Просмотр содержимого документа
«Значение и употребление имен существительных в речи.»
27.01.2021
Тема: . Значение и употребление имен существительных в речи.
Цели: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи. Задачи:
Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
. Формирование навыков самоконтроля.
Организовать рефлексивную деятельность учащихся;
Образовательные ресурсы Видеоролик по теме урока, , карточки для дифференцированной работы; учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение», 2016 год, методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2016
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие
Повнимательнее проверьте еще раз, все ли у вас готово к уроку?
Прозвенел звонок веселый
Мы урок начать готовы!
А к чему мы всегда готовы на уроке русского языка?
(Мы готовы узнать что-то новое, готовы писать красиво и правильно, готовы думать, отвечать, поиграть)
II. Актуализация
У: Откройте свои тетради и подпишите число и классная работа
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
Минутка чистописания.
- Писать мы будем сегодня букву Яя
-Потому что сейчас месяц январь.
-Напишите строчку буквы Яя
-Обведите самую красивую букву.
Словарная работа.
Январь-это? –зимний месяц
Посмотрите на доску
Январю - морозы, февралю - метели. –
Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?
Это старинные народные поговорки. Раньше люди внимательно следили за погодой и заметили, что в январе всегда морозы, а в феврале дуют ветры. Как бы не менялся климат, все равно у каждого месяца есть свое отличие. В январе хоть несколько дней, но будут стоять морозы (крещенские) , в феврале хоть сутки, но ветер будет дуть
III.Самоопределение к деятельности, постановка целей
1.Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.
«Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты,
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и болты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
АХ, какие все слова
Восхитительные,
Называются они…….
-Так, какая же тема нашего урока? («Имя существительное и его роль в речи».)
IV. Работа по теме урока
У: На какие вопросы отвечают наши слова, которые мы записали? (Кто? Что?)
У: А какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)
У: Так что же такое имя существительное? (Имя — существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?) Как называются существительные, которые отвечают на вопрос Кто?, (одушевленные), на вопрос Что? (неодуш.)
У: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (продолжать знакомиться с именем существительным)
Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов? (игра «Назови одним словом».)
Стрекоза, бабочка, комар, светлячок (Насекомые)
Машинка, кукла, юла, мяч (Игрушки)
Липа, дуб, береза, ель (Деревья)
Штаны, рубашка, свитер, платье (Одежда)
Планета, спутник, ракета, комета (Космос)
кастрюля, чашка, тарелка ,стакан –( посуда)
- -Молодцы!
Просмотр видео( подробнее с начальной формой существительного мы познакомимся на следующем уроке)
V Работа по учебнику
-откройте учебник. Прочитайте задание к упражнению 9
. Упр.9( в столбик, цепочкой на доске и в тетрадях)
Физкультминутка
Работа со словом из словаря
- Отгадайте загадку
Он в прибрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (самолет) ( ТОТ, который сам летает)
-Запишите в тетрадь. Что вы можете сказать об этом слове?( это сложное слово).Из каких корней оно состоит?
Составьте предложение с этим словом)
Самолет из Москвы прибыл без опоздания.(Подчеркнуть главные члены предложения , найти существительные)
Москва- Почему с большой буквы написали? Как называются такие существительные
Упр.11(частично)
VI Закрепление
-Перед вами карточки с заданиями, выполняем самостоятельно
тест
1. Имя существительное - это:
А) часть слова;
Б) часть речи;
В) часть предложения.
2. Имя существительное обозначает:
А) действие предмета;
Б) предмет;
В) признак предмета.
3. На какие вопросы отвечают имена существительные?
А) Кто? Что?
Б) Какая? Какое? Какие?
В) Что делать? Что сделать?
4.Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям.
Качества человека- доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.
Географические названия- море, Москва, стол, Россия, окно, Волга, равнина, Байкал.
-Вложите карточки в тетради
VII.Составление кластера»Имя существительное»
VIII. Рефлексия (Домашнее задание) –
Домашнее задание:
Выполнить в рабочей тетради упр.8
Выставление оценок. Самооценивание.
У:
Поднимите вверх правую руку, кому все понятно было на уроке, поднимите вверх левую руку ,у кого были затруднения на уроке.А теперь похлопайтев ладоши.Вы молодцы!.
У: Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали все отлично.
У: Имя существительное – хлеб языка». высказывание известного русского писателя и филолога Льва Васильевича Успенского. Этих слов больше всего в русском языке. Имя существительное – основа русского языка. Это самая важная и распространенная в языке часть речи. И именно ей мы посвятили сегодня урок, первый в разделе «имя существительное».