kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Защитники России - казаки

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке Кубановедения в 4 классе используется наглядный метод обучения в сочетании со словесным методом. Одним из результативных современных методов является проблемно-поисковый в учебно-познавательной деятельности. Учащимся было дано задание: найти выпускников школы, выполнивших свой воинский долг в Чечне и подготовить материал. Тем самым была создана коллективная творческая деятельность учащихся, умение их самостоятельно находить нужный материал (работа в группах) Составление рассказов учащимися о солдатах служивших в рядах Российской Армии позволили ребятам использовать жизненный опыт родителей, братьев, родственников. Они учатся размышлять, доказывать, обобщать, анализировать факты, делают их активными и творческими личностями. Презентация является своеобразным планом урока, его логической структурой, дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока. На уроке создана эмоционально-нравственная ситуация, как метод стимулирования к учению. Яркие костюмы кубанских казаков, сценка «Проводы казака на службу», песня воспитывают в детях патриотические чувства: уважение и гордость к Малой Родине к кубанскому казачеству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Защитники России - казаки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район














Урок по кубановедению

тема

«Защитники России – казаки»

(4 класс)



Подготовила

Учитель начальных классов

Козлова Галина Павловна

















г. Кропоткин, 2013г.

Цели урока:

  1. Расширить представление учащихся о защитниках России на примере казаков.

  2. Развитие чувства уважения и гордости к малой Родине, казакам.

  3. Воспитание патриотических чувств.

Оборудование:

    1. Костюмы кубанских казаков.

    2. Рассказы о солдатах, служивших в армии.

    3. Армейский альбом, почетные грамоты.

    4. Мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Приобщение детей к казачьим стокам начиналось с колыбели «Татары шли, ковылю жгли» - пела мать, укачивая малыша, оставляя в его сознании главное предназначение казачества – защиту родной земли.

А теперь послушаем, как воспитывали мальчиков в казачьей семье:

  1. Мальчика воспитывали в казачьей семье гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раненого детства была заполнена трудом и обучением. С 5 лет мальчики работали с родителями в поле, пасли овец и другой скот. (Слайд)

  2. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой с 10 лет. Рукопашному бою учили с 3 лет, передовая особые в каждом роду, хранившиеся приемы.

  3. С очень раннего возраста казачонок осозновал себя частью станичного общества. На войсковые празднества, сходы и другие важные мероприятия приглашали смышленых мальчиков. У них была задача – слушать и запоминать. Так народ сохранял свою историю.

  4. Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы и хутора.

  5. Но время для игр оставалось. Подвижные игры давали практические навыки единоборства, развивали ловкость, быстроту, воспитывали волю и способность переносить болевые ощущения. В кубанских станицах была широко распространена игра «Перетяжка», которая подразумевала ярко выраженное игровое соперничество.(Слайд)

  6. А теперь – викторина

    1. На какое время присваивалось звание «казак»? (Пожизненно)

    2. Передавалось ли оно по наследству? (Да)

    3. Как назывался населенный пункт, село, где проживали казаки? (Станица)

    4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)

    5. Как назывался командир, возглавлявший казачье войско в станице? (Атаман)

    6. Как называлось холодное оружие казака? (Шашка)

    7. С какого времени юношу призывали на службу (С 17 лет)

    8. Что должны иметь призванный на службу казак? (Коня и холодное оружие)

Конь – атрибут полноценного воина! Казаки говорят: «Казак без коня, что солдат без ружья»

Значительную роль в военной культуре казачества играли ритуалы проводов казаков на службу. Провожала казаков вся станица. Утром служили напутственный молебен в церкви. Затем перед призывниками выступал атаман станицы и старые казаки. Они говорили о воинском долге, напоминали о славных боевых делах отцов и дедов. Проводы завершались «гладеньем» дороги. За станицей молодые казаки и их родственники садились за большим круглым столом на траве. (Слайд)

  • А давайте-ка мы заглянем на хутор Романовский. Сценка «проводы казака в армию»

1-я КАЗАЧКА: По станице разговоры,

Скоро казакам на сборы!

2-я КАЗАЧКА: Кто из молодых ребят

Едет в этот раз в отряд?

3-я КАЗАЧКА: Да Громовых сын – Андрюшка!

4-я КАЗАЧКА: Ой, пошли к нему, подружки!

Едет в дальнюю станицу,

Надобно нам с ним проститься!

Девочки уходят за кулисы под музыку песни «Во кубанской, во станице». Занавес закрывается, перед зрителями казачий курень: стол, лавки, сундук, в углу прялка.

За прялкой сидит младшая сестра Андрея, бабушка сидит на сундуке, вяжет носки, мать собирает на стол, отец с Андреем чинят портупею.

Раздается стук в дверь, входит урядник.

УРЯДНИК: Бог вам в помощь, добрый день!

Это Громовых курень?

Мабуть не ждали гостей, да серьезных новостей?

Атаман меня прислал, да наказ свой передал:

Казаку уже 16, пора службой заниматься!

Завтра двинемся в дорогу, собирайтесь понемногу!

МАТЬ: Может сядете за стол?

Пообедаем гуртом!

УРЯДНИК: Это как-нибудь потом

Много дел у нас в управе,

Ну, до встречи на заставе!

МАТЬ: (причитает) Ой, Андрюшечка, сыночек,

Драгоценный голубочек!

Не хочу тебя пускать

Саблей вострою махать!

ОТЕЦ: (строго) Полно, мать, уже не птенчик!

А орлом пора взлетать,

Саблей вострою махать!

СЕСТРА: (ласково) Ой, ты, родненький мой братка!

Будет там тебе несладко!

Потемнеет белый день,

Опустеет наш курень! (обнимает брата)

БАБУШКА: (нарочито, сердито)

Ишь, коза, разговорилась!

Ничего ведь не случилось!

(задумчиво вспоминает) Я вон деда провожала (крестится)

До Кубани добежала,

Не велел мне горевать, говорил:

«Так надо, мать!»

(вздыхает) За Кубань погиб родную,

За пшеницу золотую!

Внучка, вот уже невеста (вздыхает)

(бабушка открывает сундук) Тут лежит его черкеска,

Как вчера ее положил,

Жаль, до ныне он не дожил!

Вот, внучок, его папаха,

Надевай, не ведай страха!

Дай тебя благословлю!

(бабушка берет икону, благословляет, затем обнимает внука и целует)

Дюже я тебя люблю!

АНДРЕЙ: (обнимает бабушку) Ты, бабуля, не печалься,

Обо мне не огорчайся!

Ведь сегодня не война –

Ростит воинов страна!

(На сцену выходят мальчики в казачьих костюмах, звучит песня «Как у нас было, на Дону»)

Раздается стук в дверь, входят крестные: ОТЕЦ и МАТЬ:

Открывайте, кумовья!

КРЕСТНАЯ МАТЬ: Подросли уж сыновья!

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ: Сына мы благословляем,

Да наказом наставляем:

Не позорь родителей,

Да всегда будь бдительным –

Даже сну не доверяй,

Саблю чаще навостряй!

(Крестный отец с поклоном вручает Андрею подарок – саблю)

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ: С саблей ты казак, Андрей!

Пред врагами не робей!

ОТЕЦ: Ну, а я вручу Андрею

Свою личну портупею (надевает на сына портупею)

Вот теперь ты – казак

Что-то застит глаз – слеза (смахивает слезу, обнимает сына)

КРЕСТНАЯ МАТЬ: Рушничок я вышивала,

Про Андрейку вспоминала!

В добрый час, тебе, сынок,

Не оставит тебя Бог!

(Отдает Андрею рушник)

АНДРЕЙ: Благодарствую на том! (по очереди кланяется всем)

Поклонюсь перед отцом,

Перед мамой и сестрою,

Перед бабушкой седою,

Честь семьи я соблюду,

Дедушку не подведу!

(под музыку в курень вбегают девчата)

1-я ДЕВОЧКА: Отчего, Андрюш, невесел?

Отчего ты нос повесил?

2-я ДЕВОЧКА: Он за нами заскучал,

Да чуть плакать не начал!

АНДРЕЙ (смеется): Эх, вы, девки – тарахтелки!

Расставляйте-ка тарелки,

Отобедаем гуртом!

ДЕВЧАТА (хором): Да уж это мы смогем!

1-я ДЕВОЧКА: А пока готовим стол,

Мы чего-нибудь споем!

(Раздается стук в дверь, входят хлопцы – друзья Андрея)

1-ый: Кто тут гарно так спевает?

На веселье приглашает?

2-ой: Слышно всем из далека –

Провожают казака! (обращается к Андрею)

Ты, Андрюша, не журись,

Да домой скорей вернись!

3-ий: Мы тебе кинжал вручаем,

И наказ напоминаем:

Такая доля казака –

Разить врага наверняка!

1-ый: Чтобы дом свой защитить,

Сильным должен быть казак!

Чтоб станицы охранять –

Должен на коне скакать!

Лихо, как стрела в полете!

(Маленький казачок обращается к Андрею): - Может и меня возьмете?

1-ая ДЕВОЧКА: Ты до сборов не дорос,

На коня тебя сажать –

Урядник отказался! (Все смеются)

ОТЕЦ АНДРЕЯ: Ну-ка цыц мне, хохотушки!

Вам бы только все игрушки,

Незаметно год пройдет

И казак наш подрастет!

(Гладит по голове маленького казачка, затем обращается к Андрею):

Что ж, сынок, сбирайся, сбирайся в путь!

Все, что слышал не забудь!

На прощанье гуртом, песню для тебя споем!

Поют Казачью песню

Учитель: Жили казаки на Кубани, хранили казачьи традиции, и для них не пустыми словами были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле.

Вспомним Великую Отечественную войну, Афганистан, Чечню.

Трое выпускников нашей школы: Чистяков Дмитрий, Медведев Роман, Приймак Владимир служили в Чечне. (Показ слайдов)

  1. Рядовой Чистяков Дмитрий Анатольевич.

В 19992 году окончил среднюю школы № 4 им. А.С. Пушкина в городе Кропоткине. Весной 1995 года был призван в ряды Вооруженных сил РФ. Службу проходил в городе Владикавказ, в бригаде оперативного назначения ВВ МВД РФ. Из города Владикавказа был направлен в Чеченскую республику для ликвидации бандформирований. В одном из боев, выполняя боевую задачу, в районе станицы Осиновской, 24 декабря 1995 года рядовой Чистяков Дмитрий геройски погиб, до конца выполнив свой воинский долг.

За этот подвиг был награжден орденом «Мужество» (посмертно)

  1. Рядовой Медведев Роман Александрович

Окончил 8 классов средней школы № 4 им. А.С. Пушкина города Кропоткина. В 1995 году был призван на военную службу.

Службу проходил в Урус-Мартане в бригаде внутренних войск, оттуда был направлен в Чеченскую республику для борьбы с незаконными бандформированиями, где в составе бригады оперативного назначения ВВ МВД РФ участвовал в боевых действиях.

В результате подрыва на мине получил множество осколочных ранений, вследствие которых 28 сентября 1996 года скончался в госпитале города Ростов-на-Дону.

  1. Прапорщик Приймак Владимир Михайлович.

Учился в средней школе № 4 им. А.С. Пушкина, затем в СОШ № 7.

С 1998 года принят на контрактную службу. В составе части с 2000 года служил в должности начальника радиостанции.

Принял участие в боевых действиях на территории Чеченской республики.

16 июня 2003 года погиб при нападении на блокпост.

Все эти молодые ребята геройски погибли, до конца выполнив свой воинский долг. Память военнослужащих увековечена в Книге Памяти Краснодарского края.

Сейчас мирное время. Наверняка у вас ребята служили в армии папы, старшие братья, родственники, знакомые.

Вы составили свои рассказы о службе в Вооруженных силах РФ. И сейчас мы послушаем. (Рассказы учащихся, показ армейских альбомов, наград)

Учитель:

  • А кто из мальчиков хочет служить в армии?

  • Что дает молодому человеку служба в рядах Российской Армии?

  • Что нужно делать, чтобы быть подготовленным к службе в армии, легче переносить трудности?


Я думаю, когда вы подрастете и мальчикам исполнится 18 лет, то пойдете служить в армию и будете достойно выполнять свой воинский долг


Ты, цвети, моя Кубань,

Становись все краше!

Не уронить честь казачью

Поколенье наше!


Итог урока


























Приложение

На уроке Кубановедения в 4 классе используется наглядный метод обучения в сочетании со словесным методом. Одним из результативных современных методов является проблемно-поисковый в учебно-познавательной деятельности. Учащимся было дано задание: найти выпускников школы, выполнивших свой воинский долг в Чечне и подготовить материал. Тем самым была создана коллективная творческая деятельность учащихся, умение их самостоятельно находить нужный материал (работа в группах)

Составление рассказов учащимися о солдатах служивших в рядах Российской Армии позволили ребятам использовать жизненный опыт родителей, братьев, родственников. Они учатся размышлять, доказывать, обобщать, анализировать факты, делают их активными и творческими личностями.

Проблемно-поисковые методы способствуют боле осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Особую роль в управлении качественного образования играют современные технологии. Мультимедиа используется как средство информации. Источник обучения превращает презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность.

Презентация является своеобразным планом урока, его логической структурой, дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.

На уроке создана эмоционально-нравственная ситуация, как метод стимулирования к учению. Яркие костюмы кубанских казаков, сценка «Проводы казака на службу», песня воспитывают в детях патриотические чувства: уважение и гордость к Малой Родине к кубанскому казачеству.








Анкета-заявка


  1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Козлова Галина Павловна


  1. Год, месяц день рождения 1960г. март 4


  1. Место работы

Индекс 352389 город Кропоткин улица Шаумяна, 17 А

8 (86138) 6-34-83, фас 6-34-14, e-mail [email protected]


  1. Должность учитель начальных классов


  1. Педагогический стаж работы 26 лет


  1. Преподаваемый предмет начальные классы


  1. Название работы, подаваемой на конкурс «Защитники России – казаки»


  1. Домашний адрес автора (полностью)

г. Кропоткин Краснодарский край, 352389

8 (86183) 7-7149, сотовый телефон 8-960-488-14-38, e-mail school4.krp.@mail.ru


  1. ФИО руководителя образовательного учреждения

Хорошильцева Елена Геннадьевна

8 (86138) тел/фас 6-34-14, e-mail [email protected]


  1. Участие в других конкурсах по данной тематике нет





Дата заполнения _________





Директор МОУ СОШ № 4 /Хорошильцева Е.Г./


10



Просмотр содержимого презентации
«Защитники России - казаки»

Урок по кубановедению:

Урок по кубановедению:

На какое время присваивалось звание «казак»? Передавалось ли оно по наследству? Как назывался населенный пункт, село где проживали казаки? Как назывался небольшой отряд казаков. Выезжающих на службу? Как назывался командир, возглавлявший казачье войско в станице? Как называлось холодное оружие казака? С какого времени юношу призывали на службу7 Что должен был иметь призванный на службу казак?
  • На какое время присваивалось звание «казак»?
  • Передавалось ли оно по наследству?
  • Как назывался населенный пункт, село где проживали казаки?
  • Как назывался небольшой отряд казаков. Выезжающих на службу?
  • Как назывался командир, возглавлявший казачье войско в станице?
  • Как называлось холодное оружие казака?
  • С какого времени юношу призывали на службу7
  • Что должен был иметь призванный на службу казак?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Защитники России - казаки

Автор: Козлова Галина Павловна

Дата: 16.05.2015

Номер свидетельства: 212219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок гражданственности: "Кубань - моя, степная дочь России" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-ghrazhdanstviennosti-kuban-moia-stiepnaia-doch-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "202185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429193545"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Военная история России "
    ["seo_title"] => string(25) "voiennaia-istoriia-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143496"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418551903"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Сценарий праздника посвящения в казачата "
    ["seo_title"] => string(49) "stsienarii-prazdnika-posviashchieniia-v-kazachata"
    ["file_id"] => string(6) "113314"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1409848476"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация "Историческая основа повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба." "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-istorichieskaia-osnova-poviesti-n-v-gogholia-taras-bul-ba"
    ["file_id"] => string(6) "157041"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421518814"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Проверочная работа по разделу "О Родине, о подвигах, о славе""
    ["seo_title"] => string(65) "provierochnaia_rabota_po_razdielu_o_rodinie_o_podvighakh_o_slavie"
    ["file_id"] => string(6) "367374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1481207569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства