kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Во времена Древней Руси. Крещение Руси.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Во времена Древней Руси. Крещение Руси" с использованием кейс-технологий.

Кейс-технологии активно используются мной на уроках истории в школе второй ступени. С 2012 года я апробирую их применение на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

Представленный урок окружающего мира разработан на основе кейс-технологий и проведён в 4-б классе в 2013-2014 учебном году.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Во времена Древней Руси. Крещение Руси. »

АДМИНИСТРАЦИЯ ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2




Город Александровск-Сахалинский

Школа № 2

Класс 4-б



УРОК окружающего мира

Тема: Во времена Древней Руси. Крещение Руси





Бережнова И.В., учитель начальных классов,

учитель истории и обществознания

Стаж работы: 31 год

Квалификационная категория: высшая







2014 г.


Пояснительная записка

Кейс-технологии активно используются мной на уроках истории в школе второй ступени. С 2012 года я апробирую их применение на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

Представленный урок окружающего мира разработан на основе кейс-технологий и проведён в 4-б классе в 2013-2014 учебном году.

Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейс-технологии – это не просто методическое нововведение, их распространение напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что они направлены не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала

Технологии не разрушают «традиционную» систему деятельности, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Результатом технологии являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.

Несомненным достоинством ситуационного анализа является развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную деятельность.

Кейс-технологии имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании кейса можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

Учебные

Освоение новой информации

Освоение методов сбора данных

Освоение методов анализа

Умение работать с текстом

Соотнесение теоретических и практических знаний

Образовательные

Создание авторского продукта

Образование и достижение личных целей

Повышение уровня познавательной компетентности

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Организация работы учащихся на основе кейс-технологии

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.

Возможны следующие альтернативные варианты:

Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной учителем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.

Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

Обучаемые получают кейс непосредственно на уроке и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов. Именно он применялся на уроке.

Этапы организации учебного процесса

  1. Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия).

  2. Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления).

  3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения).

  4. Итоговый (основная задача этого этапа –  представить и обосновать решение по кейсу).


Разработка урока

Класс: 4-б

Раздел: Страницы истории Отечества.

Тема урока: Во времена Древней Руси. Крещение Руси.

Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2013.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства.

  2. Развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

  3. Развивать УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные на основе использования кейс-технологий.

  4. Прививать интерес к истории родного государства. 

  5. Воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Учащиеся должны

                   ЗНАТЬ:                                                          УМЕТЬ:

  • жизнь древних славян;

  • деятельность князя Владимира;

  • историю принятия Русью христианства.

  •  рассказывать о принятии христианства на Руси;

  • подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.

Этапы обучения: кейс-урок проводится на втором уроке в рамках изучения раздела.

Кейс-технологии: case-studi, normative-сase

Время: 45 минут

Принципы обучения:

  • деятельности (проявился в том, что обучающиеся получали не готовое знание, а вырабатывали его сами в процессе в процессе сотрудничества),

  • целостности (проявился в формировании обобщенного, целостного представления о деятельности князя Владимира ),

  • вариативности (проявился в переборе вариантов ответа по документу и выбору оптимального варианта),

  • творчества (проявился в приобретении собственного опыта описания и оценки деятельности князя Владимира),

  • психологической комфортности (проявился в доброжелательной атмосфере, эффективной коммуникации и в процессе коллективного поиска).

Методы технологии:

  • основной – АКС (анализ конкретной ситуации)

  • дополнительные – brainstorming (мозговой штурм), In basket exercises (баскет-метод, разбор нормативных документов), debriefing (синтезирование информации)

Технологическая карта урока

Этапы урока (фазы)

Содержание

Методы

Деятельность обучающихся

УУД

Подготовительная фаза

  1. 1. Распределение по группам (4 группы по 5 человек – в классе 25 учеников)

  2. 2. Игра: «Я знаю …»

  • Сегодня мы продолжаем знакомиться со страницами истории наших предков. Мы уже много знаем о жизни древних славян. Давайте вспомним об этом в форме игры «Я знаю». Работаем устно, слушаем друг друга, не повторяемся, каждый ответ начинаем с фразы: Я знаю…

  • Молодцы! Посмотрите, как много мы уже знаем о наших предках: о жизни, быте, занятиях, первых князьях, верованиях.

3. Определение темы урока и целеполагание

  • Но в сокровищницах прошлого ещё много интересного. Давайте определим, к чему прикоснёмся мы сегодня.

  • Посмотрите на слова и фразы, найдите среди них нам неизвестные и определите тему урока:

Князь Игорь, языческие боги, дружина, крещение Руси, скотоводство, охота, княгиня Ольга, печенеги, князь Святослав, половцы, князь Владимир, земледелие.

  • Итак, правильно тема урока Князь Владимир. Крещение Руси.

  • Как вы думаете, каковы наши задачи?

АКС

Brainstorming (мозговой штурм)

Распределение обучающихся на 3 группы.


Актуализация опорных знаний (дети в форме игры вспоминают всё, что знают о жизни древних славян из темы предыдущего урока).

Определение темы урока через анализ информации.

Определение целей урока (примерные ответы обучающихся: «Узнать кто такой Владимир, как и зачем крестили Русь, что изменилось на Руси после её крещения»).













Регулятивные: умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление информационного поиска, выделение существенной информации.


Коммуникативные: умение давать полные ответы, слушать и слышать одноклассников.


Ознакомительная фаза

  1. Знакомство с кейсами

  2. Да ребята, правильно и на все эти вопросы вы ответите сами через работу с кейсами.

  3. -Перед вами кейсы, ознакомьтесь с ними.

-Всё ли понятно? Задавайте вопросы (если возникли).

АКС

Знакомство с кейсами.


Познавательные: самостоятельное преобразование практической задачи в познавательную

Аналитическая фаза

  1. Работа в группах с кейсами (Приложение)


АКС

In basket exercises (баскет-метод, разбор нормативных документов)

Непосредственная работа групп с кейсами, принятие коллективного решения.


Регулятивные: умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление информационного поиска, выделение существенной информации из источников.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Итоговая фаза

  1. Защита выполненного кейса

  2. Самооценка

АКС

Debriefing (синтезирование информации)

Представление от групп

Самооценка (проставление оценок в кейсах)

Коммуникативные: умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Регулятивные: умения контролировать и оценивать свои действия, приобретать навыки саморегуляции.


Кейс 1:

Используя информацию, дополните текст:

После смерти Святослава между его сыновьями Ярополком, сидевшим в ________________, Олегом, сидевшем в _________________________________ и Владимиром из_____________________ началась________________. Мы думаем, что они воевали, чтобы__________________________________.

Победил ___________________________________________________, который и правил на Руси с__________г. до_______________г. Своё княжение он начал с_____________________________________________________________, потому что Киеву перестали ______________________________________и вятичи, и_____________________________________. Через 2 года Владимир разгромил_________________________, а ещё через 2 года и_____________________________. Потом он возглавил поход в_________________________________________. В результате похода, Владимир________________________________________и заключил_____________________________________________________________________. Владимир воевал и с______________________________________________________и отвоевал города______________________________________и_________________________________. Но русские земли по-прежнему страдали от_____________________________________________________. Поэтому на_______________________________________________Владимир построил________________________________________________________________________. Внезапное нападение_____________________________________стало после этого невозможным Сотни русских городов были________________________________________________________________________.

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:





















Кейс 2:

Используя информацию, определите причины принятия христианства на Руси.


В X в. Киевская Русь считалась в Западной Европе «Дикой страной». Мы считаем потому, что в Западной Европе уже была религия, а на Руси было____________________________.

Оно по ряду причин не удовлетворяло Владимира, ведь у каждого славянского племени был свой языческий______________________. Еще в ____________г. он приказал свести всех идолов в капище на берегу реки______________________ и объявил Перуна главным богом. Но потерпел неудачу. Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям. Выслушав их послов, он отправил к ним своих людей.

Прочитайте отрывок из летописи. Определите и дополните предложения:

Сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними»,— и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети (ислам), стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу (католическое христианство), но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему (православное христианство), и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Ислам предлагали___________________________, католичество предлагали__________________________________, православие предлагали_________________________________. Владимир выбрал_____________________, потому что____________________________________________________________________.

Наша группа считает, что Владимир решил принять христианство по следующим причинам:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:
























Кейс 3:

Используя текст учебника, расскажите, как крестили Русь и заполните кластер на основе предоставленной информации:

Фамилии членов группы:































Русская православная церковь

Во главе церкви стоял

______________________________- титул____________________________________________________________

Во главе церковных округов стояли

____________________ высшее духовное__________________________________________________________________________________________________________________________

Всё духовенство было




Где жили?


Где жили?

Был принят

________________________________

Церковь имела свой собственный

___________________________, который мог судить за__________________, то есть за _____________________________________________________


Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________






Кейс 4:

Используя информацию, определите значение принятия христианства на Руси.

Принятие христианства оказало огромное влияние на развитие Русского государства:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Во времена Древней Руси. Крещение Руси.

Автор: Бережнова Ирина Владимировна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Электронный проектный  журнал «Ценности Святой Руси "
    ["seo_title"] => string(55) "eliektronnyi-proiektnyi-zhurnal-tsiennosti-sviatoi-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "158591"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421765821"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тест Окружающий мир «Во времена Древней Руси» "
    ["seo_title"] => string(53) "tiest-okruzhaiushchii-mir-vo-vriemiena-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "194213"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427736278"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по МХК на тему: "Архитектурный облик Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-mkhk-na-tiemu-arkhitiekturnyi-oblik-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "171292"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423661568"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка по литературе  на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет""
    ["seo_title"] => string(152) "mietodichieskaia-razrabotka-po-litieraturie-na-tiemu-vozniknovieniie-drievnierusskoi-litieratury-nachalo-ris-miennosti-na-rusi-poviest-vriemiennykh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "300154"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456671687"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок в рамках технологии критического мышления -Культура Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-v-ramkakh-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-kul-tura-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "173546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424006646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства