- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Формировать умения работы в группе.
Знать признаки зимы. Уметь наблюдать признаки зимы на всем ее протяжении.
Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы .
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
- Презентация к уроку.
- Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. «Вентана - Граф», 2011
- Видеосюжеты о зиме, музыкальное сопровождение.
- Карточки с заданиями для групп.
- Кружки зелёного, желтого и красного цвета у каждого ученика.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | Внимание! «Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок, Постараюсь всё понять – Буду слушать, отвечать!» Слайд №1 А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь! - О чём мы говорили на прошлых уроках, мы вспомним, отгадав загадку. Приходят в гости каждый год: Один седой, второй молодой, Третий скачет, а четвёртый плачет. Слайд №2 - Каждое время года красиво по-своему. Многие художники, поэты посвятили свои произведения разным временам года. Перед нами стоит такая задача: работая в группах, вы должны соотнести картину со стихотворением. | -Постараюсь всё понять – Буду слушать, отвечать! - О временах года. | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | 1. - С чего начнём свою работу? Слайд №3 1. В каждой группе должен быть ответственный. 2- Работать должен каждый на общий результат. 3- Один говорит, другие слушают. 4- Своё несогласие высказывай вежливо. 5- Если не понял, переспроси. 2. - Перед вами лежат жёлтые конверты, в которых находится лист с рисунками и стихами. Внимательно рассмотрите рисунки, прочитайте стихи и стрелочкой соедините их. -Время вышло. Все ли справились с заданием? Проверка работ учащихся. Слайд №4 3. Почему одно стихотворение осталось лишним? Что вызвало затруднение? - Молодцы! Вы как настоящие ученики поняли, в чём ваше затруднение — это возможность узнать что-то новое, согласовать ваши ответы. В случае затруднения что надо сделать? | - С повторения правил работы в группе. Ученики вспоминают правила работы в группе. Работа в группах. За определённый промежуток времени учащиеся должны самостоятельно справиться с заданием. Выразительное чтение стихотворений. -....... - Картины все про осень, а стихотворение про зиму. -Остановиться и подумать, почему это затруднение возникло. | (Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Коммуникативные УУД). Слушать и понимать речь других (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с рисунками |
III. Выявление причины затруднения | - Какое задание вы выполняли? - Почему возникло затруднение? | …. Мы ёщё не проходили это время года. | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - Какую же цель вы перед собой поставите? - Назовите тему нашего урока. А теперь назовите зимние месяцы. О каком месяце зимы мы будем говорить, узнаете из пословицы. ….год кончает, зиму начинает (на доске) - Почему? -А если мы тему урока назовём «Декабрь», мы покажем всю красоту природы этого месяца? -А что вы можете мне предложить? -Можете воспользоваться своим стихотворением На доску вывешивается тема занятия. Слайд №5 | …. Зима. -Декабрь, январь, февраль. -Декабрь. …. -... -… -«В декабре, в декабре все деревья в серебре…» | (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Учиться работать по предложенному учителем плану Учиться высказывать свою версию |
V. Реализация построенного проекта | -Чем 100 раз услышать, лучше 1 раз увидеть. А где можно увидеть деревья в серебре? - Мы сейчас можем отправиться туда? -Почему? ( на доске картинка) Работа в тетрадях. Игра «Найди пару варежке» Слайд №6 -Мы оделись и отправляемся на прогулку. Слайд №7 Фильм о зиме Беседа. - Узнаёте, где мы находимся? -Что изменилось? -А вы любите зиму? -За что? (на доске картинка) Мороз не велик, а стоять не велит. -Давайте сделаем зарядку. Слайд №8 -Ну, что продолжим! Закройте глаза! Сейчас мы отправляемся дальше! Слайд №9 Песня «Три белых коня» -Где мы? -Послушаем, какой зимний лес. - Как думаете, для чего мы сюда приехали? - Как нужно вести себя в зимнем лесу? -Будьте очень внимательны, ваши наблюдения помогут вам в дальнейшей работе. Слайд №10 Фильм про зимний лес. -Прощаемся с лесом, садимся на свои сани, закрываем глаза и возвращаемся обратно. Слайд №11 Песня «Три белых коня» | -На улице. -Нет. -Не готовы, не одеты, … Игра «Найди пару варежке» Устная проверка -На школьном дворе. Учащиеся называют зимние изменения в природе. -Да. (называют зимние забавы) Физкультминутка. -В лесу. 2 учащихся рассказывают стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою» -… (Работа в группах. Правила поведения в лесу.) Учащиеся выполняют интерактивные задания к фильму. | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Уметь делать выводы в результате совместной работы П |
VI. Первичное закрепление во внешней речи | - Понравилась ли вам прогулка? Всё ли вы внимательно смотрели и запомнили? -Проверим. Игра “Что лишнее”. Слайд №12 Зарядка для глаз Слайд №13 | -… Из данных картин на экране учащиеся выбирают только те, которые относятся к зиме (с устным объяснением) Выполнение зарядки для глаз под музыку | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; |
VII. Самостоя-тельная работа с самопроверкой | - А теперь поработаем в тетрадях. - Если вы согласны и думаете что это верное высказывание, то рядом ставите «0». А если не согласны, то ставите «Х» Зимой в лесу снегопад? Медведь в берлоге спит? Ёжик в лесу под листиками прячется?... - А теперь проверьте свою работу по ответам на экране. | Х О … (самопроверка проводится по эталону ответам на доске) | (Познавательные УУД) Уметь делать выводы в результате совместной работы (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других Личностные УУД Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям |
VIII. Включение в систему знаний | -Молодцы! -Ребята, почему в зимнем лесу было тихо? -Почему? А где они? Слайд №14 -Мы можем им помочь? Слайд №15 | -Не слышали пение птиц. -… -… Ребята рассказывают стихотворение « Покормите птиц зимой!» | Личностные УУД Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям |
IX. Рефлексия деятельности на уроке | -Итак, подведём итог урока. Слайд №16 -Что нового вы узнали на уроке? -Что показалось вам наиболее интересным? -Давайте послушаем стихотворение. - А с чем мы встречаем Новый год? Слайд №17 -С какой елкой? Почему? -А ещё елку можно сделать своими руками. А как его изготовить - вам объяснит… ( каждая группа делает свою ёлку) -Чего не хватает? -А украшать ёлку мы будем разноцветными фишками. (перед детьми в конвертиках) -Как вы оцените свою работу на уроке, такого цвета шарик появится на вашей ёлке. Зелёный – отлично; Жёлтый – хорошо; Красный – старайся; -Давайте покажем ваши ёлки нашим гостям и споём им Новогоднюю песенку. - Молодцы! Спасибо! Урок окончен! Слайд №18 | -… Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый Год! - С ёлкой. -… ( Ученица показывает, объясняет порядок изготовления и сбора поделки) - обвести карандашом кисть руки на зелёной бумаге; - вырезать по контуру; - нанести клей и приклеивать на лист, накладывая друг на друга; -Игрушек. ( самооценка работы на уроке) Ёлочка, ёлка лесной аромат Очень ей нужен красивый наряд! Пусть эта ёлочка в праздничный час Каждой иголкой радует нас! | Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: Осуществлять взаимоконтроль; Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |