Этапы урока | Формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная работа. Слово учителя | Порядок на парте – порядок в голове. (Слайд 1) Проверьте готовность к уроку. | Организуют свое рабочее место. |
2. Минутка чистого письма | Индивидуальная работа. | Откройте свои тетрадки. Пропишите показы. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою- Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. | Выполняют указания учителя, проявляют эмоциональную отзывчивость, повторяют слова. |
2. Актуализация знаний + постановка проблемной ситуации | Фронтальная работа. | Слайд 2. «Четвертый лишний». Предлагаю вам в каждой строке назвать лишнее слово и объяснить почему. Ручка, стол, воробей, кровать. ( воробей – одушевленное слово) Книги, ученик, глаза, дороги. ( ученик – единственное число) Собака, лисица, снегирь, корова ( снегирь – это птица) Анна, торт, звонок, небо. ( Анна – имя собственное) Все лишние слова появляются на доске. Воробей, ученик, снегирь, Анна. - Что объединяет все эти слова? ( они обозначают предметы, все одушевленные, все в единственном числе) - Какое среди них можно назвать лишним? Почему? ( Анна, т.к. это имя собственное) - Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? ( Будем повторять написание имен собственных) - Запишите слова, подчеркните орфограмму в слове Анна. | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя. |
3. Работа по теме урока | Фронтальная работа Индивидуальная работа. | - Что мы знаем об именах собственных? ( Они пишутся с заглавной буквы) - Какие слова относятся к именам собственным? ( Имена людей, клички животных, название городов, рек, гор и др.) - Молодцы! Предлагаю вам небольшую разминку. На столах у вас лежат карточки. Вам нужно побыть настоящими редакторами и исправить все ошибки, которые вы там найдете. Карточка. Томск, андрей, небо, Облака, москва, волга, барсик, школа, фиалка, рита, зима, дима. Слайд 3. Самопроверка. Томск, Андрей, небо, облака, Москва, Волга, Барсик, школа, фиалка, Рита, зима, Дима. - Зажгите фонарик на полях карточки. Если все верно – зеленый, если одна или две ошибки – синий, если 3 и больше ошибок – красный. - Какая ошибка была допущена в задании? ( Заглавная буква в именах собственных) - Составьте устно предложение с любым именем собственным из карточки. ( Ответы учащихся) | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют действия по инструкции. Выполняют задание. Совершают проверку с эталоном. Самооценка. |
4. Физминутка | Фронтальная работа | Закройте глазки. Я буду читать текст, если вы услышали имя собственное, молча поднимите руку. Однажды я шла по улице и увидела маленького щенка. Я его взяла и принесла себе домой. Щенка назвала Рексик. Рексик рос не по дням, а по часам. Был весёлым, быстрым, ловким. У моих подруг тоже были собаки: у Кати собаку звали Шарик, у Маши-Тобик, у Насти-Тошка, у Яны-Тишка, а у Марины был кот-Шустрик. | Выполняют действия. |
5. Продолжение работы | Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. Работа в паре. Фронтальная работа на интерактивной доске. Индивидуальная работа. | - Теперь я хотела бы посмотреть, как вы самостоятельно справитесь с заданием. На слайде написаны слова. Вам нужно распределить их в два столбика. В первый записать имена собственные, а во второй – нарицательные. Будьте внимательны! Все слова написаны со строчной буквы, вам нужно будет записать их правильно! Слайд 4. Кот, пёс, пушок, девочка, трава, игорь, белка, омск, деревня. Проверьте соседа! ( Слайд 5) 1 столбик 2 столбик Пушок кот Игорь пёс Омск девочка трава белка деревня Оцените работу соседа. Зажгите фонарик на полях. - Отлично! А теперь немного поиграем. На доске пары слов рассыпались. Вам нужно соединить пары. Слайд 5. Ответ: Кошка Мурка, мальчик Гриша, город Суздаль, река Томь, улица Зеленая. Запишите пары слов в тетрадь, подчеркните заглавную букву в именах собственных. | Выполняют задание. Записывают слова в два столбика. Осуществляют взаимопроверку. Выполняют задание. |
7. Итог урока | Фронтальная работа | - Какое правило русского языка сегодня повторяли? Что нужно запомнить? | Отвечают на вопросы. |
8. Рефлексия | Самооценка деятельности | На доске три смайла. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Возьмите стикер с края моего стола и приклейте его к смайлу. Если вы довольны работой на уроке - приклейте его к веселому смайлу, если у вас остались вопросы и есть куда стремиться – к спокойному смайлу, если вы недовольны работой, у вас много трудностей – к грустному смайлу. | Оценивают свою работу на уроке. |