Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Шальский
Пудожского района Республики Карелия»
Конспект
Обобщающий урок по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
6 класс
Подготовила:
учитель географии 1 кв.категории
Падорина Любовь Алесеевна
п.Шальский -2015
урок обобщения и систематизации знаний по ФГОС
Обобщающий урок по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
Тип урока: повторительно-обобщающий (Учебник УМК «География. Планета Земля» 5-6 класс, линии «СФЕРЫ» автор А.А.Лобжанижзе)
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об атмосфере
Задачи:
- совершенствовать умения выстраивать цепочки причинно – следственных связей;
- выбирать и классифицировать признаки;
- уметь представлять результаты решения задач;
- воспитывать в детях чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности;
- обобщить и систематизировать знания по теме «Атмосфера».
Для достижения данной цели отобраны следующие формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, лист оценивания, лист рефлексии
Методы: игровой, частично-поисковый, практический
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие - покорение горной вершины - в течение 9 уроков мы собирали с вами багаж знаний, которые станут незаменимыми помощниками в нашем путешествии – название темы зашифровано в головоломке.
А
Т
М
О
С
Ф
Е
Р
А
Давайте так и назовем нашу горную вершину – «Атмосфера»
Наш класс сегодня разделен на 2 команды.
В ходе урока вы будете выставлять оценки в оценочныйлист за каждый пройденный этап, и в конце урока подведем итоги работы.
- Все готовы? Отправляемся в путь.
1. Для того, чтобы узнать что нас ждет на первом этапе необходимо отгадать загадку.
- Он похож на одеяло, им окутана Земля.
Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и свет,
Есть оно, а вроде нет?! (Воздух)
Задачи для команд (решение оценивает противоположная команда):
Карточка №1
В книге шведской писательницы С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильсона Хольгерссона по Швеции» рассказано о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу, пусть оно меня греет. Только, что такое? Чем дальше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. Ну, думает. Отсюда до Солнца рукой подать! А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, если уж что в голову вобьет – не выбьешь. Решил на горе дом строить – построил. Солнце как будто близко, а холод все – равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз» Почему замерз глупый Тролль?
Карточка №2
Учитель: - это произошло в Армении в 1988г. во время оказания помощи при землетрясения. По пути в Ленинакан, расположенный на высоте 1500м над уровнем моря, разбились 2-а транспортных самолёта о горные скалы – им «не хватило высоты»
Задача: по рисунку на доске определить высоту горы, если t0 за бортом самолёта -180, а у земли 00.
2. Нам предстоит преодолеть второй этап нашего путешествия
О его названии говориться в этих строках:
То солнцем ярким улыбнется,
То вдруг нахмурится слегка,
Плаксива, ветрена, дождлива.
Не постоянная весьма...
- Что это? (погода).
Подберите определение каждому понятию (проверяет противоположная команда):
А. ветер (2) 1. Состояние тропосферы в данном месте и в данное время.
Б. осадки (3) 2. Движение воздуха в горизонтальном направлении.
В.погода (1) 3. Влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.
Г. климат (5) 4. Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхн.
Д. облака (4) 5. Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.
5 правильных ответов - «5»
4 правильных ответа - «4»
3 правильных ответа - «3»
Вычеркните лишнее слово из строки (для учащихся с ОВЗ три строки и + картинки) (проверяет противоположная команда):
1. дождь, град, иней, бриз, снег;
2. абсолютная влажность, насыщенный воздух,
стратосфера, относительная влажность;
3. барометр, осадкомер, муссон, гигрометр;
4. бриз, дождь, муссон, ветер.
5. роса, иней, град, изморозь
6. климат, температура, влажность, осадки, ветер
6 правильных ответов - «5»
5-4 правильных ответа - «4»
3 правильных ответа - «3»
Постройте « Розу ветров» по имеющимся данным (проверяют сами по рисунку на слайде презентации)
С | В | Ю | З | С-В | Ю-В | Ю-З | С-З |
5 | 2 | 3 | 0 | 4 | 3 | 1 | 6 |
8 правильных значений «5»
7-6 правильных значений «4»
4-5 правильных значений «3»
3-0 правильных значений «2»
Ю
Поздравляю вас с успешным покорением второго этапа нашего путешествия.
Физкультминутка
Сегодня нам в отдыхе поможет воздух.
«Упрямая свеча»
Наберем в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счет 1,2,3,4,5). Не погасла, попробуем еще (3-4 раза).
– Путешествуя, мы с вами должны учитывать еще одну особенность, характерную для нашей местности.
3. Для того, чтобы узнать что нас ждет на третьем этапе необходимо отгадать загадку: Средняя погода во времена года? (климат)
Для преодоления препятствий третьего этапа восхождения нам опять понадобятся запасы знаний из нашего багажа:
Задание для учащихся с ОВЗ (для 2 учащихся)
Определите в умеренных широтах сезоны года:
для 1 учащегося
1….Люблю я слушать ветра свист
Следить его опустошенья,
Смотреть, как рвется желтый лист,
И слушать шум его паденья… Н.Огарев (Свист ветра)
2….Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила… Ф.Тютчев (Летний вечер)
3. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры… А.Пушкин (Зимнее утро)
4. Еще лежит, белясь среди полей,
Последний снег и постепенно тает,
И в полдень яркий солнце вызывает
Понежиться в тепле своих лучей… Н.Огарев (Весна)
для 2 учащегося
1.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса… А.Пушкин (Осень)
2.Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои… Н.Некрасов (Мороз, Красный нос)
3.Гонимы вешними лучами.
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями.
На потопленные луга… А.Пушкин (Гонимы вешними лучами…)
4.Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят сено, шевеля… А.Майков (Пахнет сеном над лугами…)
И третий этап путешествия позади.
4. Давайте попробуем преодолеть последний, четвертый этап в покорении вершины «Атмосфера», название которого нужно определить из отрывков стихотворений (команды поднимают карточку с названиями природных явлений в атмосфере и за правильный ответ каждый ученик ставит себе +):
1…. В пустыне безлюдной, где яркое солнце
где зной и барханов сыпучий песок,
там путник усталый от жажды сгорая
последние силы с усердием берёг.
Он шел, слепо веря, что где-то не близко,
воды повстречает большой океан!
Но дни пролетали, и силы сгорали.
Картина все та же - за барханом бархан.
И вдруг вдалеке он увидел, о счастье,
того океана блестящую гладь,
деревьев ветвистых зелёные кроны ...
Ещё бы пару дней ...и ему дошагать!
И вновь, собирая последние силы,
он духом воспрянул, продолжив свой путь!
Но странное дело, того океана ему не достичь!
Но тогда в чем же суть? … (Мираж)
2. Любит она (молния) плясать
На балу небесном,
Красотой своей блистать
В платьице чудесном.
Хоть на небо ты глядишь
Пристально и зорко,
Но за ней не уследишь:
Слишком она бойка.
Ангажирует её Гром,
Кавалер – серьёзный.
Всех пугает басом он
Своим очень грозным. (Молния)
3….Дрожащий круг прозрачного его (гало)
На небесах –прощальным поцелуем.
Так тихо в вышине. И все светло.
Хотя финал, конечно, предсказуем.
Все будет, но потом. Потом… Потом
Луна произнесет ночное слово.
Еще парит прозрачное оно (гало)
Над облаком оранжево-лиловым… (Гало)
4….Горят они (огни Св.Эльма),
Их свет в ночи сулит грозу,
К загадкам есть у всех стремленье,
Но в небе – гром, а дом – внизу.
Над морем чайка не кричит,
И тишина в ночи царит,
Грозы предшественники горят,
И все вокруг давно уж спят… (Огни Св.Эльма)
(примечание: слова автора стихов в скобках)
Результаты: четыре «+» «5»
три «+» «4»
два «+» «3»
Ну, вот и четвертый этап позади. Мы с вами находимся на вершине “Атмосфера”.
Но путешествие наше на этом не закончено, теперь нам: нужно благополучно вернуться и начать собирать багаж для покорения второй вершины “Биосфера”.
Сегодня домашнего задания нет.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
- какие задания вам удалось решить лучше, легче других?
- что осталось непонятным для вас?
«На какой ступеньке я?»
Разместите себя на ступеньку, которую достиг в результате работы на уроке, т.е. напиши имя и фамилию над номером ступеньки (см. приложение).
Рекомендации:
- если все удалось, все было понятно – 1 ступенька;
- если встречались затруднения – 2 ступенька;
- если все было не понятно – 3 ступенька.
А, сейчас давайте поставим итоговые оценки за урок.
В оценочных листах подсчитываем результаты нашей работы и выводим оценку за урок:
6 пятерок - «5»
5- 4 пятерки - «4»
3 пятерки - «3»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочный лист
Фамилия имя ученика | Карт.№1 | Карт.№2 | Определения | Лишнее слово | Роза ветров | Загадки | Итог |
| | | | | | |
10