Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии,
Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов.– дополнительные: компьютер, проектор, презентация, карта, глобус, выставка книг, презентация, стаканы разной формы, бутылочки с водой, сок, ложки,
пипетки, самооценочные листы, фильм «Водная стихия».
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология, ИЗО, математика.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели урока: закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле; познакомить учащихся со старинными приспособлениями для водоснабжения; продолжить развитие навыков экспериментального исследования свойств веществ, формировать умения устанавливать причинно- следственные связи между явлениями природы; сформировать знания основных физических и химических свойств воды; воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование.
Задачи:
Предметные:
- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
Коммуникативные УУД: - аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства; - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах; Личностные УУД: - формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности; - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы) Ход урока
Этапы
Действия учителя
Действия учащихся
1.Мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация ранее изученного
Настрой учащихся на работу.
Какую тему мы закончили изучать ?
Какие вещества входят в состав воздуха?
Зачем нам нужен воздух?
Какой воздух необходим для дыхания? Какими свойствами обладает воздух? Как его нужно охранять?
Воздух и его свойства.
3. Постановка цели.
Без воздуха нет жизни на Земле.
А без чего еще не будет жизни на Земле?
Слайд1
Отгадайте ребус.
Игра «Окрась слово »
Обведи кружки цветом, который у вас ассоциируется со словом ВОДА.
Слайд 2
Сегодня мы будем говорить о воде, ее значении и ее свойствах.
Перед вами слова аквариум
акваланг
аквапарк
Понятны ли вам эти слова? А какое отношение они имеют к нашему уроку?
Ответы детей
Вода
Работают на листах
(Приложение1)
Они связаны с водой.
4. Ознакомление с новым материалом.
«AQVA» в переводе с латинского вода. Как алфавит пишется с буквы А, так и жизнь на Земле начинается с воды. Вода самое распространенное вещество на планете. Повседневно используя воду,
Мы привыкли к ней, что считаем обыденным явлением, а между тем вода удивительна и уникальна. Она – чудо природы.
Слайд3,4,5
Где вы встречали воду в природе?
Какой только воды на Земле не бывает на свете. «Есть морская. речная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная, целебная, лечебная, талая, большая и малая, чистая и грязная, ну, в общем, разная.»
5. Постановка проблемы.
Работа по учебнику
с. 77-78.
Микроитог.
Вода в природе
Слайд 6,7
Посмотрите на глобус. Я его раскручу, какого цвета больше?
Вода на Земле занимает большее пространство. Она находится в Земле, под Землей, на Земле.
Действительно, нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого.
Что нового вы узнали о воде?
А для чего нам нужна вода ? А как мы ее используем?
Слайд8,9
Роль воды в жизни человека.
Слайд10,11
Тело человека тоже состоит из воды. Это вода, которая отличается от обычной наличием различных веществ необходимых для организма.
В зависимости от климата в сутки человек может потреблять от 3 до 6л воды. При продолжительности жизни человека в 70 лет он потребляет 80 000л воды.
Так зачем же нам нужна вода?
Вода – это жизнь.
6.Физминутка для глаз.
Роль воды в жизни животных и растений.
Вода важна на Земле не только для человека, но и для растений.
Слайд12,13,14,15,16,17.
Микроитог.
Вода нужна и животным.
Слайд 18,19,20,21,22.23.
Так зачем же нужна вода животным и растениям.
Слайд 24
7.Физминутка.
Игра « Море волнуется раз…»
Фигура дельфина замри. Фигура моря замри.
8.Анализ проблемной ситуации.
Начинаем исследования.
Слайд25.
А сейчас нам предстоит выяснить основные свойства воды.
Работа по листам (приложение 1)
Работа в парах и группах.
9.Решение проблемной
ситуации.
Выполните опыты.
Сделайте вывод. Запишите.
Дети выполняют опыты и записывают выводы в таблицу
(работа в парах).
Дети обсуждают выводы и выбирают свойства воды.
( работа в группах)
10.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
Разбейтесь по группам и обведите правильный ответ.
( Приложение 1)
Ответы каждой группы.
11.Самопроверка.
12.Содержательная рефлексия.
Слайд26.
Поднимите руки, кто обвел правильный ответ
Работа по учебнику с.78
Слайд 27.
Дети рассказывают о целебных свойствах воды.
Воды на Земле много она не только самая распространенная, но . самая важная жидкость на Земле.
Нет воды- нет жизни на Земле, есть вода – есть жизнь на Земле.Но над водой нависла угроза: ее надо охранять.
Слайд 28,29,30,31,32,33.
Рассказ ученика об охране воды.
13.Итоговая рефлексия.
Подведем итоги. Что же нового вы узнали на уроке?
Работа на листах
( Приложение 1)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Растворяет сахар в чае, Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить
14.Домашнее задание.
Запись в дневниках.
АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
ФИО учителя
Солдатова Наталья Ильинична
Предмет
Окружающий мир
Класс
3 класс
Тема и номер урока в теме
Вода и ее свойства
Базовый учебник
А.А. Плешаков 3 класс
Цель урока:
закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле; познакомить учащихся со свойствами воды; продолжить развитие навыков экспериментального исследования свойств веществ, формировать умения устанавливать причинно- следственные связи между явлениями природы; воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование.
Задачи:
Предметные:
- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
Коммуникативные УУД: - аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства; - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах; Личностные УУД: - формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности; - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)
Тип урока
изучение нового материала с элементами практической работы
Формы работы учащихся
фронтальная, групповая, индивидуальная.
№
п/п
Характеристика урока
Показатели
Оценка
Цель урока названа
Четкое формирование темы и целей урока. Постановка конкретных задач на всех этапах урока. Учащиеся сами формулируют тему уровневые цели урока.
2
Организованы действия учащихся по принятию цели урока
Учитель создал в начале урока ситуацию успеха был предложен план работы и организована ситуация.
2
Содержание учебного материала соответствует ТЦУ
Методы обучения обеспечили
а) мотивацию деятельности;
б) сотрудничество учителя и учащихся;
в) контроль и самоконтроль.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса посредством группового задания, поощрения учащихся в ходе выполнения индивидуальной работы, установки причинно-следственных связей между поступками героев. Учителем подготовлены групповые задания в соответствии с познавательными возможностями детей с применением ЭОР. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя и друг с другом в процессе фронтальной и групповой работы. Согласованность действий учителя и учащихся проявлялась при обсуждении ответов на задания проблемно-познавательного характера. Рефлексия дала возможность учителю проверить уровень усвоения материала каждым учеником, определить эффективность деятельности на уроке, а учащимся - осмыслить свои затруднения и успехи.
2
2
1
Методы обучения соответствуют:
а) СУМ;
б) ТЦУ
Содержание учебного материала в основном отработано учащимися. Во время проведения первичного закрепления целесообразно остановиться на не отработанных вопросах, провести оценку степени усвоения учебного материала отдельными учащимися, это было в полном объеме сделано методом беседы и практическим методом. Использование ЭОР позволило организовать практическую работу в соответствии с уровнем способностей учащихся. Используемые методы обучения позволяют реализовать все цели урока.
2
1
Формы познавательной деятельности обеспечили:
а) сотрудничество учителя и учащихся;
б) включение каждого ученика в деятельность по достижению ТЦУ
В ходе урока использовалась фронтальная, индивидуальная, групповая и парная форма работы. Учитель оказывал помощь в ходе организации практической работы. Каждый ученик выполнил самостоятельную работу в основном в соответствии с уровнем развития способностей и уровнем притязаний.
2
1
Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТЦУ
Метод беседы предполагал фронтальную работу, парную и групповую уровневую работу, выполнение индивидуальных заданий - индивидуальную форму. В результате все учащиеся принимали участие в уроке. Ученики успешно освоили содержание материала.
2
Уровень достижения ТЦУ:
а) познавательный аспект;
б) воспитательный аспект;
Учащиеся в основном выполнили самостоятельную работу. Учащиеся с удовольствием работали на уроке. Четкая организация урока способствовала развитию навыка научной организации труда. Все
2
2
Развивающий аспект
Учащиеся в основном работают на уровне, соответствующем уровню развития способностей