kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вода, которую мы пьём

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное наглядное пособие поможет учителю рассказать об основных свойствах воды как элемента неживой природы. Оно сможет помочь ему в рассказе об использовании свойств воды людьми, наглядно показать зависимость живого и неживого в природе.

Использование данного наглядного материала предполагает не только возможность объяснения сложных явлений, которые в начальной школе не в состоянии понять без визуального образа, но и развитие у него таких качеств, как умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Некоторые существенные свойства воды (отсутствие запаха, вкуса и пр.) трудно проиллюстрировать, поэтому они остались вне рамок наглядного пособия и могут быть рассмотрены на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вода, которую мы пьём»

Методическое пособие к уроку окружающего мира







«Вода , которую мы пьем»



























Темрюкский район, ст. Курчанская,

МБОУ СОШ №4

Учитель : Редковникова Е.И

Методические рекомендации: Тема «Вода» является одной из центральных в курсе «Окружающий мир». Данное наглядное пособие поможет учителю рассказать об основных свойствах воды как элемента неживой природы. Оно сможет помочь ему в рассказе об использовании свойств воды людьми, наглядно показать зависимость живого и неживого в природе.

Использование данного наглядного материала предполагает не только возможность объяснения сложных явлений , которые в начальной школе не в состоянии понять без визуального образа , но и развитие у него таких качеств, как умение наблюдать , анализировать , сравнивать, обобщать.

Некоторые существенные свойства воды (отсутствие запаха, вкуса и пр.) трудно проиллюстрировать , поэтому они остались вне рамок наглядного пособия и могут быть рассмотрены на уроке.



1.Планета Океан

Вот уже сорок лет космические станции, покинув Землю, уходят к планетам- спутникам Солнца, чтобы разведать и сообщить , какие они- далёкие планеты. Межпланетные роботы добрались до всех планет , встретились с кометами и астероидами. Теперь мы много знаем о далеких мирах и лучше понимаем, чем Земля похожа, а чем от них отличается.

Только на земле есть три великих чуда:

  • на ней живут разумные существа- люди,

  • на ней обитают разнообразные живые организмы, на ней есть жизнь,

  • её поверхность покрывает огромный океан жидкой воды

Где-то в бескрайней Вселенной, конечно же, есть планеты ещё более диковинные, но в семье Солнца Земля- исключительная драгоценность.

Все три чуда связаны одно с другим. Понятно, что если бы не было жизни, не было бы и человека. Но так же верно, что не будь океана, не было бы жизни. Океан- это жизнь, человек- это чудо из воды. (Слайд 2)

2 Ледовитые поля планеты Европа

Вода- очень распространенное вещество во вселенной и на планетах и спутниках встречается часто. Например, луны Юпитера Европа, Ганимед и Каллисто покрыты океанами гораздо более глубокими, чем наш, но эти океаны проморожены до дна, либо жидкие воды у них льдом толщиной в сто километров.

Такие льды мы видим в Европе. Несмотря на громадную толщину, её ледяной покров временами трескается, а потом вновь смерзается , как в нашем Ледовитом океане. Затейливый узор трещин виден на космическом снимке, который вы увидите ниже. Почему океан так промерз , понятно. Луны Юпитера получают солнечного тепла в 30 раз меньше , чем Земля, и вода на их поверхности может быть только затверделая.



3. Откуда вода на земле? Гейзеры

Пять миллиардов лет назад Земля и планеты образовались из космического вещества – пыли, камней, льдин. Сначала у Земли не было ни атмосферы ,ни океана. Когда же планета внутри разогрелась, газы и пары воды вышли на поверхность, и образовалась древняя, горячая атмосфера – настоящая суперпарилка. Через многие миллионы лет Земля заметно остыла, и пошли непрерывные дожди из кипятка, пока вся вода атмосферы не превратилась в океан. Вулканы и сейчас выпускают в атмосферу много горячего пара, и до сих пор в глубинах недр клокочет подземная вода и бьют фонтаны кипятка и пара- гейзеры.

4. Жизнь зародилась в океане

Живые существа обитают на планете уже более трех миллиардов лет. Сначала это были только мельчайшие и простейшие организмы. Мы еще не знаем, как зародилась жизнь на Земле. Может быть, она занесена к нам метеоритами с других планет в виде семян, спор ( как случайно на лапках разносят по водоемам лягушачью икру перелетные утки). Но скорее всего жизнь возникла на Земле в океане, когда вода остыла ниже 50С и первые «жители» уже не могли свариться в кипятке. Жизнь началась в прибрежном мелководье, где есть ил, где в воде взмучено много разных полезных частичек, а в морской воде содержаться необходимые для жизни соли. Жить на суше тогда было невозможно. Атмосфера была горячее 100 С, в ней не было кислорода, а до поверхности Земли проникали от Солнца убийственные ультрафиолетовые лучи, от которых нас сейчас защищает слой озона.

Миллиарды лет обитаем был только океан; ныне вымершие животные, губки, морские звезды, водоросли, и только 30 млн. лет назад водоросли и предки тритонов стали осторожно выбираться на сушу.



5. Жажда

Мы - дети подводного мира. Наше тело состоит в основном из воды. Каждая клеточка организма наполнена жидкостями, растворами. Мы говорим, что животный организм – это печка, в которой сгорает пища, но сгорает особым образом – без пламени, во влажном виде. В кишечнике из проглоченной пищи образуются питательные соки, которые разносит кровь( тоже жидкость). Кровь же приносит к клеткам кислород. В результате питания клетки в ней образуются отходы, лишние соли, которые выносятся в жидком виде с мочой.

Когда жарко, мы потеем и тем охлаждаем тело. Мы постоянно выдыхаем паров больше, чем вдыхаем с воздухом. Так что вода постоянно нужна нашему телу. И организм регулярно требует ее восполнить. Без воды человек не сможет прожить и недели. Это второе по важности вещество для человека ( после кислорода).



6. Круговорот воды в природе

По планете путешествует удивительное вещество-вода. Самый большой резервуар воды - океан. Солнце испаряет морскую воду. Тучи заносят опресненную воду на материки и изливаются дождями. Без дождей суша была бы мертва.

Дожди впитываются в землю, они наполняют подземные колодезные потоки и хранилища влаги и поддерживают течение ручьев, речек и рек. И там, где реки впадают в море или океан, обязательно селятся люди, потому что нельзя жить без пресной воды.

7. Человек и океан

Велики пространства суши, но большая часть людей живет по берегам рек и океанов. Тот, кто был на море, видел океан, всегда мечтает к ним вернуться. Океан - кормилец. На приморском базаре нам предложат сотни видов рыб, морских животных, водорослей.

Океан - кормилец . На приморском базаре нам предложат сотни видов рыб, морских животных, водорослей.

Океан - это древнейшая дорога, путь великих мореплавателей, отважных флотоводцев, богатых торговцев и отчаянных людей.

Дно океана - это еще не раскрытые клады минеральных богатств.

Берег океана - это место трех стихий- воды, воздуха и земли. Когда волны разбиваются о берег, соленая пыль моря смешивается в воздухе с запахами степей и гор, и когда мы вдыхаем эту смесь- нет ничего полезнее для здоровья. Поэтому берег океана- излюбленное место обитания и отдыха человека.

У океана один недостаток. Его горько- соленая вода не для питья. Но океан породил и питает реки и озера.

8. Испарение океана. Дожди.

Океан шлет нам пресную воду за тысячи километров от берега. Трудно найти место на Земле, где совсем нет воды. Она пронизывает почву, наполняет реки, океаны, путешествует в воздухе.

Свет, преломляясь в капельках влаги, позволяет нам любоваться всеми своими цветами. Вода входит в состав растений, животных и других организмов.

На голых камнях без почвы произрастают лишайники. Была бы вода! Она наполняет животворной влагой все живые существа.



9. Пустыня

Лишь тот, кто оказался в пустыне, может по – настоящему оценить воду. Жажда здесь изнурительна, дожди крайне редки, растения и животный мир скудны. Человек здесь селится неохотно. Только караваны навьюченных верблюдов пересекают мертвую землю, передвигаясь от оазиса к оаизусу.

10. Туманы

В воздухе всегда есть прозрачные (невидимые) пары воды. Их бывает больше или меньше. Теплый воздух может содержать больше пара, чем холодный, и, когда холодает, часть паров превращается в мельчайшие капельки тумана.

Осенью после заката над тихими прудами, лугами и полями холстами стелются задумчивые вечерние туманы. А на восходе солнца, когда безветренно, а земля за ночь остыла, ложится сплошной молочный туман, и лицо ощущает легкую водяную пыль. Это облако с неба спустилось на нас. Пригреет солнце, и облако растает, опять обратится в пар невидимку.



11 Ледяные узоры

Когда на дворе холодает и теплый влажный воздух комнат касается холодных стекол, окна запотевают. Это воздух отдает излишек паров. Так же и на остывшие травы , на крыши падает холодным утром вода. При заморозках роса замерзает на травинках пушистыми веточками инея, а мороз разрисовывает окна фантастическими пальмами и еловыми ветками. Оконные узоры , веточки инея, шестилучевые звездочки, снежинки получаются от того, что твердая вода – это кристаллическое вещество. Крупная поваренная соль образует кристаллики- кубики. Алмазы и многие драгоценные камни – это красивые многогранные кристаллы. Перышки инея на снегу подобны драгоценным украшениям.

12 Ледники

Высокие облака и летом состоят из кристалликов воды- иголочек и снежинок. На вершинах гор так холодно, что там круглый год лежит лед и снег, а вместо дождей там только снегопады. Так образуется слой слежавшегося снега и льда- ледник. Ледники - это величайшие склады чистейшей пресной воды. Иногда по горным склонам лед медленно сползает в долины длинными языками

.

13 Горная река

В жаркие месяцы лета солнечные лучи все таки топят лёд, и тогда из под ледника мчится в долину поток- горная река. За тысячи лет она промыла в горах глубокие ущелья (для человека это дороги к вершинам гор). Она катит по дну валуны, она прыгает с крупных утесов водопадами. Эти реки наиболее многоводные летом, когда большие воды надо и садам, и полям, стадам.

14 Айсберг. Удивительное свойство льда

В полярных странах ледники не прячутся от тепла на вершинах гор. Здесь они сползают с гор прямо в океан. И тогда, огромные льдины, которые иногда моряки принимали за неизвестные острова, пускаются в плавание. Айсберг – кусок пресной воды в соленом океане. Если пригнать эту гору в большой приморский город, чистой воды хватит на год и больше.

Удивительное свойство льда: твердая вода легче жидкой. Поэтому лед плавает в воде. У всех других веществ всё наоборот. Если мы в сосуд с растопленным жидким воском опустим кусочек , он потонет. Если в расплавленное железо бросим железку – оно пойдет ко дну. Если бы лед был тяжелее воды, то реки и озера не имели бы зимой ледяного покрова, под которым и в стужу сохраняется жидкость. Ведь тогда реки промерзали бы до дна вместе с рыбой и другой живностью.

15 Пополнение подземных вод

Горные реки становятся бурными в жаркие месяцы. Равнинные реки разливаются в пору, когда Солнце растопит снег на открытых пространствах: в степях, в лугах, на полях. Вешние воды затопляют все вокруг, что надо и не надо, а затем быстро и дружно скатываются в моря и океаны. Вешние воды- пропащие воды. Земля не успевает ими напитаться, потому что почва ещё проморожена и ледяная корка не пускает теплую воду в глубь.

В поле уже в апреле солнце съело снег , а в лесу в мае ещё прячутся белые сугробики. Земля теперь оттаяла , и вода не оберегает реку, а стоит болотцами и постепенно впитывается в землю, пополняет подземные воды.

Летом недра принимают дождевую воду. Под землей на разной глубине в слоях песка скапливается очень много воды. Она поступает озерком на дне колодца, она промывает в известняке пещеры, по которым текут подземные реки. Если пробурить землю в удачном месте, ударит фонтан воды- это называется артезианской скважиной. Многие города, села , фермы пользуются такой подземной водой. В глубинных земных слоях воды в десятки раз больше, чем во всех реках и озерах вместе взятых.

16 Родники

В лесу у корней вековых деревьев или под береговым скатом реки вы встретите родничок. Иногда его струя шевелит песок на дне маленьких фонтаном, «кипит ключом». Это бьет ключ. Иногда из земли , как из трубы, течет ручей. Так выходят на свет подземные воды и превращаются в реки и озера.

Реки живы родниками. Родники - подземными водами. Подземные воды- неспешным таянием снега в лесах.



17 Минеральные воды

Подземные воды , просачиваясь сквозь слои земли, полностью очищаются, отфильтровываются от загрязнения и болезнетворных бактерий и часто насыщаются полезными подземными солями. Тогда из родников или пробуренных скважин течет минеральная вода – природное лекарство от разных болезней. На месте целебных источников образовались города-курорты.

18 Загрязнение рек

Родниковая вода чистейшая, а река по пути к морю все более загрязняется. Дожди смывают в реки уличную пыль и сор, а с полей – избыток удобрений. Загрязненную заводами воду часто спускают прямо в реку или сливают недостаточной очищенной, с речных судов тоже есть стоки. Правда, река самоочищается- упрятывает грязь в донных песках ив иле, её чистят водоросли, бактерии, рыбы. Но слишком велико загрязнение. Речную воду пить нельзя, а в некоторых реках и купаться вредно для кожи.



19 Водопроводная вода. Домашние фильтры

Колодезная вода , как и родниковая, прошла подземную очистку. Её можно пить сырую.

Водопроводную воду , которая приходит к нам из озер и рек, пропускают на водопроводной станции через фильтры (очищают) и добавляют вещества, которые убирают в ней микробов (хлорируют). Эти добавки не безвредны для человека. Воду из крана нельзя пить сырой. Прежде чем на ней готовить суп или чай , ей надо дать отстояться в открытой посуде несколько часов, пока не улетучиться запах хлора.

Кипячение улучшает качество воды. Ещё полезнее воду из крана процеживать через домашний фильтр. В фильтре вода просачивается через древесный уголь и другие очищающие вещества. Вода становится значительно чище

Жизнь у чистых вод

Много веков назад , когда наши предки строили селения на берегах рек, воды Москвы-реки, Волги , Клязьмы или какой – нибудь Переплюйки были чистыми , питьевыми. Сейчас они загрязнены, но так будет не всегда. Мы знаем , что загрязняет наши реки , знаем , как надо отфильтровать отходы, чтобы сток в реку был чистым. Знаем, что очистка воды стоит недешево, но надо принять в России такие законы, чтобы сброс грязных вод стоил бы заводу гораздо дороже, чем их очистка. Тогда мы будем жить у чистых вод.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Вода, которую мы пьём

Автор: Редковникова Елена Ивановна

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Вода и её свойства, презентация для урока ОКМ во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(64) "voda-i-ieio-svoistva-priezientatsiia-dlia-uroka-okm-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "253769"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447663070"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока окружающего мира, презентация для урока по теме "Водоёмы" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-vodoiomy"
    ["file_id"] => string(6) "166039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422895799"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "«Охрана воды» "
    ["seo_title"] => string(14) "okhrana-vody-3"
    ["file_id"] => string(6) "168158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423201551"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Волшебница Вода»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_oznakomleniiu_s_okruzhaiushchim_mirom_na_temu_volshebnitsa_vod"
    ["file_id"] => string(6) "629113"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1680799055"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по познанию мира  на тему :Значение воды. "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-znachieniie-vody"
    ["file_id"] => string(6) "120348"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413705954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства