1. Организационный момент | – Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вас ждёт много открытий, хотя говорить мы будем с вами о том, что вам очень хорошо знакомо. Речь пойдет о веществе, без которого не возникла бы и не сохранилась до наших дней жизнь на планете Земля. А что же это, вы скажете мне, отгадав ребус. Внимание на экран. – Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Ребята кто знает, какую часть на нашей планете занимает вода? Посмотрите на глобус – модель Земли. Какого цвета на нём больше всего? (Синий и голубой) Почему? На Земле большую часть занимает вода, это – океаны, моря, озёра, реки. Если поверхность Земли разделить на 4 равные части, то 3 из них будет занимать вода и только одну – суша. | О воде ¾ | Слайд 1 (ребус). Глобус |
2. Введение в тему | - А, как, по-вашему, есть ли вода на других планетах? Не знаете? Тогда послушайте вот эту историю, а чтобы рассказать эту историю мне нужно, 4 помощника. Автор: Прибыли как-то на нашу планету инопланетяне. Не просто так прилетели, а с особым заданием. Им необходимо было выяснить, что такое вода. Вот отправились они бродить по городу, спрашивая прохожих: «Что такое вода?» Инопланетянин: Здравствуйте, сударь! Человек: Здравствуйте! Инопланетянин: Скажите, что такое вода? Человек: Вода? Это очень просто, открой кран – вот тебе и вода. Налей в стакан и выпей. Автор: Человек вновь пошёл своей дорогой, а инопланетяне – своей. Встречают инопланетяне школьницу лет 12. Инопланетянин: Девочка, ты знаешь, что такое вода? Девочка: Да кто ж этого не знает. Вода в реках, морях, океанах. Вода – это дом для растений и животных. Автор: Остановились инопланетяне, задумались. Что же это за чудо природы, которое можно и пить, и жить в ней одновременно. Тут мимо учёный идёт, размышляет о чём-то. Учёный: Тоже мировые проблемы решаете? Инопланетянин: Да нет, пытаемся выяснить, что такое вода. Учёный: Вода – это, действительно, самое удивительное вещество на Земле. А, чтобы вы в этом убедились, сходите в школу на урок, который будет посвящён воде и её свойствам. Ребята давайте поможем инопланетянам найти ответ на этот вопрос: что такое вода, ведь тема нашего урока «Вода и её свойства». Слайд 3. – Вода – самое известное и самое загадочное вещество на нашей планете. Посмотрите на экран. Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы сегодня будете на уроке. Соберите капельки в ведерко и составьте из букв на капельках слово. А кто такой исследователь? – Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями, то есть изучением каких-либо предметов или веществ. –Сегодня наш класс на один урок превратится в исследовательскую лабораторию, т.е. место, в котором проводятся научные опыты, а проводить эти опыты будете вы. - Ребята посмотрите, что у меня в стакане. - Можно ли наверняка сейчас сказать, что это жидкое вещество - вода? Как можно узнать, что это за жидкость? Ребята давайте вспомним признаки, которые помогают определить жидкость. Дети называют признаки, учитель фиксирует на доске (жидкости различаются по вкусу, запаху, цвету, прозрачности, по температуре). | Незнаем. Чтение по ролям. Исследователь. Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями. Вода. Нет, можно точно сказать только, что в стакане находится жидкость. Жидкости различаются по вкусу, запаху, цвету, прозрачности, по температуре. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Стакан с водой Доска, мел |
4. Практическая работа. | – Раз мы будем исследователями, то нужно обязательно соблюдать правила безопасности при исследовании. Внимание на экран! Слайд 6 (Презентация – видео «Правила безопасности») Каждая группа будет исследовать отдельное свойство воды. У каждой группы на столе необходимые предметы для опыта, «Карта заданий», в которой подробно написано, что нужно будет делать в каждом опыте. Все результаты опыта вы будете записывать в «Лист исследований», и затем старший в группе с помощником представят эти опыты и результаты всему классу. 1 группа будет исследовать прозрачность воды, 2 группа - цвет, 3 группа - форму воды, 4 группа – запах, 5 группа вкус воды. | Дети проводят опыты. | Слайд 6 Карта заданий, лист исследований, ручка. Слайд 7 |
6. Выступление детей и обсуждение результатов опытов. | По ходу выступления детей каждое свойство записывается в таблицу на доске. Первое свойство – цвет (2 группа). Второе свойство – запах (4 группа). Третье свойство – вкус (5 группа). Давайте обсудим. Можно пробовать незнакомые вещества? Четвертое свойство – прозрачность (1 группа). Как доказать опытом? Пятое свойство – форма (3 группа). Что такое форма? Есть ли у воды форма? Докажите опытом. – А о каком свойстве воды говорится в этой загадке? Бежит, бежит – не выбежит, Течёт, течёт – не вытечет. – Вода течёт. Это свойство у воды называется текучесть. А чтобы увидеть это свойство, достаточно просто подойти к крану и открыть его. И мы увидим, что вода прекрасно течёт. (Наливаю в свой стакан воды из кувшина). | Выступления детей. Предмет может быть красного цвета, синего, зеленого. Молоко белого цвета. Вода не имеет цвета, она бесцветная. Чтобы определить запах предмета или вещества, надо понюхать. Она не пахнет. Вода не имеет запаха. Чтобы определить вкус, надо попробовать. У сока есть вкус. А вода безвкусная. Нельзя. Через прозрачную воду все видно. Надо опустить соломку-трубочку в воду, а другую соломинку в молоко (в сок). Сквозь воду видно соломинку – вода прозрачная, через молоко (сок) – не видно. Вода прозрачная. Предмет может быть круглой, треугольной, квадратной, прямоугольной формы. Надо перелить воду из стакана в блюдце. Вода приняла форму 1, 2 и 3 сосудов. Вода без формы. Она принимает форму предмета, где находится. | Необходимое оборудование для опытов |
7. Подведение итога | Итак, этими свойствами обладает пресная вода в жидком состоянии. А теперь давайте подведем итог нашей работы. Какая была поставлена учебная цель? Мы достигли своей цели? В начале урока мы не могли с вами точно сказать, является ли вещество в стакане водой, так как не знали свойств воды. Сможем ли сделать это сейчас? А как кто знает? (Контроль). Прочитайте еще раз по таблице свойства воды. – Давайте сравним со свойствами жидкости в стакане. Внешние свойства данной жидкости вам хорошо видны: она прозрачна, не имеет цвета. Она ничем не пахнет. Текуча (наливаю в блюдце), изменяет свою форму в зависимости от формы сосуда. Осталось только определить, какая она на вкус. – А можно пробовать незнакомые вещества? Конечно, нет. Но, я всё же попробую, ведь воду в этот кувшин наливала я сама вот из этой бутылки с чистой питьевой водой. А вы, ребята, запомните: воду нужно пить только чистую, а лучше родниковую. Каким образом мы узнали свойства воды? (Оценка). Кто считает, что поработал на уроке хорошо, поднимите голубую капельку с улыбкой? А кто считает, что на уроке проработал, не очень хорошо поднимите темно синюю капельку. Как вы думаете, много ли теперь инопланетяне знают о воде и смогут ли они объяснить. Что такое вода, когда вернутся на свою планету. | Узнать свойства воды. Цели достигли. Да. Сравнить со свойствами воды. Дети читают свойства воды. Нет. Проводили опыты, записывали свойства в таблицу. Все хорошо работали. | Стакан с водой Слайд 8 Капельки, голубые и темно синие. |