Вашему вниманию представлено занятие кружка бизнеса для младших школьников "Бюджет семьи". На занятии учащиеся знакомятся с понятиями доходы семьи, расходы семьи, налоги, бюджет, виды бюджета. Приобретают навыки и умения перечислять основные статьи доходов и расходов семьи; составлять бюджет семьи и определять вид бюджета (используя условный пример).Форма проведения занятия: беседа с использованием презентации, работа по группам. Форма проведения занятия - эвристическая беседа со слайдами. В конце занятия дети разбиваются на группы - условно "семьи" и подсчитывают свой бюджет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие на тему "Бюджет семьи" »
БЮДЖЕТ СЕМЬИ
Цели занятия:
Обучающая: познакомить учащихся с понятием доход, расход, бюджет, их видами, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии, показать практическое применение при решении задач.
Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления семейного бюджета, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.
Воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде.
Основные понятия: доходы семьи, расходы семьи, налоги, бюджет, виды бюджета.
Навыки и умения:перечислять основные статьи доходов и расходов семьи; составлять бюджет семьи и определять вид бюджета (используя условный пример).
Форма проведения занятия: беседа с использованием презентации, работа по группам.
Оснащение:компьютер, проектор, проекционная доска, презентация “Бюджет семьи”, карточки с заданиями для практической работы
Тип: изучение нового материала с применением информационных технологий.
План урока
1. Организационный момент Сообщение темы и цели занятия. 2. Изучение нового материала Объяснение нового материала с использованием презентации, решение задачи. 3. Закрепление нового материала Проверка усвоение основных понятий путем выполнения практического задания по группам. 4. Подведение итогов урока 5. Домашнее задание
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Садитесь!
Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство.
Бертольд Авербах (немецкий писатель)
(Слайд № 1)
Тема нашего занятия «Бюджет семьи». Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями доход, расход, бюджет, научимся составлять и анализировать бюджет семьи.
2. Изучение нового материала
Прежде чем приступить к самому понятию бюджет семьи, давайте с вами вспомним о том, что для удовлетворения многочисленных потребностей нам необходимы товары или услуги.
При помощи чего мы приобретаем товары или услуги?(Предполагаемый ответ: при помощи денег).
Каким образом в семье появляются деньги?(Предполагаемый ответ: люди получают зарплату, пенсию).
Давайте мы сформулируем понятие дохода семьи и запишем это определение в тетрадь. (Слайд №3). Доходы – это все денежные и неденежные поступления в семью.
Итак, основными видами доходов в семье будут заработная плата, которую получают люди за свой труд в различных организациях (прибыль у предпринимателей), пенсия, которую получают пожилые люди или инвалиды и пособие на детей. (Слайд №4).
Существуют и непостоянные, разовые доходы. Подумайте, какие вы знаете виды доходов? К ним можно отнести наследство, бонусы, премии и другие. Вы обратили внимание, что в определении говорится о том, что доходы бывают не только денежными. Наверно вам приходилось получать подарки или выигрывать в тире мягкую игрушку. Это тоже будет относиться к доходам семьи. (Слайд №5).
Чтобы существенно улучшить материальное положение семьи, нужно стремиться к получению постоянных доходов. Какие вы знаете постоянные доходы?
Как мы уже сказали – доходы необходимы для удовлетворения различных потребностей членов семьи. Назовите эти потребности. (Предполагаемый ответ: скорее всего учащиеся назовут в первую очередь потребности, связанные с питанием и приобретением различных вещей, получением услуг).
Приобретая все необходимое для удовлетворения потребностей, у любой семьи появляются расходы. Запишем определение в тетрадь. (Слайд №6). Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.
Как и доходы, расходы тоже будут делиться на постоянные и непостоянные. (заполните таблицу). К постоянным расходам мы отнесем расходы на питание, одежду и обувь, оплату коммунальных платежей и услуг связи, транспортные расходы (на содержание личного транспорта или покупку проездных билетов). (Слайд №7).
Существует также особый вид постоянных расходов – это налоги. Налоги – это обязательные платежи государству с доходов или собственности. (Слайд №8). В российской семье, как правило, существуют следующие расходы на налоги: подоходный налог в размере 13% от получаемого дохода (не берется с пенсий и пособий), налог на имущество (его размер зависит от величины и количества вашего имущества), транспортный налог (его величина зависит от специфики вашего транспорта). Запишите определение в тетради.
Другие расходы семьи не носят регулярного характера или являются временными. (Слайд №9). Это расходы на аренду жилья, покупку предметов домашнего обихода, медицину, образование (иногда это сезонный расход), досуг, отдых, покупку предметов роскоши и так далее.
Итак, зная, какие бывают доходы и расходы семьи, мы с вами подошли к основному понятию нашего урока – бюджет. Так что же такое бюджет и для чего он нужен?
Бюджет – это роспись доходов и расходов за определенный период. (Слайд №10). Запишем это определение в тетради. Составляется он для того, чтобы знать, сколько было доходов и расходов у семьи за определенный срок. В России семья обычно составляет бюджет на месяц. И на основе полученных данных можно делать выводы, экономно ли живет семья.
Итак, давайте с вами рассмотрим, какие бывают виды бюджета. На одну чашу весов мы положим доходы, а на другую – расходы семьи.
Первый случай, если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным. (Слайд №11). Запишите формулу в тетрадь. А что мы будем делать с излишком денег? (Предполагаемый ответ: положим в банк, в копилку). Действительно, излишек денег отправляют в накопления. Накопления порой делают и намеренно, если хотят получить в будущем дорогостоящую услугу или покупку.
Второй случай, если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным. (Слайд №12). Запишите формулу в тетрадь. А что мы будем делать, если нам не хватило денег до зарплаты? (Предполагаемый ответ: возьмем кредит в банке, достанем деньги из копилки).Действительно, если денег не хватает, то их берут в долг или используют предыдущие накопления. Иногда берут в долг намеренно, приобретая что-то важное в данный момент. Но любой «долг платежом красен». И его необходимо возвращать.
Третий случай, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным (от слова «баланс», что значит равенство). (Слайд №13). Запишите формулу в тетрадь.
Какие бюджеты хорошие? Сбалансированный и избыточный бюджеты самые хорошие. Можно смело сказать, что семья не испытывает финансовых затруднений. И как следствие этого, в такой семье больше денег можно тратить на образование, спорт, отдых и так далее.
3. Закрепление нового материала
Сейчас мы с вами посмотрим на примере, как составляется бюджет семьи и ответим на вопросы.
Итак, перед вами семья Ивановых (Слайд №14), членами которой являются дедушка и бабушки пенсионного возраста, работающие мама и папа, сын-студент, дочь-старшеклассница и маленький ребенок.
Бюджет семьи Ивановых за январь выглядит следующим образом. (Слайд №15). Как правило, при составлении бюджета используют таблицу из четырех столбцов: первый – вид дохода, второй – сумма дохода, третий – вид расхода, четвертый – сумма расхода. Строк может быть любое количество, но последняя строка должна содержать позицию «итого доходов» и «итого расходов».
Мы видим, что доходы семьи состоят из заработных плат, пенсий, пособий, стипендии, премии и банковского начисления по вкладу за предыдущий год. У семьи были следующие расходы: на питание и корм для собаки, покупку одежды, обуви и бытовой химии, на транспорт, оплату коммунальных услуг, телефонов, налогов, услуг образования, на покупку лекарств дедушке и проведение досуга (ходили в театр и кино). Итоговая сумма дохода – 100 тысяч рублей за месяц, а сумма расходов – 75 тысяч рублей за месяц.
Выполните следующие задания. (Слайд №16). Если вы готовы отвечать, поднимите руку.
1. Определите вид бюджета. (Правильный ответ – избыточный). 2. Какие доходы и расходы постоянные, а какие переменные? (Правильный ответ: постоянные доходы – зарплаты, пенсии, пособия и стипендия, непостоянные – премия и банковский процент; постоянные расходы – на питание, коммунальные услуги, телефон, бытовую химию, одежду и обувь, образование, транспорт, непостоянные – досуг и отдых, может быть – лекарства). 3. Смогут ли они в этом месяце отложить деньги на летний отдых на море? (Правильный ответ: да, смогут отложить 25 тысяч рублей). Мы с вами рассмотрели пример составления бюджета семьи за месяц.
Сейчас, я раздам вам листы с заданием, и вы должны будете совместно с товарищем по парте выполнить его в течение 5 минут. Обратите внимание, что бюджет должен быть составлен строго в таблице.
(При проверке задания, важно, чтобы учащиеся не только правильно разнесли в таблицу виды доходов и расходов, но и определили вид бюджета и сделали вывод о том, что будет делать семья с избытком средств. Ответы должны быть проанализированы.)
4. Подведение итогов занятия
Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? (Предполагаемый ответ: доходы, расходы, налог, бюджет, виды бюджета).
Активным учащимся за правильные ответы выставить оценки.
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими элементами семейной экономики – видами доходов и расходов семьи, научились составлять семейный бюджет, определять его вид и делать выводы. Надеюсь, что вы поняли, как важно составлять бюджет, и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе. На следующем занятии мы поговорим с вами о том, каким образом можно увеличить доходы или сократить расходы в семье.
5. Домашнее задание
(Можно предложить учащимся составить бюджет их семьи. При этом, конечно, недопустимо просить школьников выяснять конкретные суммы семейных доходов и расходов. Эти показатели могут быть условны или приблизительны).
Список литературы:
1. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. – М.: МЦЭБО, 1999. 2. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008. 3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010. 4. Достижения молодых. Личная экономика. Методическое руководство для учителя и консультанта. – Junior Achievement Russia. МОО «Достижения молодых», Москва, 2004. 5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. учрежд. Образовательная область «Технология». – М.: Вита-Пресс, 2002. 6. Экономика для 3-5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. МЦЭБО, 2006.