Просмотр содержимого документа
«"Вперёд, к сокровищам!"»
Интерактивное занятие в библиотеке «Вперёд, к сокровищам!» (2 класс)
Тема урока:Знакомство с библиотекой, терминологией библиотеки.
Форма проведения: экскурсия в форме мини-квеста
Цели:
Дать учащимся базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – "библиотека", "читальный зал", "абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».
Вызвать у школьников интерес к книге.
Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
Обучить правилам пользования библиотекой.
Формировать бережное отношение к книгам.
Знакомство с "Правилами поведения в библиотеке".
Оборудование: книжная выставка, дерево с яблоками, домик, иллюстрации сказок, карточки с иллюстрациями героев сказок, цветик-семицветик, фломастер, буквы, компьютер, экран.
План урока:
«Вперёд, к сокровищам!» мини-квест.
Понятие о библиотеке. Назначение библиотеки.
Осмотр помещения библиотеки.
Знакомство со стеллажами.
Абонемент. Порядок записи в библиотеку. Игровой момент.
Читальный зал. Игровой момент.
Основные правила обращения с книгой.
Правила пользования библиотекой.
Конспект урока:
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в нашу школьную библиотеку «Вперёд, к сокровищам!».
Прежде, чем зайти, выполним задания.
Отгадайте загадку? (Вызываются ребята, которым раздаются буквы, из которых состоит слово-отгадка. Ребята должны построиться по-порядку, чтобы получился ответ).
Этот дом не простой: В нем живут бок о бок И Кощей, и царь Гвидон. А на соседней с ними полке Живут, не тужат и, кстати, В доме этом они дружат, Волк и семеро козлят. И всегда в гости ждут Они ребят! (Дети выстраиваются. Получается слово «Библиотека»).
Так что же такое библиотека? (Ответы детей)
«Библиотека» - это греческое слово, что в переводе на русский язык означает «собрание книг» или «хранилище книг». Значит, библиотека – это дом, где хранятся книги. На табло открываем слово хранилище.
Второе задание. Перед нами дверь . Чтобы её открыть, нужно вспомнить, какие книги вы любите читать, какие жанры встречаются в книгах. (сказки, стихи, басни)
Дверь в библиотеку неоткрывается, что то ещё нужно вспомнить. Смотрим лепестки, какие слова нужно выбрать (вежливые)
Составляем из них цветик ... семицветик
Ребята, как читатели библиотеки, да и просто как люди, мы должны быть с вами, прежде всего, воспитанными. А воспитанные люди – это вежливые люди. Дверь открывается.
Добро пожаловать в нашу школьную библиотеку.
Кто же нас встречает?
Книг хранитель и их лекарь, книжек друг — … (библиотекарь)
Каждая книга стоитна своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет человек, который здесь работает. Галина Георгиевна.
(Детям дается время осмотреться). Расскажите, пожалуйста, что видите вокруг себя. Открывается слово стеллаж
Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Но чтобы книгам и людям, посещающим библиотеку было уютно. Нужно соблюдать правила . дети читают выученные дома стихи
"В читальном зале тишина Нам особенно нужна. Уходите, разговоры, - В вестибюли, в коридоры! Не мешайте нам читать: - Фантазировать, мечтать, В тишине библиотечной Каждый слышит голоса, Речи птичьи, человечьи. В каждой книге - чудеса! И, конечно, тишина Здесь особенно нужна".
Библиотекарь говорит слова приветствия, знакомится с детьми.
Библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. Открывается новое слово
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. Открываются новые слова. В библиотеке есть отделение – абонемент, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги. А еще на абонементе библиотекарь может проверить насколько внимательно читатель прочитал книгу. И сейчас я тоже хочу проверить вашу внимательность. Перед вами на столе разложены картинки с героями сказок. Сейчас я буду зачитывать загадку, а вы должны найти картику с героем о котором идет речь.
Учитель:В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, придите в библиотеку, и попросите продлить срок чтения книги.
В библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари.
Энциклопедии и словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Они помогают не только правильно писать слова, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей знания, науки, техники, литературы и искусства, развивают культуру речи. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале. А еще в читальном зале можно написать доклад, посмотреть книжную выставку, узнать много интересного из газет и журналов для детей. Ещё раз напомним о правилах поведения в библиотеке (стих читают дети) Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).
Проводится физминутка-игра «Пожалуйста»
Библиотекарь: А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Но все равно найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на помощь нам приходят указатели - каталоги. Новое слово.
Они есть в каждой библиотеке. Это специальные ящики, где хранятся карточки. На карточках написаны название книги и фамилия автора. А в углу карточки располагается знак - сокращенный адрес книги на полке. Библиотекарь посмотрит на шифр и сразу узнает на какой полке искать книгу. Такой же шифр есть и на каждой библиотечной книге.
Учитель: Смотрите, ребята, у нас в читальном зале выросло необычное деревце. На нем растут загадочные яблочки. Давайте проверим вашу смекалку.
К нам пришли телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.
(Дети по желанию, по одному, подходят к дереву и срывают понравившееся яблоко, читают послание и говорят отгадку).
«Спасите! Нас съел серый волк!»
«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»
«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».
«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»
«Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче
объелись, и у нас животы разболелись!»
«От дедушки у шел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!»
«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»
Библиотекарь: А вот это, ребята,читательский формуляр (показать) – главный документ читателя. Сюда записываются все книги, которые вы прочтете.
А еще каждый читатель должен знать, что книги любят бережное отношение и чистоту. (читать, дети сами называют)
Библиотека есть только в нашей школе?
Виртуальное посещение Российской государственной библиотеки
https://tour.rsl.ru/
Учитель: Ребята, на этом наше занятие подошло к концу.
Рефлексия
Возьмите каждый карточку, сейчас вы ей будете честно отвечать на вопросы.
Карточка с одной стороны зелёная. Это значит, вы согласны со мной, с другой стороны красная. Это значит ответ нет.
Есть ли у тебя домашняя библиотека?
Ты каждый день читаешь книгу?
Они дома стоят по алфавиту?
А в библиотеке?
В библиотеке можно устраивать спортивные соревнования?
Можно ли в прятки поиграть?
Слово библиотека обозначает хранилище книг?
Главный документ читателя – это формуляр?
Маша сидит в читальном зале пишет доклад. Работа выполнена, Маша встаёт и уходит домой, оставив разложенные книги на столе. Правильно это?
Отделение библиотеки, где книги выдаются на дом называется абонемент?
Можно домой взять из библиотеки энциклопедию?
Почему занятие называется «Вперёд, к сокровищам?» (ответы детей)
Спасибо за работу, с вами интересно играть. Будем читать книги в нашей школьной библиотеке?
Благодарим Галину Георгиевну. Именно она разрешила нам узнать много интересного. Поднимите руки, кто сегодня узнал что то новое!
Список использованной литературы:
Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: Практическое пособие / Госуд.респуб.дет.биб-ка РСФСР – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.
Библиотека и юный читатель [Текст]: Практическое пособие / ГБЛ – М.: Книжная палата, 1987. – 256 с.
Кузнецова, Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии [Текст]: Э.Г.Кузнецова – М.: Аквариум. 2000 – 240 с.
Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]: Учебно-методич.пособие / Н.И. Гендина, Н.И.Козлова, И.Л.Скипер, Г.А.Стародубова; Под ред. Н.И. Гендиной – М.: Школьная библиотека, 2003. – 183 с. – (Профессиональная б-чка школьн.библиотекаря).
Как вести себя в библиотеке 07 [Электронный ресурс]: Мультфильм обучающий для детей. – Режим доступа: