Мотивационный этап – 3 мин | - Ребята, отгадайте загадки: 1) С высоты большой срываясь, Грозно он ревёт. И, о камни разбиваясь, Пеною встаёт. 2) Утром падаю всегда – Не дождинка, не звезда – И сверкаю в лопухах На опушках и лугах. 3) Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. - Что объединяет все слова-отгадки? - О чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Верно. И тема сегодняшнего урока «Значение воды и ее охрана». | - Водопад. - Роса. - Родник. - Все слова-отгадки связаны с водой. - О воде. | Слайд 2 |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений – 6 мин | - Какую цель поставим перед собой? - Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? - Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. 1) Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле? 2) Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды? 3) Верите ли вы, что вода может быть твёрдой? 4) Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами? 5) Верите ли вы, что энергию можно получить от воды? 6) Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота»? 7) Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя? 8) Верите ли вы, что вода может исчезнуть? - Кто согласился с 1 высказыванием? Кто не согласен? Кто согласен со вторым высказыванием? - С некоторыми высказываниями согласился весь класс, а с некоторыми возникли разногласия. Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы. - Исходя из этих вопросов, можно построить план урока: 1. Вспомнить свойства воды. 2. Рассмотреть значение воды. 3. Узнать об охране воды. - Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, - это вода. Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!». - Как вы понимаете эти слова писателя? - О каких свойствах воды было сказано? - Вспомните, в каких состояниях может быть вода? - Встаем на физминутку Над водой летят стрижи, Под водой плывут ерши, — Плывет лодочка-краса — Расписные паруса. | - Исследовать воду, узнать ее значение в жизни человека. - Повторим знакомый материал. Узнаем новое о воде. Учащиеся заполняют таблицу. - Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь. - Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. - О том, что вода безвкусная, не имеет цвета и запаха. - жидкое (вода), твёрдое (лёд, снег), газообразное (пар). (Руки в стороны.) (Присели.) (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.) | Слайд 3 Слайд 4 |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения – 21 мин | - Человек может прожить без еды до 14 дней, а без воды – не больше 3 дней. - Как люди используют воду? - Теперь откройте учебник на стр. 43, посмотрите на схему. О чем вы не упомянули в своих ответах? - Не только человек, но и все живые существа нуждаются в воде. Животные и растения больше, чем наполовину состоят из воды. Без воды не могут расти и плодоносить растения. Вот почему мы их поливаем. В воде живут растения и животные. Какие из них вам известны? - На стр. 44 учебника прочитаем текст о том, какую роль вода играет в природе и жизни человека. - Предлагаю посмотреть видео о том, зачем нужно беречь воду. - Бережно ли вы относитесь к водным ресурсам? - Что вы, дети, можете сделать для охраны воды? - Закон об охране природы запрещает спускать в реки и озера загрязненную воду, вырубать леса вокруг рек и озер, захламлять берега мусором. Кроме того, если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши реки и озера обмелеют, а то и совсем могут исчезнуть. Поэтому воду надо не только беречь от загрязнения, но и экономно расходовать. - Теперь вспомните, что такое энергия. - Можно ли получить энергию от воды? - Давайте посмотрим небольшой видеоролик об энергии, получаемой от воды. - Как получают электричество, используя силу воды? | - В быту, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве, холодильник, - Лед, каток, отопление водный транспорт, энергия падающей воды. - Водоросли, рыбы, бобры. Читают текст учебника по абзацам. Смотрят видео. - Да. - Не загрязнять реки, озёра, пруды. Не бросать мусор в водоёмы. Не оставлять отходы на берегу водоёмов. Охранять родники, колодцы. Закрывать водопроводные краны, зря не растрачивать воду. - Энергия - это движение. Это сила. Это то, за счет чего совершается работа. Это то, что дает работу механизму. - Можно Смотрят видео | Видео о значении воды Видео об энергии падающей воды |