Данный урок разработан по критериям оценивания разработки к аттестации педагога в рамках реализации ФГОС. На уроке реализуется технология системно деятельностного подхода. Урок по типу -изучение нового материала, урок -организации проведения экспериментальной работы учащихся(развитие РУУД).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вода и её свойства. УМК "Планета знаний"»
Окружающий мир, 1 класс (к аттестации).
Тема: «Вода и воздух».
Ход урока
Организация начала урока.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я желаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
/Звучит музыка/
Полна природа удивленья,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добра.
От яркой зелени до стужи,
От мартов и до январей –
Она чем краше, тем доступней,
И тем богаче, чем щедрей. (М. Пляцковский)
О чем говорит поэт в стихотворении? (о природе)
Актуализация знаний.
А) Коллективный диалог.
- Что такое природа? (Это все то, что нас окружает и существует независимо от человека.)
- Что вы узнали о природе на уроках? (неживая, живая) Как отличить? (Живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, стареют и умирают).
Б) Давайте проверим, как вы умеете определять предметы неживой и живой природы.
Взаимопроверка по эталону с доски.
Карточка № 1. Природа
неживая
живая
Солнце
Деревья
Воздух
Снег
Дождь
Горы
Огонь
Травы
Земля
Птицы
Рыбы
Муха
Грибы
Человек
Песок
Животные
Снег
Рыбы
Горы
Грибы
Самооценка по таблице.
2. Проверка по эталону и оценивание.
На доске появляется эталон правильного ответа
- Оцените работу в оценочном листе № 2 по теме «Полна природа удивленья».
- Какое умение вы сейчас будете оценивать? – Умение делить на группы (классифицировать) предметы природы.
Оценочный лист по теме «Полна природа удивленья»
Знания
Самооценка
1. Знаю предметы неживой природы.
2. Знаю предметы живой природы.
– выполнил(ла) правильно - +
– выполнил(ла) с ошибками - -
- Поднимите руку, кто выполнил правильно. Молодцы,
вы хорошо знаем предметы живой и неживой природы.
3. Определение темы урока.
Основной этап.
(8 мин)
- Сегодня продолжим изучать предметы природы. Давайте определим тему урока.
Отгадайте загадку и узнаете название темы урока.
Загадка.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода) Как догадались?
Слайд.
Тема: Вода.
Напишите название темы в таблицу.
-О чём надо подумать перед письмом?
-Куда писать. Объясните. Дети, могут, высказать разные мнения. В обсуждении приходим к выводу, что вода относится к неживой природе, так как объекты живой природы должны уметь дышать, питаться, расти, размножаться. Вода этого не может.
-Какое опасное место в слове Вода, буква «О».
Проверьте. Слайд (таблица).
- Итак, что будет являться объектом нашего изучения на уроке? (вода и её возможности).
Цель № 1: изучить воду и её свойства.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Вода – неживой объект природы
Вода есть везде (на земле, в земле, в небе)
Свойства воды
(провести опыты с водой)
Какие способы изучения природы вы знаете?
Наблюдение, проведение опыта.
Слайд.
- Давайте проведём несколько опытов с водой и узнаем,
каковы возможности воды.
5. Открытие новых знаний. Исследовательская работа.
5.1 Постановка опытов.
- Перед нами новая страница знаний. Предлагаю наш класс на время превратить в лабораторию (научный центр)
Слайд.
Учитель: Для проведения опыта необходимо использовать оборудование (проверьте готовность)
Работать будем в парах.
- Какие правила дружной работы надо вспомнить?
Перед нами стоит задача найти ответы на вопросы:
1) Какого цвета вода?
2) Имеет ли вода запах?
3) Какого вкуса вода?
4) Что произойдет с водой, если ее разлить?
5) Что произойдет с водой, если в нее добавить соль, сахар, речной песок?
Инструктаж:
- Выслушай задание
- Проведите опыт
- Сделайте вывод, обсуди его в паре.
5.2 Проведение опытов. Работа в паре.
Опыт 1. Какого цвета вода?
Выполняют дети-помощники (на учительском столе)
- Сравните цвет воды с цветом молока. Что вы заметили? (Молоко белого цвета, а вода - бесцветна).
- Опустите в стакан с водой, с молоком ложку, лист с печатным текстом, палочку. К какому выводу вы пришли? (Вода - прозрачна).
На какой вопрос мы нашли ответ?
Опыт 2. Имеет ли вода запах?
- Сравните запах воды и духов, хлеба. (Вода не имеет запаха).
Опыт 3. Какого вкуса вода?
- Попробуйте, с ложечки воду на вкус. (Вода не имеет вкуса).
Опыт 4. Текучесть.
- Возьмите стакан с водой и перелейте половину воды в пустой стакан. Понаблюдайте, что происходит с водой.
Какое это свойство? (Вода потечет).
Опыт 5. Растворимость.
- Добавьте в питьевую воду соль, сахар. Размешайте. Что происходит с солью и сахаром? (Соль и сахар растворяются).
Учитель. С речным песком проводит учитель.. Что происходит с песком? (Он не растворился, а осел на дно).
- К какому выводу вы пришли, в результате этого опыта? (Вода растворяет некоторые вещества).
6. Закрепление новых знаний.
- Выберите вариант правильного ответа в таблице и подчеркните его.
№ опыта
Вопрос исследования
Узнали
Самооценка:
Свойства воды
Свойства воды:
+ /-
№ 1
1) Какого цвета вода?
белого цвета, бесцветна, прозрачна
№ 2
2) Имеет ли вода запах?
имеет запах, не имеет запаха
№ 3
3) Какого вкуса вода?
имеет вкус, не имеет вкуса
№ 4
4) Что произойдет с водой, если ее разлить?
Течет - Да, Нет.
№ 5
5) Что произойдет с водой, если в нее добавить соль, сахар, речной песок?
растворяет все вещества
растворяет некоторые вещества
На экране эталон для проверки.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Вода – неживой объект природы
Вода есть везде (на земле, в земле, в небе)
Свойства воды
1) Какого цвета вода?
2) Имеет ли вода запах?
3) Какого вкуса вода?
4) Что произойдет с водой, если ее разлить?
5) Что произойдет с водой, если в нее добавить соль, сахар, речной песок?
Свойства воды:
бесцветна, прозрачна
не имеет запаха
не имеет вкуса
течет
растворяет некоторые вещества
- Самооценка: сравните свой ответ с эталоном и если верный ответ поставьте «+», нет «-».
Всего + ______
Я - опытный «исследователь» – 5 «+»,
Я - начинающий «исследователь» – 4 или 3 «+»,
Я - помощник «исследователя» – 2 «+»,
Физкультминутка (Рыбки весело плескались)
Опыт 5.Загадка.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу.
И Стеклянной быть могу! (вода)
-Когда вода может быть стеклянной? (когда замерзает)
-Как вы это узнали (опыт дома)
-Кто расскажет?
Вывод: при замерзании вода превращается в лёд.
Я тоже провела опыт с замораживанием воды и принесла на урок (показываю), что вы заметили
Дети: лёд таит
- Объясните почему.
- Сделайте вывод: при нагревании лёд тает.
Опыт 6.Учитель: вода в чайнике.
- Если я включу чайник, что произойдёт с водой, после нескольких минут?
Вывод: вода нагреется, закипит и превратиться в пар.
- Результаты наблюдений можно показать схемой, кто её объяснит?
Итог работы:
Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
Исследовать воду и узнать её свойства.
Выводы исследования.
- О каких свойствах воды мы узнали. Свойства воды: бесцветна, прозрачна, не имеет запаха, не имеет вкуса, течет, растворяет некоторые вещества. Вода при нагревании становится паром, а при охлаждении льдом.
6. Определение значения воды в жизни человека.
- Подумайте, что произошло бы в природе, если бы в ней совсем исчезла вода.
Слайд.
- Значит, без воды не может жить ничто живое. Трава, деревья, животные не могут жить без воды. А человек? И человек без воды тоже погибнет.
Интересный факт: В сутки человек тратит 220 л воды. А для питья и приготовления пищи расходуется не так уж много: 2-3 л/сут на каждого жителя Земли. Что вы заметили? (постановка проблемы) На доске: 220л 2/3 л?
- Кто скажет 2-ю цель урока.
Цель № 2. Узнать как человек использует воду?
4. Работа над новой темой.
Использование человеком воды. (Работа по учебнику стр. 60)
Выполняют задания:
1). Где мы встречаемся с водой?
2). Как человек использует воду?
Где вы будите искать ответ? источником информации - рисунок
Делают вывод: человек использует воду для питья, в быту и в народном хозяйстве.
ФИЗ – МИН, Игра «Делай как я».
Открываем кран с водой и…
Моем руки,
Умываемся
Чистим зубы
Стираем бельё
Моем тарелку Что нам помогло совершить все эти действия важные для нашей жизни? (вода)
- А вы знаете, что пока мы играли из нашего, открытого, крана за 1 мин вытекло. ( Показать ведро в 10 л)
- Из неплотно закрытого краназа 10 минут вытекает 1 л воды.
- О чём должен задуматься человек, который бережёт природу?
Вывод: Беречь воду. Как?
Обсуждение правил охраны воды:
- используя горячую воду, вы можете сэкономить её уменьшая либо струю воды, либо уменьшая её температуру, либо свое потребление горячей воды.
-почините протекающие краны и трубы.
- выключайте воду, когда чистите зубы.
- не мойте посуду под струей воды, используйте крышку в раковине.
22 марта всемирный день воды.
Значение воды. Слово учителя- Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы и пассажиров. Без воды ни приготовить пищу, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она, какая вода – самое нужное вещество. А все это стало известно человеку, когда он узнал свойства воды.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какие цели ставили в начале урока? (Узнать свойства воды, провести опыты с водой, узнать, как человек использует воду).
- Дополните предложения:
Теперь я знаю………………
Теперь я могу………………
- А поможет вам в этом заполненный нами столбик таблицы.
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни.
Домашнее исследование
- Поднимите руку, кому понравилась работать на уроке.
Этим ребятам я предлагаю провести ещё один опыты дома, который показан на стр.61 и 63 учебника.
Спасибо за работу.
Дополнительный материал.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда
Струя водопада и брызги фонтана
И все это чудо вода.
В среднем петербуржцы тратят около 220 литров воды в день. Это, с одной стороны, очень много: бережливым европейцам нужно примерно 150 литров, и не скажешь, что они, например, все грязные ходят. А вот по сравнению с американцами мы очень мало тратим воды. Каждый житель США в сутки потребляет более 300 литров.
Карточка № 3
Оценка работы в паре
Самооценка +
- у меня не получилось работать в паре
- я ещё учусь работать в паре
- у меня получилось хорошо работать в паре
- Оцените свою работу в паре, заполнив лист оценивания.