kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воздушная оболочка Земли

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка раскрывает одну из ведущих содержательных линий программы по окружающему миру "Природа" по УМК "Начальная школа 21 века". В разработке урока рассматриваются вопросы состава воздуха, его свойства,значение воздуха для жизни на Земле.Материал может быть полезен для учителей, работающих во 2-4 классах при изучении тем "Воздушная оболочка Земли" (2 класс), "От чего зависит погода", "Воздух- условие жизни на Земле", "Атмосфера Земли" (4 класс)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воздушная оболочка Земли»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 7





«Педагог – профессионал»





Методическая разработка урока по Окружающему миру для 3, 4 классов «Воздушная оболочка Земли».







Павленко Анжелика Георгиевна учитель начальных классов.



































Данная методическая разработка раскрывает одну из ведущих содержательных линий программы по Окружающему миру « Природа» по УМК «Начальная школа 21 века». В разработке урока рассматриваются вопросы состава воздуха, его свойства, значение воздуха для жизни на Земле. Материал может быть полезен для учителей, работающих в 2- 4 классах при изучении тем «Воздушная оболочка Земли» (2класс), «От чего зависит погода», «Воздух- условие жизни на Земле», «Атмосфера Земли» (4 класс).

Ведение.Начиная с изучения темы «Земля- наш общий дом» дети получают представления о планете Земля, отличии Земли от других планет. Они приходят к выводу, что необходимое условие жизни на планете – это наличие воздуха, воды и солнечного света. На этих уроках воспитывается бережное отношение к чистоте воздуха и воды. В игровой форме ребёнок получает основы экологического воспитания, знакомиться с экологическими проблемами нашей планеты.

Экологические проблемы, возросшие в конце 20 столетия до глобальных, ставят перед педагогической наукой и школьной практикой серьезные задачи социальной и экономической значимости – воспитание экологически грамотного человека. В формировании экологических знаний ответственная роль принадлежит начальной школе, где дети знакомятся с целостной картиной окружающего мира, получают конкретные научные знания об основных компонентах и явлениях природы, где закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые актуализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологически ценностные ориентации, интересы и потребности, опыт экологической деятельности – беседа, общение на основе игры. Учитель обращается к фактам, цифрам, суждениям по поводу экологических проблем, которые вызывают эмоции удивления, волнения, интереса, стимулируя отношения к ним.

Реальные возможности для решения задач экологического образования в начальных классах имеет как самостоятельный учебный предмет «Окружающий мир». Уроки окружающего мира обеспечивают формирование естественной основы для понимания школьниками необходимости природоохранительной деятельности человека. В курсе окружающего мира осваиваем первоначальные представления о конкретных природных объектах и явлениях природы, о взаимосвязях мира природы и общества, мира природы и каждого человека, о правилах поведения в природной среде. Предмет включает элементы экологических знаний: организм и среда, цепи питания; сезонные изменения в природе, последовательность фенологических явлений; природная среда и здоровье человека и др.[1]

На уроках окружающего мира при изучении тем «Воздушная оболочка Земли» (2класс), «От чего зависит погода», «Воздух- условие жизни на Земле», «Атмосфера Земли» (4 класс) учитель реализует обучающие,развивающие и воспитывающие задачи:

обучающие –формировать начальные понятия о составе воздуха, о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека

развивающие - развивать связную речь и воображение детей, умение работать в паре, в группе. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;

воспитывающие- бережное отношение к природе, расширить знания об экологии.


Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.[2]


В данной разработке показаны методы и приемы работы учителя над темой урока: наглядные (иллюстрации, презентация), практические (опыты), словесные (беседа, рассказ учителя, учебный диалог),наблюдение, работа детей в группах.

Универсальные учебные действия обучающихся на уроке:

-описывают кратко свойства воздуха;

-демонстрируют опыты, подтверждая свои суждения;

-сопоставляют свои знания по теме с полученными знаниями о значении атмосферы на уроке;

-анализируют экологические проблемы Земли ;

-реализовывают правила совместной деятельности в групповой работе.

























































Урок окружающего мира 3 класс УМК «начальная школа 21 века»

Разделы программы: «Природа»

Тема урока: «Воздушная оболочка Земли».

Цель:Формировать начальные понятия о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека, систематизировать материал о воздухе за прошлые уроки, дополнить новыми сведениями.

Учить наблюдать, делать выводы, обобщать, читать схемы, развивать активность учащихся к познавательной деятельности, к предмету, изучаемой теме.


Задачи:обучающие – формировать начальные понятия о составе воздуха, о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека


развивающие - развивать связную речь и воображение детей, умение работать в паре, в группе. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;

воспитывающие – бережное отношение к природе, расширить знания об экологии

Методы обучения: наблюдение, наглядные (иллюстрации, презентация), практические (опыт), словесные (беседа, рассказ учителя, учебный диалог), групповая работа.

Ход урока:

1.Орг. Момент (учащиеся сидят в группах по 4 человека)

Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

2.Актуализация знаний, целепологание.

Методы и приёмы: проблемная ситуация.

Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

Учитель: Давайте ещё раз посмотрим на нашу Землю из космоса. Какая она красивая. Почему она имеет такой цвет?(из-за большого количества воды)(слайд 1)

Правильно. А какие водные пространства дают нашей планете такой цвет? (реки, озёра, моря,океаны)

А сколько океанов находится на Земле?( 5)

Вы, конечно, правы. Но есть ещё и 6 океан. О нём мы будем сегодня говорить.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (воздух)[3]

Учитель: О чём будем говорить сегодня на уроке?

Тема нашего урока: «Воздушная оболочка Земли.»(слайд 2)

Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:(слайд 3)

1. Как обнаружить воздух?

2. Какие свойства есть у воздуха?

3. Значение воздуха для жизни на Земле?

4. Из чего воздух состоит?

5. Отношение человека к воздуху.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и частично-поисковой работы со свойствами воздуха, значением воздуха для существования жизни.

Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в группах, поиск, анализ, сравнение, сопоставление.

1 ступень – обнаружение воздуха с помощью органов чувств.

Опыт №1 (делает учитель)

Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)

Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.

Опыт №2 (проводят ученики)

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

Опыт № 3 (проводят ученики)

Учащиеся машут друг на друга тетрадями.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся Воздух можно осязать, когда он движется.

Учитель: Вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист.

Закончите вывод: Воздух можно …… (услышать)

2 ступень – свойства воздуха

Учитель: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
1.

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

– Нет.

– Через стену мы видим соседний класс?

– Нет.

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

– Да.

– О каком свойстве воздуха это говорит?

Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы.

2.

– Посмотрите на доску. Какого она цвета?

– Зеленая

– А какого цвета воздух?

– Он бесцветен.

– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

3.

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?

– Чистый воздух не пахнет. [4]

3 ступень – выяснение роли воздуха (атмосферы) для существования жизни на Земле.(слайд 4)

Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью.

Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода.

Учитель: Что нового узнали об атмосфере?

Физминутка

Мы немножко отдохнем 
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, внеред.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети, 
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали.



Продолжение работы по знакомству с новым материалом.

Цель: узнать о составе воздуха, выяснить источники загрязнения воздуха, определить пути его охраны.

Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, показ видеофильма, работа в группах.

Учитель: Атмосфера есть и других планет, например, у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?

Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.

4 ступень – Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания.(слайд 5)

Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.

Учитель:

- Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите её в группе (1 мин), выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма .

Образец карточки

1. Атмосфера состоит из ………..

2. ….. отличаются (масса, название, высота)

3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы.

Слова для справок: меньше, больше

1. Озон …………………. лучи солнца

2. Водяные пары ……………… облака ……….. формы

3. Облака ……………………………

Слова для справок: высота, осадки, нести, предвещать

Просмотр видеофильма «Атмосфера Земли» (формат mp4).(слайд 6)[5]



Время просмотра – 3мин 19 сек

5 ступень – Зачем нужен чистый воздух? Источники загрязнения воздуха и его охрана.

Чтение и анализ текста «Чистый воздух»

Учитель: Я раздаю вам информацию, связанную с темой нашего урока, но там не вся информация правильная, вы должны подчеркнуть то, что на ваш взгляд является не верным.

Человек без воздуха может прожить 30 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - водой. Воздуха нет– на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено водой. Воздух невидим, его невозможно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха.

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен грязныйвоздух. Загрязнение воздуха не угрожаетздоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они не опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах. 



Учитель:

Перечислите основные источники загрязнения воздуха.(слайд 7)

 Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Работа в группах.

Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

- Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Учащиеся: установка очистных сооружений

Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

- Какой способ охраны воздуха указан в задачах?

Учащиеся: озеленение окружающей среды

Учитель:

- Сделайте вывод.

Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.(слайд 8)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Для обобщения пройденного материала, составляется кластер по теме "Воздух" (коллективная работа)





6.Домашнее задание.(слайд 9)



Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:

1.Как человек использует воздух

2.Источники загрязнения воздуха

3.Охрана чистоты воздуха

(учебник, с. 28), нарисовать плакат «Берегите воздух!»



Заключение.Процесс изучения «Окружающего мира» оказывает развивающее и воспитывающее влияние на личность младшего школьника. Прежде всего на сенсорное развитие ребенка и формирование его интеллекта. Изучение данной темы ведёт к развитию познавательного интереса к изучению природных явлений, развивает стремление детей к самостоятельному поиску ответов на интересующие их вопросы. На таких уроках ребёнок получает первый исследовательский опыт. В совместной исследовательской деятельности учащиеся делают вывод о том , что окружающая нас среда нуждается в нашей помощи.

Таким образом, автор данной методической разработки постаралась с учетом последних достижений дидактики, методики обучения показать, что уроки «Окружающего мира» могут стать средством всестороннего развития младшего школьника, углубить его интерес к окружающей среде и её защите.



Использованная литература:


  1. http://uvd45.ru/11-klass/referat-uchitelia-nachalnykh-klassov-1-kategorii/

статья Экологическое образование и воспитание в начальной школе

  1. Программа «Окружающий мир: 1-4 классы». Н.Ф. Виноградова. Москва. Издательский центр, 2013 год.

  2. http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_vozduch.html

загадки для детей

  1. http://www.openclass.ru/node/79676

Воздух. Свойства воздуха.

5.http://www.youtube.com/watch?v=k1gPish0sEI

видео «Воздух- состав и строение»

















Раздаточный материал.

1)1. Атмосфера состоит из ………..

2. ….. отличаются (масса, название, высота)

3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы.

Слова для справок: меньше, больше

1. Озон …………………. лучи солнца

2. Водяные пары ……………… облака ……….. формы

3. Облака ……………………………

Слова для справок: высота, осадки, нести, предвещать



2)Текст «Чистый воздух»

Человек без воздуха может прожить 30 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - водой. Воздуха нет– на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено водой. Воздух невидим, его невозможно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха.

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен грязныйвоздух. Загрязнение воздуха не угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они не опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах. 



3) Экологические задачи

Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

4) Кластер



















5) Домашнее задание.

Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:

1.Как человек использует воздух

2.Источники загрязнения воздуха

3.Охрана чистоты воздуха








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воздушная оболочка Земли

Автор: Павленко Анжелика Георгиевна

Дата: 22.08.2017

Номер свидетельства: 425947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока "Воздушная оболочка земли". Физика 7 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-vozdushnaia-obolochka-ziemli-fizika-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "171771"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423725259"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Воздушная оболочка Земли-атмосфера "
    ["seo_title"] => string(39) "vozdushnaia-obolochka-ziemli-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "118365"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413122297"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Атмосфера - воздушная оболочка Земли, воздух, его состав. "
    ["seo_title"] => string(60) "atmosfiera-vozdushnaia-obolochka-ziemli-vozdukh-iegho-sostav"
    ["file_id"] => string(6) "167030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423039930"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта урока «Воздушная оболочка Земли – атмосфера»."
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-vozdushnaia-obolochka-ziemli-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "252789"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447440608"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Обобщающий урок по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» "
    ["seo_title"] => string(72) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-atmosfiera-vozdushnaia-obolochka-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "165842"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422882585"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства