Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования г. Братск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 41»
Сценарий игры-викторины
для кадетов 6 класса
«Военная история России»
Автор: Михайлова Р.А., педагог-организатор
Братск, 2014.
Игра-викторина «Военная история России» для 6 класса.
Цели и задачи: развитие патриотизма у детей, пробуждение интереса к истории России и расширение кругозора; формирование умения работать в команде, сопереживания, толерантности.
Оборудование: компьютер, проектор, протокол результатов, листы и ручки, грамоты для награждения.
Ход игры-викторины.
Слайд 1
Ведущий: Заслушаем варианты ответов. «Военная история России» – так называется наша сегодняшняя игра-викторина. В ней участвуют 4 команд. (Перекличка команд, представление капитанов).
Ведущий: Заслушаем варианты ответов. А теперь познакомьтесь с правилами нашей игры-викторины. Командам поочередно будут даваться однотипные задания из области истории России. За правильный ответ – 1 балл, за неполный или частично верный ответ – 0,5 балла, за неправильный – 0 баллов.
Если команда не ответила на вопрос или ответила неправильно, то этот вопрос передаётся другой команде, при этом очередность ответов не нарушается. Если никто из игроков не ответит на вопрос, вопрос снимается. Выигрывает тот, кто набирает большее количество баллов. Викторина проводится в пять туров.
Ведущий: Команды готовы!
I ТУР «Символика РФ».
Слайд – заставка 2
Разложить конверты по командам
Ведущий: Командам предлагается собрать герб РФ. Перед вами лежит конверт с элементами герба. Ваша задача выбрать те части, которые принадлежат гербу нашей страны. Из предложенных вам изображений собрать герб РФ. Продолжительность задания 1 минута. Время пошло!
Команды показывают свои результаты, судья фиксирует.
Слайд 3 – ГЕРБ РОССИИ
Ведущий: Государственный герб РФ представляет собой 4-х угольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым 2-главым орлом, поднявший вверх расправленные крылья. Орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Кроме того, вспомните, что Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу в 2-х материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова обращена на Восток, другая на Запад при едином теле – едином направлении.
Обратите внимание на то, что грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгии Победоносца - защитника Отечества, борющегося со змеем. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
3 короны над 2-хглавым орлом означают единую связь 3-х народов - русских, украинцев, белорусов.
Скипетр и держава в лапах орла – царские ригами, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. Подобно любому другому народу, россияне с уважениям относятся как к современным так и к другим историческим флагам своего Отечества. Знамена и флаги России на протяжении многих веков оказывались в центре событий нашей Родины.
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение. Что означают, цвета запишите, рядом.
История современного российского флага ведет свое начало из далеких времен царя Алексея Михайловича. В период его царствования в 1954 году с Россией воссоединились Малороссии (Украина) и в российские знамена влились лазорево – синий цвет войска Богдана Хмельницкого, несколько позднее с Россией так же воссоединились Белоруссии - белый цвет.
На Руси триколор имеет следующее значение
- - белый - благородство, откровенность, чистоту
- - синий - верность, честность, безупречность
- - красный - мужество, смелость, великодушие, любовь.
II ТУР «Великие полководцы».
Слайд-заставка 4
Раздать листы и ручки
Ведущий: Командам предлагается выбрать из предложенных портретов Великих полководцев. Ответ запишите на листке бумаги. Вам дается 1 минута на выполнение задания. Обсудите варианты внутри своей команды.
Слайд 5
Ведущий: Время пошло!
Ведущий: Заслушаем варианты ответов.
Ведущий: Внимание следующий слайд.
Слайд 6
Ведущий: Заслушаем варианты ответов.
III ТУР «Перевертыш».
Слайд-заставка 7
Раздать листы с пословицами
Ведущий: Это задание на смекалку. Командам предлагается несколько известных пословиц на военную тематику, но дело в том, что они необычно записаны. Вы должны записать пословицу так, как она должна звучать. На задание вам дается 5 минут. Кто справится вперед, поднимите руку. Время пошло!
Ведущий: Время! Капитаны команд подойдите и зачитайте свои варианты пословиц.
IV ТУР «Памятники России».
Слайд – заставка 8
Ведущий: Предлагаю командам посмотреть на экран. Выберите название памятника из предложенных вариантов.
Слайд 9
Ведущий: Первый памятник… Ваши ответы.
Слайд 10
Ведущий: Второй памятник… Давайте заслушаем ответы команд.
Слайд 11
Ведущий: Третий памятник… Проверим.
1. Памятник архитектуры Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.
2. Моги?ла Неизве?стного Солда?та — мемориальный архитектурный ансамбль в Москве, в Александровском саду, у стен Кремля.
На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени.
В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» из лабрадорита с бронзовой пятиконечной звездой в центре, в середине которой горит Вечный огонь славы.
Слева от могилы — стена из шокшинского малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945»; справа — гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке — название города - героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев:
3. Александровская колонна на Дворцовой площади
Алекса?ндровская коло?нна (нередко её называют Александрийский столп, по стихотворению А.С.Пушкина «Памятник», однако корректность такого названия ставится под сомнение — подробнее см. в статье Александрийский столп (А. С. Пушкин)).
Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраномпо указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
V ТУР «Ребусы».
Слайд 12
Ведущий: Капитаны команд подойдите к ведущему и выберите лист с заданием. Ваша задача расшифровать ребус. На задание дается 1 минута. Время пошло.
Ведущий: Давайте проверим. Внимание на экран.
Ведущий: Первая команда ваш ребус.
Слайд 13
Слайд 14
Ведущий: Вторая команда.
Слайд 15
Слайд 16
Ведущий: Третья команда.
Слайд 17
Слайд 18
Ведущий: Пока идет подведение результатов. Я хотела бы задать вам вопросы относящиеся к сегодняшней теме.
Вопросы викторины: (участники отвечают на вопросы поочередно)
1. Как назывались первые русские воины? (Дружинники)
2. Какому русскому полководцу принадлежит высказывание «Тяжело в ученье – легко в бою» (Александру Суворову).
3. Назовите виды холодного оружия. (Булавка, кистень, пика, меч, секира, или боевой топор, шпага, сабля, шашка, кинжал, нож, штык, арбалет, копье, кортик).
4. Какие воинские звания существуют в современной армии? (Рядовой, ефрейтор, младший сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал).
5. Каким городам после Великой Отечественной войны было присвоено почетное звание города-героя? (1965 год – Москва, Ленинград, Волгоград, Киев, Одесса, Севастополь, Брестская крепость; 1973 год – Новороссийск, Керчь; 1974 год – Минск; 1976 год – Тула; 1985 год – Мурманск, Смоленск.).
6. Чем прославились Николай Фёдорович Макаров, Михаил Тимофеевич Калашников, Василий Алексеевич Дегтярёв? (Н.Ф.Макаров изобрел пистолет, М.Т. Калашников – автомат, В.А. Дегтярёв – пулемёт.)
7. Как называется повозка для пулемета, прославленная в известной песне о Гражданской войне? (Тачанка)
8. Как прозвали в народе гвардейский миномет «БМ 13» в годы Великой Отечественной войны? («Катюша»)
9. Какие головные уборы носят солдаты? (Фуражка, пилотка, каска)
10. Что такое наряд вне очереди? (Армейское взыскание – требование выполнить определенную работу)
Викторина «Кадетская-историческая»
Отвечают на вопросы все, право первого голоса у команды, командир которой первый поднял руку. Ведущий читает вопросы викторины, которые выведены в слайдах.)
- Кто и когда издал Указ о создании первого кадетского корпуса? (Анна Иоанновна в 1731 году)
- Назовите дату открытия Первого кадетского корпуса в России. (17 февраля 1732 года)
- С кого и когда начинается история формирования и развития Московских кадетских корпусов? (Период правления Екатерины Великой)
- Что в переводе с французского означает «кадет»? (Маленький, несовершеннолетний)
- Назовите великих полководцев, знаменитых русских людей, которые были кадетами? (Полководцы: Румянцев П.А., Кутузов М.И., Корнилов Л.Г.; адмиралы: Ушаков Ф.Ф., Нахимов П.С., Макаров С.О., Колчак А.В.; писатель А.Куприн и др.)
- Кому запрещено было поступать в кадетские корпуса? (Детям, родившимся в иудейской вере)
- В эпоху Николая I кадетские корпуса разделялись на 3роты, назовите их. (Гренадёрская, мушкетёрская, неранжированная)
Вопросы легкие:
1. У Геракла их была дюжина. (Подвиги)
2. Самые теплые чувства к Родине. (Патриотизм)
3.Ткань ярко-красного цвета. (Кумач)
4. Для страны - это главная песня. (Гимн)
5. Эту композицию всегда слушают стоя. (Гимн)
6. Торжественное шествие, дефиле военных с демонстрацией мощи и красоты армии. (Парад)
7. На какой военной должности находится президент? ( Главнокомандующий)
8. Мартовская революция, получившая название совсем по иному месяцу. (Февральская революция)
9. И дамский угодник, и орденоносец. (Кавалер)
10. Аспирант в военной форме. (Кадет)
11. Агент и национальное украинское блюдо. (Шпик)
12. Команда, подаваемая рано утром. (Подъем)
13. Именно этого цвета вещи продаются в военторгах. (Хаки)
14. Защитники правопорядка в Америке - разговорное. (Коп)
16. Браслеты, которые «дарят» всем нарушителям порядка. (Наручники)
17. Что носит на голове генерал? (Папаха)
18. Доклад командующему. (Раппорт)
19. В казачьем войске он - главный. (Атаман)
20. Деревня, где живут казаки. (Станица)
21. Плащ казака. (Бурка)
22. Пулемет, который транспортирует лошадь. (Тачанка)
23. На каждом плече военного - по одному. (Погоны)
24. Родной дом каждого солдата. (Казарма)
25. Три взвода - получается? (Рота)
26. Самая большая площадь в гарнизоне, где проходят построения. (Плац)
27. Как до революции называли курсантов? (Кадет)
28.Этим оружием можно легко раздавать пинки. (Колено)
29. Танковая входная дверь. (Люк)
30. Если брюки предназначены для заправки в сапоги, то они так называются. (Галифе)
31. Скакун по доске в клеточку. (Конь)
32. джентльмены удачи, путешествующие по морям. (Пираты)
33. Самый главный пиратский напиток. (Ром)
34. Начальник любого корабля. (Капитан)
35. Руководитель ВМФ. (Адмирал)
36. Повар на море. (Кок)
37. Кок, сошедший с корабля. (Повар)
38. Поединок рыцарей. (Турнир)
39. Место самолетной ночевки. (Ангар)
40. Умелый пилот самолета. (АС)
41. Лестница летательного аппарата. (Трап)
42. Направленный бег под звонкие крики «Ура!» (Атака)
43. «Банзай!» по-нашему. («Ура!»)
44. Единственная подружка Петьки. (Анка)
45. Ткань для пошива красного флага. (Кумач)
46. Вид вышивки и известный кардинал. (Ришелье)
47. Кем служил Лев Толстой? (Артиллеристом)
48. Заведующий хозяйством в военных городках (Каптер)
49. Откуда родом Швейк? (Чехия)
Ведущий: Внимание приступаем к награждению команд.
Вручение дипломов.
Список использованной литературы:
1. Военная история России. С древнейших времен до великих завоеваний Российской империи, Эскимо, 2012.
2. Анна Федосова: Военная история России в таблицах и схемах, Литера, 2013.
3. Рената Лебедева: История. Даты. Справочник для школьников и абитуриентов, Экзамен 2015.
Все фотографии взять из сети Internet.