Данный урок занимает 1 место в системе уроков раздела образовательной программы по теме «Вода».
В основу урока легли: исследования гипотезы о существовании воды в трех состояниях.
Планируемый объем учебного материала и сложность информации учтены с учетом психофизиологических особенностей 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся 2-го класса.
Тип урока – развивающий. Исходя из этого, были определены следующие цели и поставлены задачи урока:
Цель урока: дать расширенное представление о воде, о её состояниях, значении в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Сформировать знания учащихся о состояниях воды, значении её в природе и жизни человека.
2.Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; умения сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы.
3.Воспитать в детях бережное отношение к воде; развивать стремление охранять водоемы от загрязнения.
Анализ организации учебного процесса.
Данный урок был проведен в режиме мультимедиа, который позволил мгновенно сопоставлять, сравнивать, находить связи и зависимости между понятиями и смысловыми фрагментами урока.
Психологический настрой послужил стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создал эмоционально-деловой настрой и обеспечил необходимую мотивацию.
Актуализация базовых знаний увлекла учащихся к проверке материалов предыдущего урока.
В уроке имеет место логические переходы от одного этапа к другому.
Выполнялись психогигиенические, эстетические требования, такие как смена динамических поз, эмоциональный настрой, культура речи.
Время урока использовано рационально, комментарий к домашнему заданию носит творческий характер, и он позволил право выбора формы выполнения.
С целью осознания учащимися учебного материала создана презентация по теме «Три состояния воды» с фотоизображениями для зрительно-слухового восприятия, которые развивают наблюдательность у учащихся начальных классов.
На уроке развивались умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и предположения.
На уроке окружающего мира сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
Проблемные ситуации разрешались путем проблемного объяснения в диалоге с учителем.
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обучения учащихся второго класса.
Учащиеся показали умения организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями урока, умение работать в группах, с использованием компьютера, мобилизовать себя на восприятие и переработку новой информации.
На уроке имело место формирование положительных социально-значимых черт личности (сотрудничество, взаимопомощь, культура поведения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Почти все у человека предназначено для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Теперь, подарим улыбки нашим гостям, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо, радостно, легко и тепло.
А теперь закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Ярко светит солнышко, вы слышите шум моря, дует ветерок. Вы спокойны. Про себя медленно говорите: «Я все знаю, я все могу, у меня все получится. Я желаю всем окружающим людям и себе счастья, добра и удачи». Теперь медленно откройте глаза. Вздохните глубоко-глубоко, что вы чувствуете? (Воздух)
Правильно!
3 сл. II. Проверка д/з.
- Давайте вспомним, что такое воздух? (Воздух везде и повсюду)
- Можем ли мы его увидеть, потрогать, попробовать на вкус или почувствовать его запах? (У воздуха есть свои свойства)
- А какие свойства имеет воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет формы. Чистый воздух не имеет запаха.) - Какое значение имеет воздух для нашей планеты? (Воздух необходим для жизни человека, животных и растений) Правильно, Молодцы!
- Только воздух необходим? А что еще, как вы думаете? (Вода) Правильно, молодцы!
- Ребята, а вы приготовили рисунки о воде в любых ее видах?
4 сл. Тур по галерее
А тур по галерее мы проведем таким образом.
Ребята, посмотрите какие красивые работы о воде мы с вами видим! ДА!
А нам нужно прикрепить стикер со словами
«Ты молодец»,
«Ты умница»,
«Ты супер» .
Молодцы! Справились с домашним заданием!
5 cл. III. Побуждение. Актуализация опорных знаний
А теперь Ребята посмотрите на картинки. Что вы видите?
(Цветок, река, водопад, море, океан)
- Как можно назвать одним словом? (Природа)
- Что лишнее и почему?
( Лишние – цветок, т.к. все остальное – это вода)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о воде)
Правильно. О воде. Молодцы!
6 сл. IV. Сообщение темы урока.
Итак, тема нашего урока «Вода, состояния воды»
- Ребята, а кто знает как слово вода звучит на казахском языке? (су)
А на английском языке? (water) Хорошо, молодцы!
Мы узнаем о её состояниях, значении в природе и жизни человека.
Будем сравнивать, анализировать, и самостоятельно делать выводы.
7cл. 4. Рассказ ученика
- Давайте послушаем сообщение Саши о воде.
Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе. Певцы древних степных народов – акыны – воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос Что такое ВОДА?
8 cл. Учитель:
Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама - ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете! »
- Ребята, что вы услышали? (Что вода самая загадочна жидкость на Земле.
И самое большое богатство на свете!) Хорошо!
9 cл. 5. Работа с глобусом
Учитель: У меня в руках глобус. Посмотрите. (Покрутить)
Вода есть во всех уголках Вселенной.
- Посмотрите, какого цвета на нём больше? (голубого)
- Сколько голубого цвета на земном шаре? ( ¾ часть земли занимает вода)
Реки, моря, океаны – это вода, источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, а вот без воды не может жить никто.
10 cл.
Вода – подлинное чудо природы, и учёные записывают строение
молекулы воды Н2О,
Ребята, вы учили на уроке английского языка букву эйч (Н), так вот первый знак молекулы воды обозначается этой буквой, но называется она аш (Н)
Молекулы воды состоит из 2х атомов водорода и 1 атома кислорода, т.е к одной молекуле кислорода присоединяется две молекулы водорода, которые находятся друг от друга относительно под углом 105 градусов.
Ребята Вам понятно, как называют ученые эту формулу воды?
Повторите пожалуйста Н2О Молодцы, Умнички!
А подробнее о формуле воды вы узнаете в старших классах.
11 cл. 6. Работа с картинами
Учитель: Не только ученые изучали воду, но и художников вода вдохновила на создание произведений искусства.
Рассмотрим репродукции картин.
Айвазовский. Чёрное море.(вода)
И.Левитан. Туман
Б.Кустодиев. Зима.(снег)
- Нравятся картины?
- Назовите одним словом, что вы видите. (Природу)
- Как вы думаете, какое отношение к уроку имеют эти картины?
- Что изобразили художники?
(Художники изобразили 3 состояния воды: вода, туман, снег) Правильно.
Учитель: Художники передают красоту природы, точнее воду, в различных её состояниях.
Давайте составим кластер по загадкам, и узнаем, какие же бывают 3 состояния воды.
12 cл. Состояния воды
(Жидкое Газообразное)
Твёрдое
Составление кластера (Разгадывание загадок)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд) растает превращ.в воду
- Какое это состояние? твердое
Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
-Как вы думаете туман какое состояние? (газообразное)
Я очень добродушная,
Прозрачная, послушная,
Но если захочу,
Даже камень источу. (Вода)
- Как вы это понимаете? (Вода о себе говорит) (это жидкое состояние) Учитель: Загадки такие разные, а что их всех объединяет в природе? (Что все загадки о разных состояниях воды)
- Значит, в каких состояниях бывает вода? (в жидком, газообразном, в твердом)
13 cл.
Приведите примеры из загадок.
1 ряд - Назовите воду в твердом состоянии. (Снег, лед, иней)
2 ряд - В газообразном. (Туман, пар, облака)
3 ряд - В жидком. ( Вода, роса)
Учитель: Еще раз Ребята какой вывод: вода в природе существует в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.
14 cл. 7. Физ. минутка «Вода - не вода». Под веселую музыку
Учитель:НУ А ТЕПЕРЬ ОТДОХНЕМ Давайте поиграем с вами в игру «Вода - не вода». Условия её таковы: я
произношу слово, и если оно обозначает воду - вы хлопаете, а если не
относится воде - делаете два шага на месте. Будьте очень внимательны.
Учитель: Какие нибудь вопросы о воде у вас возникли? Например:
Д: ( Как вода переходит из одного состояния в другое?)
15 cл. Учитель: Об этом мы узнаем в учебнике. Открываем страницу 30
учебника.
1.Работа по учебнику стр. 30-31 (Чтение детей по абзацам.) 16 cл. Учитель: Как же вода переходит из одного состояния в другое? (СТР.16)
Ответы детей.
1 ученик: (выучить )
Когда температура воздуха опускается ниже отметки 0 градусов - вода переходит из жидкого состояния - в твердое, т.е. замерзает. 2 ученик (выучить )
Когда температура воздуха поднимается выше отметки 0 градусов, вода медленно начинает переходить из жидкого состояния в газообразное, и чем выше температура, тем быстрее она испаряется.
17 cл. 2.Работа на доске Состояния воды: ???? С каждого ряда выходят к доске
(На плакате наклеены картинки. Заранее подготовить картинки выбирают их свойства и наклеивают)
По рядам выходят к доске1 ряд - 3 человека 2 ряд – 4 человека 3 ряд – 3 человека Остальные оставшиеся проверяют своих одноклассников.
(готовые слова напечатанные на столе)
Каждый ряд отвечает по картинкам хором. Состояния воды: Жидкое - дождь, реки, роса. Твердое - град, снег, иней, лед. Газообразное - пар, облака, радуга.
Молодцы!
Учитель: Переходим к другому заданию. 18 cл. 3.Синквейн «Вода»
Ребята, давайте составим синквейн к слову «вода»
Подобрать слова – признаки предмета. Например Какая вода?
(Дождевая, родниковая)
Подобрать слова – действия предмета. Что делает?
(Течет, испаряется , замерзает)
А теперь давайте ответим, Почему вода необходима?
(Вода это – жизнь. Жить без воды невозможно)
Какие пословицы со словом вода вы знаете?
Бывает порою – течет вода горою
В решете воду не удержишь
Воды жалеть, кашу не сварить
На то и щука в море, чтобы карась не дремал
Не будет снега — не будет и следа
Не всякая водица для питья годится
Нужно наклониться, чтоб из ручья воды напиться
Под лежачий камень вода не течет
Посмотрись в воду на свою природу
19 cл. VI. Рефлексия.1.«Горячий стул»
Ребята, наступил самый интересный момент, поиграем в игру.
Кто желает рассказать и поделиться впечатлениями об уроке?
(Учащийся по желанию выходит к доске и рассказывает то, что ему понравилось на уроке)
- Как много интересного мы сегодня узнали о воде?
- Расскажите чему вы научились на этом уроке?
- Что вам понравилось на уроке познания мира?
-В каких состояниях вода встречается в природе?
20 cл. 2.Оценивание ответов учащихся. Приготовить капельки с оценкой 5 и 4.
Получают капельки те, кто отлично работал и хорошо справился с заданием.