Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности в начальной школе»
Воспитание толерантности в начальной школе.
Я считаю важным способствовать целенаправленному формированию толерантности именно в младшем школьном возрасте, поскольку это период, когда складываются ценностные качества личности. Толерантность, как одно из качеств личности, необходимо современному ребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру. Человек никогда не живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, знакомых и чужих. Все мы разные. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя? Обучение младших школьников уважительному и толерантному общению друг с другом – многоплановый процесс в учебно-воспитательной деятельности учителя начальной школы. Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Разнообразие предметов в начальной школе дает возможность учителю так организовать деятельность учеников, чтобы помочь ему сформировать нравственное сознание. Ведь урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека.
Учитель начальных классов использует разнообразные формы работы на уроке. Это:
- работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;
- использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);
- знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;
- использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);
- личный пример учителя.
Все это и создает, формирует разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем их опыт толерантности.
Процесс формирования толерантности у учащихся начальных классов осуществляется эффективно, если толерантность рассматривается в региональной системе образования как одна из приоритетных целей воспитательной деятельности педагогов и обеспечивается соответствующей системой мер педагогической поддержки.
Формирование толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования выражается в совокупности теоретических знаний, представлений о толерантности и интолерантности, знаний и представлений о национальном составе региона, культуре и традициях своего и иных этносов, знаний норм и правил поведения при взаимодействии с людьми различных культурных традиций, социального опыта, вероисповеданий (когнитивный компонент); в принятии национально-культурного многообразия региона; проявлении толерантности при взаимодействии с людьми различных культурных традиций, социального опыта, вероисповеданий; умении принимать чужое мнение; уважительном отношении к достоинствам и правам других людей (эмоционально-ценностный компонент); в использовании полученных нравственных знаний на практике; переносе полученного нравственного опыта из одних реальных ситуаций в другие; в способности к взаимовыручке и сотрудничеству при выполнении совместной деятельности; в самостоятельной работе с различными источниками информации (деятельностно-поведенческий компонент).
Критерии толерантности :
• равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
· взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
· равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
· сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
· охват событиями общественного характера, праздниками как можно
большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
· возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
· свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
· сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
· позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических,
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Они призывают своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали.В. А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
1 Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
2 Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3 Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4 Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5 Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, но и как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию и взаимному пониманию. Только при таких условиях возможен эффективный результат в данной работе. Мы учителя начальных классов используем разнообразные формы работы на уроке. Это:
работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;
использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);
знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;
использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);
личный пример учителя.
Все это и создает, формирует разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем их опыт толерантности.
Один из наиболее продуктивных способов формирования толерантности в процессе обучения, по моему мнению, - проектная деятельность. Младшие школьники могут активно участвовать в выборе проблемы и способов ее решения. Кроме того, совместная работа над проектом в группах способствует формированию важнейших качеств: терпимости к позициям и мнениям, не совпадающих с собственными; стремления к диалогу, взаимопомощи; умении отстаивать свою позицию, видеть вариативность решений и находить компромисс.
Большую помощь при формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов, экскурсий. Именно они способствуют:
углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
более содержательному знакомству с историей своей семьи;
углублению знаний об истории, традициях, культуре народов;
воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Я считаю, что эта работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.
В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности в начальной школе. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях
«Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» — Терпение, Терпимость, Толерант ность — вот формула межкультурной коммуникации.»
Список использованных источников
1 Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
2 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.
3 Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. — 2007. — №3.
4 Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве. // Социальная педагогика, 2010, № 1
5 Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года
6 Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. — 2007. — №3. — С.69-70
7 Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. — 2001. — №9. — С.39-45.