Просмотр содержимого документа
«Зима: покой природы.»
Тема «Зима: покой природы»
1класс
Тип урока: урок открытия новых знаний.
По структуре: проблемно – диалогический. В системе уроков по изучаемой теме – 1 урок по теме «Времена года. Зима».
Концептуальная цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного интереса творческими заданиями.
Стратегическая цель урока: познакомить с зимними явлениями природы, научить различать времена года по признакам.
Задачи урока:
углубить и ра сширить знания учащихся о зимних явлениях;
формировать умения находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений;
Дидактические средства для учителя – презентация; для учащихся – учебник. тетрадь, карточки настроения; раздаточный материал – веточки с почками.
Ход урока
1.Организационный момент(1-2 мин).
Настал новый день. Я вижу настроение у вас замечательное. Давайте выпрямим спинки, расправим плечи, глубоко вдохнем свежесть зимнего утра, а потом сделаем выдох и прогоним прочь все неприятности и огорчения.
Ночью в полях, под напевы метели. Дремлют, качаясь березы и ели: Месяц меж тучек над полем сияет, - Бледная тень набегает и тает: Мниться мне ночью: меж белых берез Бродит в пушистом сиянье Мороз. И.Бунин
(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа ) Слайд №1
2. Актуализация знаний (5-6 мин)
- Загадки подскажут нам о чём мы будем говорить на уроке.
Щиплет щеки, щиплет нос, Но не страшен нам :(мороз)
На коньках я мчусь вперед, Под ногами крепкий : (лед)
Стали звездочки кружиться, Стали на землю ложиться, Нет, не звезды, а пушинки, Не пушинки, а : (снежинки)
Наступили холода, Превратилась в лед вода. Длинноухий зайка серый, Обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору - медведь Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой)
- Каким общим словом можно объединить все отгаданные вами слова? (Со словом "зима")
Какой зимний праздник и взрослые , и дети любят больше всего? Без каких сказочных персонажей мы не мыслим этот праздник?
К нам пришло письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке.
Дед Мороз прислал в нам письмо, в котором он просит привести доказательства, что уже пришла зима и ему пора собираться в долгий путь, чтобы успеть поздравить всех ребятишек с праздником. Давайте ему поможем.
3.Постановка учебной задачи.
- Много о зиме вам уже известно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко справитесь с заданием.
Работа в рабочей тетради.(Работа в парах)
Давайте поиграем. Игра «Что встречаем и не встречаем зимой?» Откройте рабочую тетрадь на странице 36, задание №4.
Договоритесь между собой: кто будет работать синим карандашом, а кто – красным.
Задание. Обведите синим карандашом предметы, которые встречаются чаще всего зимой, красным карандашом – предметы,, которые зимой не встречаются.
3.Самостоятельная работа (3 мин )
Какие предметы вызвали у вас затруднения?
4.Проверка. (1 мин ) (На слайде № 3 указываю указкой, а дети поднимают сигнальные карточки ).
Самооценка .
В левом нижнем уголке оцените свою работу сами.
Учитель
Итак, друзья, давайте подумаем: о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Какова будет тема нашего урока?( Предположения детей. Учитель уточняет, и открывает тему урока)
Как вы думаете, что меняется вокруг нас с наступлением зимы? (Предположения детей)
- Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
5.Совместное "открытие" новых знаний (7-10 мин).
Русский народ наделил зиму различными прозвищами, которые сохранились теперь в сказках и поговорках :
Здравствуй, русская молодка
Раскрасавица – душа
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка – зима.
Как автор ласково называл зиму?
А когда зима была вьюжная, морозная, холодная, то в народе её ругали, бранили.
Бранящими: Лиходейка, прибериха, злюка, седая чародейка (это тоже о зиме, но когда от мороза нос синеет).
Установление признаков зимней погоды:
- Какие признаки зимы вы можете назвать?
- становится холоднее;
- небо чаще покрыто облаками;
- осадки выпадают в виде снега;
- дни становятся короче, а ночи длиннее;
Слайд №5
Учитель
Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.
Слайд № 6
Наши далекие предки постоянно наблюдали за природой, за сменой времен года, запоминали их особенности, так как от этих примет (наблюдений) зависела жизнь людей , особенно в сельской местности. Приметы подсказывали, когда сеять, когда убирать. Наблюдения подсказывают , что будущий урожай зависит во многом от зимних месяцев.
В наши дни наука основанная на наблюдениях за явлениями природы называется фенологией. Она использует в своей деятельности наблюдения наших предков «народный календарь»,
Выступление синоптиков.
Дежурный синоптик (дневник наблюдений за погодой)
1.Число , месяц, день недели
2.Облачность,
3. Осадки.
4. Ветер
5. Тепло или холодно.
Что подтверждает сегодняшний день? Какое время года? Хотя на улице не зимняя погода, но в календаре – зима.
6. Физминутка ( 1-2 мин).
Слайд №9
Зима трех месяцев владыка. Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя. Помогите расставить месяцы в нужном порядке .
Слайд № 10
Декабрь
Слайд №11 ( Ученик читает стихотворение)
Выпал в декабре снежок
Нежный, мягкий как пушок.
Сшил декабрь покрывало,
Для земли , чтоб не страдала
Из тончайших ниток нежных,
Не цветных , а белоснежных.
Стала белою земля
От заботы декабря.
Декабрь это последний месяц года и первый месяц зимы – «зазимник».
Слайд №12.
В декабре дни становятся короче, холоднее.
22 декабря – день зимнего солнцестояния –самый короткий день и самая длинная ночь в году. В народе его называют студень (остужает землю, Замораживает реки и озера), хмурень – за ранние сумерки, лютень – за длительную морозную стужу.
Январь Слайд №13 ( Ученик читает стихотворение)
Месяц праздничный январь
Открывает календарь
Он каникулы приносит
Отдохнуть детишек просит
С гор на санках полетать
Лыжи быстрые достать
Крепость снежную слепить
И не ссориться – дружить.
Январь - начало года, середина зимы. В народе его называют сечень ( он рассекает зиму пополам) , просинец . Как вы думаете почему? (В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо) Январь считают самым холодным месяцем года. Слайд №14
Февраль Слайд №15 ( Ученик читает стихотворение)
В феврале бушует вьюга
Беспокойная подруга
Вихри снежные кружат
Ночи целые подряд.
Не проехать , не пройти,
Замела метель пути
Пусть она себе метет,
В дом наш, снег не попадет.
В старину февраль называли «снеговеем» ? (Слайд №16) Почему ? В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становится мягче, теплее, чем в январе.
От того снег становится липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб.
Люди приметили , что день 2 февраля показывает , какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям. Вот такая примета.
Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим :
Вьюга, метель, пурга. А что это такое? (зимние явления природы)
А ) ветер поднимает с земли снежинки и несет их , метет как метлой. Что это?
Ветер со снегом назвали метель.
Б) Бывает , что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра. Вьюю-уу-у . Я вью-ю-у-га. Так метель сама себя назвала – вьюга.
В) Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет по земле . В такую метель , за несколько метров ничего не видно вокруг. Это пурга
Г) А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег по низу, по самой земле. Как может называться такая метель ? Поземка.
Физ. Минутка (1-2 мин)
Игра «Снег идет». Один человек – метель, а остальные снежинки. Снежинки кружатся , а метель дает команды : полетели, стоп. Если не услышали команду, выходят из игры – растаяли.
7.Первичное закрепление( 5 мин)
Путешествие в зимний лес. (Слайд № 17)
Я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес.
Зима.. Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым – бело… Слушаем зиму : Тишина. Тишина. Тишина. Лес спит. Иногда слышно как снег охапками падает с веток. Радуются растения снегу- теплым одеялом укрывает он их до весны.
Как зима отразилась на жизни растений? Как зимуют деревья? Слайд № 18)
Работа с учебником стр.85 ( приметы зимы)
Учитель.
Рассмотрите иллюстрации и сравните их. Составьте рассказ по рисункам.
Какое время года изображено?
Как изменяется жизнь растений с наступлением зимы?
Зима- период покоя в жизни растений. Лиственные деревья и кустарники зимой кажутся мертвыми, но они живые. Деревья почти спят, вернее они дремлют, так хорошо подготовились к холодам : под корой у них пробковый слой, защищающий от холодов. В этом легко убедиться, если рассмотреть почку растения.
(На столах у детей веточки зимнего деревца)
8.Исследовательская работа (7-10 мин)
Учитель Итак , мы находимся в исследовательской лаборатории , объект нашего наблюдения веточка зимнего деревца (сломанного ветром) . На ней есть листья ? Что осталось на месте опавших листьев ?
Работа учащихся на листках наблюдений .( Пошаговая инструкция.)
1.Рассмотри веточку дерева.
2.Листьев на ней нет. Что осталось на месте опавших листьев?
3.Найди на ветке почки. Рассмотри их.
4. Отдели одну почку.
4.Какого цвета почка? Раскрась клеточку таким цветом.
6. Зарисуй почку в квадратике.
7.Раскрой чешуйки. Что внутри почки?
Вы видите маленькие листочки. Чешуйки надёжно защищают их от мороза и высыхания. Листочки сидят на крошечном стебельке, который спрятан внутри почки. Нарисуй,
Учитель Зимой все деревья как будто спят, но придет весна и из почек вырастут молодые стебельки с листьями. ( Демонстрация веточки сирени)
Итог урока. Вывод:
Учитель. Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотанием и писком насекомых, птиц – и всё движется ,всё оживлённо и тянется к солнцу. А зимой иначе. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей. Дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те. Что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. А чародейка – зима дарит всей этой мёртвой пустыне новую жизнь, неподвижную, немую. чудную жизнь. Это жизнь, отдыха – время необычной белой и тихой природы. (слайд №19)
Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на странице 87.
9.Рефлексия деятельности (1-2 мин).
Что нового вы открыли для себя на уроке?
Самооценка
Оцените свою работу на уроке. Поднимите руку те, кто считает, что работал в полную силу, хорошо.
Работал хорошо, но мог бы работать лучше.
С каким настроением вы заканчиваете урок? Опустите в коробочку смайлики.
Учитель Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. Пришло время сообщить Деду Морозу о предстоящей подготовке к отъезду. Будем с нетерпением ждать приезда. (Слайд № 20 )
10.Объяснение домашнего творческого задания. (по желанию учащихся) 1 -2 мин).
Помогите Мартышке найти своих друзей в морозных узорах. А чтобы они получились красочными и выразительными, раскрасьте их в тетради на стр. 35 задание №1.
А для тех, кому понравилось быть исследователями, я предлагаю провести опыт с кусочком льда. Но так как на улице у нас тепло, подумайте: кА получить лёд и выполните задание из учебника на стр.88