Что вы услышали? (Тиканье часов, шум в коридоре, за окном на улице.)
А как одним словом все это можно назвать? (Звуки.)
Каким образом, находясь в помещении, мы слышим звуки на улице?
Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О звуках.)
Прочитайте тему урока на с. 38 учебника. (Почему звенит звонок?)
Игра «Когда какой звук мы слышим?»
Какую роль играют звуки в нашей жизни? (С помощью звуков мы общаемся, узнаем новую информацию, слушаем красивую музыку, узнаем об опасности (например, сигнал автомобиля или звон трамвая, сирена), при помощи звуков общаются животные и т. д.)
Догадайтесь, когда и где можно услышать такие звуки:
• А-а-а. (Когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло.)
• Аа-ааа-ааа. (Когда девочка укачивает куклу.)
• Ох-ох. (Охают больные.)
• Пи-пи-пи. (Пищит мышка.)
• Уа-уа. (Плачет малыш.)
• Ау-ау. (Кричат, когда заблудятся в лесу.)
• Ха-ха-ха. (Смеются.)
• Цып-цып-цып. (Подзывают цыплят.)
• Но-но-но. (Подгоняют лошадь.)
Игра «Узнай по звуку»
Рассмотрите рисунки на с. 38 учебника. Попробуем передать голосом звуки, которые издают предметы и живые существа на картинке.
Послушайте стихотворение и попробуйте его договорить.
Почему повсюду лужи? Мама зонтик свой берёт. Почему же? Почему же? Потому что… (Дождь идёт!)
– Дождик закончился и… Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути. В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)
– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)
– Что такое радуга?
– Что бы вы хотели о ней узнать?
– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.
– Дети, кто из вас видел радугу?
– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Какие приметы вы знаете?
Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!
Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:
– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?
Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи.
Таким образом, на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Ход урока:
-Сегодня у нас в гостях опять наш друг Муравьишка и Мудрая Черепаха и мы вместе с ними отправляемся на экскурсию
-Только вы должны сами угадать это место, а для этого я вам загадаю загадку:
На полянку вы пришли
Вот трава, а вот цветы
Порхают бабочки вокруг
Зовем мы это место … (луг)
-Ребята, что бы мы услышали, если бы сейчас оказались на лугу? ( Жужжание насекомых, пение птиц…)
-А что бы вы увидели? (Цветы, бабочек, травы…)
-А что бы вы почувствовали? ( Запах цветов, легкий ветерок…)
-Послушайте стихотворение.
Что растёт?
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что ещё?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик.
Хвощ – как ёлка.
А еще?
Кошачьи лапки.
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось это место и он захотел собрать для девочек большой букет из цветов и поймать для мальчиков самую красивую бабочку. Как вы думаете можно ли это сделать Муравьишке? (нельзя)
-Кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Однажды в лес противный тип пришёл с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви.
Нашёл один орех – сорвал, сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь, пошёл себе довольный.
А мне же бедной и смотреть на это было больно.
- Правильно ли вёл себя человек в лесу? Чего он не знал? (правил поведения)
- Ребята, посмотрите на рисунок на 49 стр. Похоже, что дети тоже не знают правил поведения в лесу. Давайте попробуем им объяснить, как нужно вести себя в лесу и почему нужно соблюдать тишину.
- Прочитайте памятку «Знаете ли вы».
Если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.