Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные - выполнять универсальные логические действия. Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.
Планируемые результаты: усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе птиц.
Оборудование: письмо, магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; презентация, опорные сигналы, тест для самостоятельной работы и самопроверки, большие и маленькие снежинки для самоанализа. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные - выполнять универсальные логические действия. Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.
Планируемые результаты: усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе птиц.
Оборудование: письмо, магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»;презентация,опорные сигналы, тест для самостоятельной работы и самопроверки, большие и маленькие снежинки для самоанализа. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
(СЛАЙД №1-заставка)
I. Организационный момент.
Слайд № 2)
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
(Слайд № 3)
Тихо сели и настроились на урок. Сегодня у нас много гостей, давайте им покажем, что мы уже взрослые и можем активно и плодотворно работать и добиваться ответов на поставленные вопросы.
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Ключиком к сегодняшнему уроку будет письмо. Я получила его только что.Но адрес письма не простой. Давайте мы все вместе отгадаем ребус и узнаем кто хозяин письма.
Введением в тему будет повторение того материала, который усвоен учащимися на предыдущих уроках и в ходе экскурсии. Учитель задает вопросы: «Какие птицы осенью не улетают на юг? Каких птиц мы видели на экскурсии в лесу (парке)? Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами? Почему они не улетают? Каких птиц мы видим ежедневно за окном на деревьях и дорожках зимой?
(Слайд №4)
(Слайд №5)
-Значит кто хозяин письма? Правильно, птицы!
Введением в тему будет повторение того материала, который усвоен учащимися на предыдущих уроках и в ходе экскурсии. Учитель задает вопросы: «Какие птицы осенью не улетают на юг? Каких птиц мы видели на экскурсии в лесу (парке)? Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами? Почему они не улетают? Каких птиц мы видим ежедневно за окном на деревьях и дорожках зимой?
- Давайте, мы все вместе прочитаем письмо. Что они там написали?
(Слайд №5)
«Здравствуйте, дорогие дети!
Пишут вам зимующие птицы. Нам очень холодно и голодно. Пожалуйста, помогите нам. Приходите к нам в лес. Очень вас ждем».
Птицы.
(Слайд №6)
- Какое горе у птиц? Правильно, им холодно и голодно. А что они хотят?
-Правильно, они хотят встретиться и хотят чтобы мы помогли им.
Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос.
- Дети, а что страшнее зимой птицам, голод или холод? Чтобы, ответить на этот вопрос мы с вами отправимся в зимний лес.
( Под музыку « В мире животных» ребята «отправляются» в лес.
(Слайд №6)
-Ребята, смотрите, какой красивый зимний лес. Вам нравится? Смотрите а вот и птицы.
(Слайд №7)
- Все ли птицы вам знакомы? Каких птиц вы видите первый раз? Давайте познокомимся с ними поближе.
- Да, нам незнакомы пищуха,королек,поползень.
- А давайте, познокомимся с ними поближе. Смотрите, какая птица нас встречает.
(Слайд №8)
( Ученики слушают звук пищухи)
-Какой прекрасный звук у этой птицы. Вы раньше встречали её?
- Нет.
-Это пищуха!
-Как вы думаете, почему её зовут пищуха?
-Потому что она пищит.
- Правильно, как мы с вами слышали, она пищит.
-А вот ещё одна птица. Слышите, как она нас встречает, радуется, поет? (Слушают звук)
(Слайд № 9)
- Да, очень красиво!
-Смотрите, какая она маленькая? Раньше вы встречали эту птицу?
- Нет, не встречали.
- Это - королек. Она очень маленькая, а на головке у неё жёлтая шапочка, это шапочка отличает её от других птиц. А как она красиво поет…
(Слайд № 10)
А это кто у нас. Стучит да стучит. Вы узнали эту птицу? (Учитель ставит звук дятла)
- Это дятел.
-Что вы знаете о дятле, расскажите мне.
- Дятел – зимующая птица. Она спасает деревья от вредных насекомых. Дятла называют лесным доктором. Во первых это птица спасает лес, а во вторых находит себе еду.
(Слайд № 11)
- Смотрите, ребята, а эту птицу вы когда - нибудь видели?
- Нет, не видели.
- Это – клест. Смотрите какой у э той птицы клюв. Как вы думаете такой клюв удобен для клеста.
- Да, удобен.
- Почему?
- Чтобы найти еду.
- Правильно, вот этим клювом они находят пищу зимой. Питаются они елочными и сосновыми шишками. Внутри этих шишек есть маленькие семена. Таким клювом они быстро находят эти семена. А еще клесты выводят зимой птенцов. Они единственные птицы, которые выводят зимой птенцов. – Клёст–еловик величиной чуть больше воробья. В оперении у самца преобладают коричнево-красные тона, а у самки – зелёные. Молодые птицы зеленовато-серые. Верхняя и нижняя части клюва у клеста скрещены. Ноги сильные, с цепкими когтями. Везде ведёт кочевой образ жизни.
Клёсты обитают в хвойных (преимущественно еловых) и смешанных лесах. Питается он семенами ели, сосны, лиственницы, добывая их своеобразным способом. Выбрав шишку, он перекусывает клювом веточку, на которой она держится, затем, опираясь на одну лапу, а другой, поддерживая шишку, он клювом расщепляет её чешуйку и с помощью языка извлекает семечко.
Также клёст интересен тем, что выводит птенцов не только весной, но и зимой. Часто можно наблюдать такую картину: на ветке ели лежит плотный снег, а на её стволе виднеется гнездо с насиживающей самкой. Самка насиживает яйца в течение 14 – 17 дней. Сидит она плотно, почти не сходит с гнезда, так как на морозе яйца могут погибнуть. Птенцы едят преимущественно насекомых и в небольшой степени семена. Молодые птицы остаются в гнезде ещё около двух недель, но и после их вылета родители долгое время продолжают их выкармливать, так как у птенцов клюв прямой и питаться самостоятельно они ещё не могут. После выведения детёнышей клесты сбиваются в стайки и до следующей весны ведут кочевой образ жизни.
(Слайд № 12)
- А эту птицу вы хорошо знаете? А звук знакомый (слушают звук)?
- Знаем, это – синица.
- Правильно. Иногда зимой они стучатся к нам в окно и просят еду. Вы помогаете им?
- Да, помогаем. Мы сделали им кормушки.
- Молодцы! А что вы туда насыпали?
- Семена, гречку и т.п.
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
(Слайд № 12)
(Слушают звук поползеня)
- А это поползень. Ребята, как вы думаете, почему эту птицу так называют.
- Она быстро передвигается по дереву.
- Правильно! Она очень быстро двигается по дереву, видете на рисунке, может даже стоять горизантально. У поползеня очень крепкие ногти.
(Слайд № 13)
(Учитель ставит звук снегиря)
-А это кто?
- Снегирь.
-Правильно. Это – снегирь.
В начале зимы эти птицы питаются ягодами брусники и клюквы, семенами растений, травами. Когда снег становится глубоким, то они переходят на древесный корм — почки и сережки берез и лещины, хвою, кончики веток. А еще птицы питаются еменами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых, спрятавшихся в трещинах коры деревьев. Воробьи, вороны и галки всеядны. Они часто питаются отходами на помойках. Зимой им страшнее всего голод. Есле они сыты то холод им не страшен.
Физкультминутка
«В лес на лыжах»
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм,
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит,
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Словно белый, мягкий мячик.
Раз прыжок, и два прыжок-
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Снова надо заниматься! III. Первичное закрепление. Тест
1.Какую птицу мы называем лесным доктором?
а. Клест;
б. Дятел;
в. Пищуха.
2. Какая птица быстро двигается по дереву?
а. Поползень;
б. Синица;
в. Королек.
3.Какая птица звонко пищит?
а. Снегирь;
б. Пищуха;
в. Клест.
4.Какая птица выводит зимой птенцов?
а. Клест;
б. Поползень;
в. Синица.
2. Игра “Да” или “Нет”
-Я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать “Да” или “Нет”. Если вы ответите “Да” то должны будете похлопать в ладоши, а если “Нет” –прыгаем на месте один раз.
*Синица – зимующая птица.
*Зимой птицы живут стаями.
*Самое страшное зимой птицам – голод.
*Дятел- это не лесной доктор.
*Клесты высиживают своих птенцов летом.
*Королек –большая птица.
*Пищуха не пищит.
*Поползень быстро двигается по деревьям.
*Птицы питаются семенами.
*Мы каждый день помогаем птицам.
(Слайд № 14)
- Ребята, вы согласны со мной?
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) обсудить и записать домашнее задание.
- Какую тему мы сегодня проходили ?
- Какую цель вы поставили перед собой в начале урока?
- Вы достигли своей цели?
- Что вы узнали о зимующих птицах?
- Вы узнали что нибудь новое про птиц?
- План урока выполнен?
Оцените свою работу при помощи таблицы.
Фамилия Имя
Утверждаю
+ или?
Я понял (а) тему урока.
Я достиг (ла) целей урока
Я всё знаю про зимующих птиц.
- У кого ещё остались вопросы?
- А как вы можете их устранить?
- А у кого вопросов нет?
- Можете ли вы помочь своим товарищам?
Кто оценивает свою работу на “5” берем большую снежинку. Кто на “4” среднюю снежинку, а кто на “3” берут маленькую снежинку. Но я уверена что вы все сегодня возьмете только большие снежинки. Вы очень хорошо сегодня работали. Молодцы!
5
4
3
V. Домашнее задание: теоретический материал на с. 32—35 учебника, задание № 3 на с. 19 рабочей тетради; прочитать главу «Страница двадцатая — о тех птицах, которые остаются с нами зимой» из книги «Зеленые страницы» (с. 173—180). Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребенку выполнить задание № 3 на с. 19 рабочей тетради. Прочитайте вместе главу «Страница двадцатая — о тех птицах, которые остаются с нами зимой» из книги «Зеленые страницы» (с. 173—180).
МБОУ «Верхнеяхшеевская ООШ» Актанышского муниципального района РТ