай работой, а скучай заботой. Читают приметы. - Холодный май предвещает много сена. - Сухой и теплый май предвещает плодородие. - Май - заря с зарею сходится. - Первый весенний гром - к наступлению тепла. - Кукушка стала куковать - морозу больше не бывать. - Коли в мае дождь, будет и рожь. -Поздний расцвет рябины - к поздней осени. -Май — самый теплый месяц весны. Солнце поднимается над горизонтом ещё выше и прогревает землю ещё сильнее. Небо высокое, чистое, лазурное. День намного увеличился. «Зорька вечерняя утренней зорьке руку подает». Но иногда в мае бывают заморозки. Осадки в мае выпадают, в основном, в виде дождя. Редко выпадает снег, но он сразу тает. А ещё в мае впервые после зимы можно наблюдать красивое и опасное природное явление — грозу. При грозе внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. - Возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов Звери меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей весной появляются детёныши. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. -Люди готовят почву для посадки будущего урожая. - Путешествие в прошлое. - Лента времени. - Век. - 12. - 4. - К лету. Выполняют задание в карточках. - Это схема. - Для того, чтобы наглядно представить себе последовательность времени. Приводят примеры (12 месяцев в году, 4 сезона в году, в каждом сезоне по 3 месяца). - 100 лет. - Период летоисчисления. - В 2100 году. - Золотое кольцо России. - Узнать, что такое золотое кольцо России. | |
3. Открытие нового знания Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия | - Золото́е кольцо́ Росси́и — туристический маршрут, проходящий по древним русским городам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел. Количество и состав городов в конкретном маршруте может быть разным. Города Золотого кольца принадлежат к пяти областям: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской. В Золотое кольцо входят восемь основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. Каждый город – это неповторимый российский самоцвет - Расскажите об интересных или красивых постройках нашего города. - А сейчас посмотрите на некоторые из красивых построек нашего города.СЛАЙД 2,3. -Прочитайте информацию в учебнике. - Сохранились ли храмы в нашем городе? Как вы думаете, в каком веке они построены? - Сейчас я покажу вам некоторые из храмов нашего города.СЛАЙД 4,5,6. 1. Собор Рождества Христова - Собор построен как мемориал в честь Рождества Христова, возведён в память о 67 шахтёрах, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». 20 век. 2. Спасо-Преображенский собор - первое упоминание сооружения датируется 1612 годом, окончанием стройки считается 1835 год, когда храм был освящен. 17-19 века. 3. Храм Святого Иоанна воина - На месте, где сейчас расположен храм, в середине 50-х годов 20 века была построена общеобразовательная школа. Со временем, ее преобразовали в спортивную школу шахты «Зыряновская». В 1994 году в бывшей спортивной школе был открыт приход. - Итак, в каких же веках построены храмы нашего города? - Прочитайте информацию в учебнике. »? - Найдите в учебнике схему Золотого кольца. - В каких городах мы сегодня с вами «побываем - Ребята, сейчас я разделю вас на ряды.(за одной партой 2 ряда) и каждый ряд будет изучать и находить информацию о городе, который я вам назову. 1 ряд – Сергиев Посад. 2 ряд - Переславль-Залесский. 3 ряд – Ростов Великий. 4 ряд – Ярославль. 5 ряд – Кострома. 6 ряд – Владимир. - Составьте краткое сообщение по следующим пунктам: 1. Название города? 2. Кем был основан? (если есть информация) 3. Главные постройки города? 4. Когда и кем были построены? - Начинаем рассказывать. - Отлично! Молодцы!. - Как вы думаете, фотография какого города украшает начало главы «Путешествие в прошлое»? - Чем вам понравилась экскурсия по древнерусским городам? Кокой город вам захотелось посмотреть больше всего? - В каком городе находится Троице-Сергиева лавра? Почему монастырь назвали лаврой? - В каком городе находится Успенский собор, по образцу которого построен Успенский собор в Московском Кремле? - Что вы можете рассказать о Ростове Великом? Чем он знаменит? - Какой город Золотого кольца основан великим князем Юрием Долгоруким? - В каких городах, кроме Москвы, есть Кремли? | Слушают Рассказывают. Смотрят. Читают информацию в учебнике. Высказывают свое мнение. - Некоторые построены в 17 веке, 19 веке, 20 веке. Читают информацию в учебнике. - Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Владимир. Находят информацию в учебнике. Составляют краткое сообщение и представляют его у доски. Выходят к доске по рядам и рассказывают составленное сообщение (каждый выход представителей группы сопровождается показами картинок на слайдах). - Ростов Великий. Высказывают свое мнение. - Монастырь находится в городе Сергиев Посад. Он называется лаврой, потому что ЛАВРА – это особый титул, который присваивается только самому главному монастырю. - Во Владимире. - Чтобы услышать знаменитые ростовские звоны, со всего мира приезжают туристы, а также, чтобы увидеть чудо-город. - Переславль-Залесский. - В Ростове Великом есть такая часть города, как ростовский кремль. | |
4. Физминутка. Цель: снятие эмоционального и физического напряжения. | «А часы идут, идут» Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. Дети останавливаются. | Выполняют физминутку. | |