Цель: на основе развития умения разгадывать загадки и воспитания внимательного отношения к слову создать условия для развития мыслительных процессов и пополнения словарного запаса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Загадка – для ума зарядка.»
Литературное чтение
1 класс
Система Л. Занкова
Учитель: Клипа Е.Л.
Тема: Загадка – для ума зарядка.
Цель: на основе развития умения разгадывать загадки и воспитания внимательного отношения к слову создать условия для развития мыслительных процессов и пополнения словарного запаса.
1. Речевой разминка.
- Прочитайте, четко проговаривая звуки.
- Для чего мы делали эту зарядку?
Введение в тему.
А) Игра «Третий лишний» (Слайд 1)
- Прочитайте предложения
- Вспомните игру «Третий лишний». Какое предложение лишнее и почему?
- Встретились ли вам непонятные слова?
- Как вы думаете, что такое вареник?
- Объясним значение этого слова, обратившись к словарю (С.И.Ожегов)
- Что такое ватрушка?
- Посмотрим, как о ней написано в словаре?
Б) Работа над скороговоркой.
- Прочитаем медленно, почти по слогам.
- Прочитаем быстрее, паузы будем делать только между словами.
- Читаем плавно, медленно, целыми словами.
- Покажите голосом, что именно Валерик и Валюшка съели, а не кто-то другой.
- Покажите голосом, что Валерик съел именно вареник, а Валюшка именно ватрушку, а не что-то другое.
- Читаем быстро 3 раза хором.
- У кого получилось? (при наличии времени спросить индивидуально, кто хочет прочитать)
Мы подготовили свой речевой аппарат для работы.
А теперь мы дружно встали и движеньям волю дали. (ФМ)
Ш.Работа над темой урока.
- Речевой аппарат мы подготовили, мышцы разогрели. А для чего еще нужна зарядка? (выслушать ответы, подвести к ответу – «для ума»)
- Почему вы так считаете?
- Вот мы все вместе и подошли к теме нашего урока. (слайд)
- Как вы думаете, что такое загадка? (выслушать ответы)
- Точное объяснение мы найдем в словаре Ожегова: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, в истолковании. Слово «загадка» древнего происхождения. В древнерусском языке «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка».
- Отгадайте, кто пришел к нам на урок: на сметане мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, прикатился … (колобок) (слайд)
- Откуда он прикатился (из русской народной сказки) А вот в русских народных сказках загадка была испытанием для главного героя. Посмотрите, пожалуйста, отрывок из сказки. (исполняют заранее подготовленные дети)
Баба Яга: А что у нас, Добрый молодец, краше света?
Добрый молодец: Краше света – красно солнышко.
Баба Яга: А что у нас, Добрый молодец, выше лесу?
Добрый молодец: Выше лесу – светел месяц.
Баба Яга: А что у нас, Добрый молодец, чаще рощи?
Добрый молодец: Чаще рощи – часты звезды.
- Что вы, ребята, можете сказать?
В этом отрывке Добрый молодец прошел испытание. А вы готовы пройти, узнать и разгадать новые загадки?
(На доске появляется копилка загадок в виде лукошка. Объясняется, что за каждую отгаданную загадку в копилку кладется жетон, а в конце урока мы сосчитаем, сколько загадок узнали и разгадали.)
Первое испытание вам подготовил Колобок. На первом слайде остались не отгаданные загадки. Найдите отгадку среди картинок. (слайд) (2 жетона)
Колобку очень понравилось, и он решил остаться на уроке до конца.
Следующее испытание (работа в парах): Прочитайте в парах загадки, которые лежат у вас на партах, отгадайте их. (Проверка: каждая пара встает, один читает загадку, другой говорит отгадку). (жетон)
ФМ Показать отгадку движениями.
Комочек пуха, белое ухо, прыгает ловко, любит морковку.
Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет.
Позабыв тревоги, спит в своей берлоге.
Он в мундире ярком , шпоры для красы, днем он – забияка, по утру – часы.
- Кто запомнил, сколько загадок было? (жетоны)
Третье испытание. (работа с учебником): откройте учебники на стр. 27, прочитайте тексты, выберите только загадки и отгадайте их. (проверка – фронтальный опрос) (жетоны)
Подсчет жетонов.
Молодцы!
- Мы с колобком решили сделать вам подарок: подарить старинную северную загадку из сборника Морянка.
Чтение загадки учителем, отгадывание, еще один жетон. (Меня просят и ждут, а приду, прятаться начнут. Дождь.)
1У. Итог.
- Чему учились на уроке?
- Сколько новых загадок узнали?
- А вот колобок хочет спросить, что такое загадка?
-Хотите ли вы пополнить копилку загадок?
Можете дома поискать загадки и мы их вместе будем разгадывать.