Тема: «Закрепление сложения и вычитания многозначных чисел»
Цель: - закрепление знаний в умении складывать и вычитать многозначные числа.
Задачи: - Совершенствовать умение использовать при вычислении переместительный и сочетательный законы сложения;
- Развить умение читать многозначные числа, решать задачи;
- Умение решать примеры с писем. Приемами сложения и вычитания величин;
- Воспитание любви к математике;
- Развитие умения решать самостоятельно.
Оботудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Математика 4кл.»,
Ход урока.
Орг.момент.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
Какую тему мы с вами изучили? (сложение и вычитание многозначных чисел)Мы научились читать и записывать многозначные числа, сравнивать, складывать и вычитать. Впереди вас ждут новые открытия.
- А сегодня мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания, полученные на предыдущих уроках.
- Отправимся мы с вами на корабле под названием «Дружба».
- Каждый из вас будет вести бортжурнал, на котором вы будете записывать то, что происходит во время нашего путешествия, иными словами бортжурналы сегодня нам заменят наши тетради и учебник математики. Прописывают показ и число.
-Я вижу, что к отплытию все готовы.
Устный счет.
Ребята! Но что-то не пускает наш корабль. Ах да, это якорь, он за что-то зацепился. Посмотрим за что же. Понятно, за устный счет.
Прочитайте числа:
7 301 622 18 827 501 80 030 040 54 000 199
- Назовите самое маленькое число. (7 301 622)
- Самое большое число. (80 030 040)
- Назовите число, в котором отсутствуют единицы в разряде единиц. (80 030 040)
- Назовите число, в котором отсутствуют единицы в разряде десятков (18 827 501)
- Назовите числа, в которых отсутствуют единицы в разряде десятков тысяч
(54 000 199, 7 301 622)
- запишите эти числа в порядке убывания
2. Запиши числами.
4тыс.17ед. 352 тыс.9ед. 25тыс. 43ед. (Проверка: 4 017, 352 009, 25 043)
3.Стр. 69, №2 устно с объяснением. (Вспомним порядок действий. А если в выражении есть скобки? Сначала выполняем в скобках умножение или деление, а потом сложение или вычитание слева на право выполнив действие в скобках выполняем за скобками слева на право.)
Закрепление пройденного.
- Молодцы, якорь подняли, пора в путь.
-Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Перед нами айсберг.
Чтобы избежать столкновения, необходимо выполнить задания.
Мы с вами недавно познакомились с новым видом задач.
Задача: Первый отряд прошел 7 км, это на 1 км больше, чем прошел второй отряд. Сколько километров прошел второй отряд? (6 км. Каким действием решали задачу? Почему решали вычитанием, ведь в задаче сказано больше? Сказано больше про тот отряд который известен.)
Задача: Высота рябины 5 м, это на 4 м меньше высоты березы. Какой высоты береза? (9м. Каким действием решали задачу? Почему сложением? Поясняется высота рябины.)
- Что особенного в таких задачах? –действия выполняются наоборот.
с.69 №8 (самостоятельно по рядам с последующей проверкой)
- Благодаря вам, мы избежали столкновения с айсбергом и можем двигаться дальше Физминутка
Проводится физминутка для глаз «Кораблики».
Ребята! Смотрите, кто у нас на пути. Догадались? Это пираты
Нам на помощь приплыли дельфины. Они покажут нам дорогу, чтобы избежать встречи с пиратами, если мы решим задачу. После коллективного разбора один решает у доски на оценку.
- Прочитайте задачу.
На автомашине привезли в одинаковых бидонах 448 л молока. Когда 10 бидонов выгрузили, на машине осталось 128 л молока. Сколько литров молока было в каждом бидоне?
- О чем говориться в задаче? ( О молоке)
- Что известно в задаче? Прочитайте.
- Что обозначает число 448? (Сколько литров молока привезли)
- Что обозначает число 128? (Сколько литров молока осталось)
- Сколько литров выгрузили? (?л, 10б.)
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько литров молока было в каждом бидоне?)
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет)
- Что нам нужно для этого узнать? ( Сколько литров молока выгрузили)
- Как мы можем это узнать? ( Каким действием? Надо из 448 л вычесть 128л)
- В скольких бидонах? ( в 10 бидонах)
- Зная, сколько выгрузили литров молока можем узнать, сколько литров молока было в одном бидоне? (Да. Каким действием?)
- Как? ( Надо количество молока, которое выгрузили разделить на количество бидонов)
Привезли - 448 л
Выгрузили - ?л., в 10б. 1б. - ?л
Осталось – 128 л
1) 448 – 128 = 320 (л) – выгрузили
2) 320 : 10 = 32 ( л) – 1 бидоне
Ответ: в одном бидоне было 32 литра молока
Отправляемся дальше. Смотрите, что у нас за бортом? Бутылка, а в ней послание.
Каждому из вас даётся индивидуальное задание, которое вам необходимо решить на листочках. (каждому раздаются карточки)
Чтобы выполнить это задание что вы должны вспомнить? Алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел
- Время ограничено, на выполнение задания дается 5 минут.
-Молодцы! Вот и пришло время возвращаться. Наш корабль держит путь домой. Но скоро мы продолжим путешествие и узнаем новые действия с многозначными числами.
Подведение итогов урока.
- какие знания закрепляли на уроке?
- оцените работу своих товарищей
- кто, на ваш взгляд, хорошо работал
Выставление отметок
Домашнее задание: с. 69,№ 7, № 19 подготовка к к.р.