kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание толерантности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье вы узнаете, что такое толерантность и как научить детей быть таковыми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности в начальной школе»

Воспитание толерантности в начальной школе.

 Я считаю важным способствовать целенаправленному формированию толерантности именно в младшем школьном возрасте, поскольку это период, когда складываются ценностные качества личности. Толерантность, как одно из качеств личности, необходимо современному ребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру. Человек никогда не живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, знакомых и чужих. Все мы разные. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя? Обучение младших школьников уважительному и толерантному общению друг с другом – многоплановый процесс в учебно-воспитательной деятельности учителя начальной школы. Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Разнообразие предметов в начальной школе дает возможность учителю так организовать деятельность учеников, чтобы помочь ему сформировать нравственное сознание. Ведь урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека.

Учитель начальных классов использует разнообразные формы работы на уроке. Это:

- работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;

- использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);

- знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;

- использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);

- личный пример учителя.

Все это и создает, формирует разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем их опыт толерантности.

 Процесс формирования толерантности у учащихся начальных классов осуществляется эффективно, если толерантность рассматривается в региональной системе образования как одна из приоритетных целей воспитательной деятельности педагогов и обеспечивается соответствующей системой мер педагогической поддержки.

Формирование толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования выражается в совокупности теоретических знаний, представлений о толерантности и интолерантности, знаний и представлений о национальном составе региона, культуре и традициях своего и иных этносов, знаний норм и правил поведения при взаимодействии с людьми различных культурных традиций, социального опыта, вероисповеданий (когнитивный компонент); в принятии национально-культурного многообразия региона; проявлении толерантности при взаимодействии с людьми различных культурных традиций, социального опыта, вероисповеданий; умении принимать чужое мнение; уважительном отношении к достоинствам и правам других людей (эмоционально-ценностный компонент); в использовании полученных нравственных знаний на практике; переносе полученного нравственного опыта из одних реальных ситуаций в другие; в способности к взаимовыручке и сотрудничеству при выполнении совместной деятельности; в самостоятельной работе с различными источниками информации (деятельностно-поведенческий компонент).

Критерии толерантности :

• равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

· взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);

· равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

· сохранение и развитие культурной самобытности и язы­ков национальных меньшинств;

· охват событиями общественного характера, праздниками как можно

большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

· возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

· свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

· сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

· позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических,

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Они призывают своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали.В. А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1 Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2 Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3 Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4 Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5 Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, но и как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию и взаимному пониманию. Только при таких условиях возможен эффективный результат в данной работе. Мы учителя начальных классов используем разнообразные формы работы на уроке. Это:

работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;

использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);

знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;

использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);

личный пример учителя.

Все это и создает, формирует разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем их опыт толерантности.

Один из наиболее продуктивных способов формирования толерантности в процессе обучения, по моему мнению, - проектная деятельность. Младшие школьники могут активно участвовать в выборе проблемы и способов ее решения. Кроме того, совместная работа над проектом в группах способствует формированию важнейших качеств: терпимости к позициям и мнениям, не совпадающих с собственными; стремления к диалогу, взаимопомощи; умении отстаивать свою позицию, видеть вариативность решений и находить компромисс.

Большую помощь при формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов, экскурсий. Именно они способствуют:

  • углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;

  • более содержательному знакомству с историей своей семьи;

  • углублению знаний об истории, традициях, культуре народов;

  • воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

  • пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Я считаю, что эта работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности в начальной школе. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях

«Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» — Терпение, Терпимость, Толерант ность — вот формула межкультурной коммуникации.»

Список использованных источников

1 Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности  Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.

3 Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. — 2007. — №3.

4 Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве. // Социальная педагогика, 2010, № 1

5 Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

6 Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. — 2007. — №3. — С.69-70

7 Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. — 2001. — №9. — С.39-45.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание толерантности в начальной школе

Автор: Белявская Вера Александровна

Дата: 20.01.2021

Номер свидетельства: 570799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Формирование этнокультурной толерантности у учащихся начальной школы. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-etnokul-turnoi-tolierantnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "109184"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404198722"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Воспитание толерантного поведения младших школьников."
    ["seo_title"] => string(61) "vospitaniie-tolierantnogho-poviedieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "311333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459182747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Гражданско-правовое воспитание в начальной  школе "
    ["seo_title"] => string(54) "grazhdansko-pravovoie-vospitaniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "173525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424003660"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Родительское собрание "О воспитании толерантного человека""
    ["seo_title"] => string(64) "roditiel-skoie-sobraniie-o-vospitanii-tolierantnogho-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "287833"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454541451"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "«Правописание букв О – Ё после шипящих в корне слова». УМК « Начальная школа ХХIвека», 3класс»."
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniiebukvoioposlieshipiashchikhvkornieslovaumknachalnaiashkolakhkhivieka3klass"
    ["file_id"] => string(6) "279569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453266360"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства