Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления.
Развивать концентрацию внимания.
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня нам предстоит ещё одно увлекательное путешествие в царство Логики. Тему нашего урока вы определите сами. А в конце урока постараетесь ответить на вопрос: зачем мы развиваем своё логическое мышление? Нам нужно выполнить много интересных и трудных заданий, поэтому надо быть внимательными, не отвлекаться, работать дружно. А начнём, как всегда, с “мозговой гимнастики”.
II. Мозговая гимнастика
(Ученик показывает движения классу, учитель объясняет.)
– Начнём с качания головой, которое стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
– А теперь для улучшения внимания выполним упражнение “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
– Ну, а для профилактики нарушений зрения – упражнение “Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
III. Разминка
– А сейчас небольшая подготовка к активной работе – разминка. Вы должны как можно быстрее дать правильные ответы на мои вопросы. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Будьте внимательны!
Какое сегодня число? А день недели?
Наименьшее однозначное число. (0)
5 + 3 – 4 + 0 – 1 =.? (3)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знакомство с шарадами»
Дата: 06-12.04.23 Тема: Знакомство с шарадами Цели урока:
Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.
Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления.
Развивать концентрацию внимания.
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня нам предстоит ещё одно увлекательное путешествие в царство Логики. Тему нашего урока вы определите сами. А в конце урока постараетесь ответить на вопрос: зачем мы развиваем своё логическое мышление? Нам нужно выполнить много интересных и трудных заданий, поэтому надо быть внимательными, не отвлекаться, работать дружно. А начнём, как всегда, с “мозговой гимнастики”.
II. Мозговая гимнастика
(Ученик показывает движения классу, учитель объясняет.)
– Начнём с качания головой, которое стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
– А теперь для улучшения внимания выполним упражнение “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
– Ну, а для профилактики нарушений зрения – упражнение “Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
III. Разминка
– А сейчас небольшая подготовка к активной работе – разминка. Вы должны как можно быстрее дать правильные ответы на мои вопросы. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Будьте внимательны!
Какое сегодня число? А день недели?
Наименьшее однозначное число. (0)
5 + 3 – 4 + 0 – 1 = ..? (3)
Сколько гласных звуков в русском языке? (6) а букв? (10)
Во дворе куры. У всех кур 10 лап. Сколько кур во дворе? (5)
В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить? (5)
У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (3)
Как называются числа при сложении?
Какая буква пятая с начала алфавита? (д) а пятая с конца? (ы)
Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)
Над цветком мелькает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка)
IV. Развитие концентрации внимания
– Сегодня бабочка будет нашей помощницей. Она приготовила для вас интересные задания.
Игра “Внимание”: в течение 3 секунд я показываю вам одну за другой карточки. Вы должны запомнить и нарисовать то, что увидели. (Рис. 1) Риc. 1
– Я покажу вам карточки ещё раз, а вы проверьте, всё ли правильно нарисовали. Если все ваши рисунки правильные – нарисуйте рядом ещё одну бабочку. Встаньте те, к кому “прилетела” дополнительная бабочка.
– Теперь пересчитайте бабочек: руки сцепите за спиной в “замочек”. Не водя рукой по линиям, а лишь водя глазами, сосчитайте бабочек и впишите ответ. (Рис. 2)
Рис. 2
– Проверьте. (На доске переворачивается бабочка, на которой написан ответ “10”.)
Поднимите руку те, у кого получился такой же ответ.
– Бабочка не сидит на месте. Она перелетает с цветка на цветок. Нам нужно проследить за её полётом. Игра “Куда перелетела бабочка?” Посмотрите на квадрат. В одной из клеток сидит бабочка – исходный пункт работы. Я говорю, как из этой клетки по полю перелетает бабочка, а вы не прикасаясь рукой к таблице, глазами отслеживаете её путь. По команде “стоп” в последней клетке ставите цифру. Затем из той же исходной точки следите за другим полётом. Начали! (1 ученик работает у доски.)
1) От исходной клетки – 1 клетка вправо, 2 вверх, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз – стоп.
2) От исходной клетки – 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх – стоп.
– А сейчас бабочки помогут узнать тему нашего урока. Перед вами “Лабиринт”. Соедините цифру и букву. Что получилось?
– Как вы понимаете слово “ребус”? А что значит – числовой ребус?
V. Весёлая переменка
– Перед новыми заданиями немного отдохнём.
Утром бабочка проснулась, (протираем глазки)
Потянулась, улыбнулась. (Из положения упор присев постепенно выпрямляем туловище, руки вперёд, вверх.)
Раз – росой она умылась, (умываемся)
Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела. (машем руками, как крыльями)
У цветка остановилась, (присели)
Над цветочком закружилась.
VI. Работа с числами, числовыми рядами и ребусами
– Цветочки, над которыми мы сейчас кружились, как бабочки, не простые, а с числовыми ребусами. Внимание!
Из каких цифр состоят числа: 36, 48, 15?
Чем похожи числа: 8 и 81, 66 и 16, 21 и 28?
Чем отличаются числа: 4 и 40, 17 и 71?
Дан ряд чисел. Чем они похожи и чем отличаются? 15, 25, 35, 45, 65.
Разделите числа на группы: 4, 15, 49, 50, 7, 20, 3, 36.
Какое число лишнее? Почему? 2, 15, 5, 6, 9.
Найдите закономерность и продолжите ряд чисел: 1, 2, 4, 7, 11, … (+ 1, + 2, +3, ..)
– Ребята из другого класса тоже хотят научиться решать числовые ребусы. Чтобы им было легче, они просили вас составить правило – алгоритм их решения. Посмотрите, в классе развешены таблицы с этапами этого алгоритма. Соберите их последовательно так, как вы рассуждаете при решении числовых ребусов.
Число – цифра.
Сравнение.
Группа (классификация).
Предположение (гипотеза).
Проверка.
VII. Зрительная гимнастика
– Вы много работали, решали, и ваши глаза устали. Поэтому мы сейчас проведём для них гимнастику. Вы должны, не поворачивая головы, выполнять задания.
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано: Где крыльцо, а где окно. Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг.
VIII. Работа в группах
– Чтобы помочь ребятам из другого класса научиться разгадывать числовые ребусы, составим для них интересные задания. Образуйте 3 группы. Для каждой группы – карточка.
Карточка 1
Продолжите ряд ещё на три числа: 40, 35, 30. …
Составьте свой ряд чисел, подчиняющийся некоторой закономерности.
Карточка 2
Разделите числа на две группы: 8, 5, 20, 13, 95, 6, 17, 1
Составьте своё задание на классификацию чисел.
IX. Итог урока
– Понравилось вам работать с числовыми ребусами? Почему? Произошли ли в вас какие-то изменения? Так зачем нам развивать логическое мышление?
– У вас на столах лежат бабочки. Раскрасьте свою бабочку в такой цвет, который соответствует вашему настроению, и прикрепите её на букет.