Тема урока: Правописание имен собственных.
Цель: обобщить знания обучающихся о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
- углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора обучающихся; развитие творческих способностей обучающихся, исследовательских умений.
- Воспитывать у детей потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; любовь к родному краю, к животным.
Оборудование и материалы:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Пусть на плечи ложатся заботы,
Но не будем мы унывать.
С понедельника и до субботы
Будем знания добывать.
II. Постановка задач урока.
- Сегодня мы отправимся в путешествие.
Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 35-36)
- Попробуйте назвать тему нашего урока
(Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».)
Сегодня на уроке предстоит …:
уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 38)
- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.
Игра «Путаница»
А как выбирают клички животным? ( По характеру, по внешнему виду)
кошка Жучка
собака Мурка
корова Горлач
конь Буренка
петух Ветерок
-Почему этим животным дали такие клички?
(Конь быстрый, как ветер, поэтому Ветерок.
Петух громко кричит, поэтому Горлач.
Кошка громко мурлычет – Мурка.
Буренка – бурого цвета)
- Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.
1 ряд. Задорно лает … Барбос
2 ряд. Жалобно мяукает … Пушок
3 ряд. На дворе мычит … Белянка Проверка работы.
III. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд 41)
!V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».
1)На какие две группы можно разделить имена существительные?
( Собственные и нарицательные)
Как их будем отличать на письме?
Приведите свои примеры.
2)Проблемный вопрос (Слайд 42). Коллективная работа (устно).
-Какой вопрос беспокоит НЕЗНАЙКУ?
- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы.
(Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля, пушок, Пушок.)(Слайд 43)
- Чем ещё различаются слова? (Значением.)
- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?
(Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.
- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)
- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)
У моей подружки Розы замечательные розы.
6)Большая буква в географических названиях.
- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире?(Слайд 44)
- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.
Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Донецке). Наш лицей находится на улице (Некрасова)
VI. Обобщение
- Какие слова относят к именам собственным?
Имена собственные (схема): имена- отчества- фамилии- клички животных- названия городов, стран, улиц, рек
- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: - Наше путешествие подходит к концу.
- Что интересного вы узнали об именах?
- Чем запомнился сегодняшний урок?
Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я
Узнал, у меня получилось, меня удивило, было трудно, было интересно, теперь я умею…