kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие по теме «ЭТИКЕТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие на тему "Этикет" было проведено в курсе ОРКСЭ 4 класс модуль светская этика. 

Класс был поделённа группы по 5 - 6 человек. Ребята получили возможность узнать об историческом происхождении слова этикет, поработать с отределениями этого слова в разных словарях. Разыграли приветствие людей в разных странах мира, составили свод правил этикета за столом, на улице, в гостях, в транспорте, обсудили поведение людей в разных жизненных  ситуациях. В конце занятия пришли к выводу:ТЫ - ЧЕЛОВЕК, ВЕДИ СЕБЯ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ!

Это занятие можно использовать и для проведения классного часа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по теме «ЭТИКЕТ» »

Внеклассное занятие по теме «ЭТИКЕТ»


Цели: 1. Ознакомить детей с некоторыми правилами этикета в общественных местах.

2. Усвоить основные этические требования.

3. Способствовать развитию умения использовать полученные

знания.

Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.

Виды деятельности: работа в группах.

Оборудование: презентация, ватман, маркер, листки с отпечатанными определениями понятия этикет.


Ход занятия:

(Перед уроком дети делятся на 5 групп по 6 человек)

  1. Постановка цели урока. (слайд №2)

У: Что общего в этих словах?

Этика

Этикет

Этикетка

(общая часть ЭТИК)

У: Что обозначают эти слова?

Д: Этика-наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Этикет – правила хорошего поведения.

Этикетка- описание товара.


У: Этикетками изначально назывались специальные карточки, на которых писали основные правила.

Такие этикетки раздавались во Франции при королевском дворе Людовика XIV, чтобы каждый мог свериться- правильно ли он поступает в той или иной ситуации.


2.Работа над понятием.

У: Но общие правила этикета- те, которые мы применяем и сейчас- появились задолго до этикеток.

От того, как мы себя ведём, во многом зависит и наш успех, и отношение окружающих к нам.

Вопросы воспитанности, поведения, манер волновали людей давно- первая книга об этом так и называлась-«О правилах поведения»-и была издана еще в 1204 году.

(слайд №3)

- Прочитать определение понятия ЭТИКЕТ и выбрать наиболее точное, по-вашему, мнению. (определения написаны на листках и розданы группам)





Современный экономический словарь

ЭТИКЕТ — правила, порядок поведения в общественном месте, в присутствии других лиц, при общении с ними. Играет особую роль в успехе предпринимательства.


Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

ЭТИКЕТ-франц. чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость.


Толковый словарь русского языка Ушакова

ЭТИКЕ'Т, а, м. [фр. étiquette].

Установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения (в высшем обществе, при дворе и т. п.).


Словарь по общественным наукам.

Этикет - совокупность правил, регламентирующих внешнее проявление отношения к людям. Правила этикета во много определяются конкретными условиями, в которых происходит межличностное общение.

фр.Etiquette - перечень правил.


У: Что общего во всех этих понятиях?


ВЫВОД:(сначала делают дети, а затем учитель)

Этикет -слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Различают несколько видов этикета:

  • Придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

  • Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.

  • Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

  • Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

У: Итак,ребята,(слайд №4) этикет -это правила общения в обществе. А умеем ли мы общаться?


3. Общение начинается с приветствия.(слайд № 5) (работа в группах- показать приветствие, которое описано на листочках)

У: Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "Добрый день" и "Здравствуй" и т.п. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны.


  1. Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

  2. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

  3. У японцев применяется три вида поклонов - сайкэйрэй (самый низкий), средний поклон - с углом тридцать градусов и легкий - с углом пятнадцать. Самым низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей.

  4. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки;

  5. Латиноамериканцы обнимаются;


4. Работа в группах. (слайд №6)( на листах ватмана дети записывают правила)

У: Написать какими правилами должны пользоваться люди

  1. За столом;

  2. В гостях;

  3. В транспорте;

  4. На улице;

  5. При разговоре.

( См. приложение 1)


5.Закрепление изученного.(слайд № 7-10)

У: В чём не прав мальчик?

Ситуация 1:

Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.

-Садитесь, пожалуйста!

-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…

-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

Ситуация 2:

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик , внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось".


Блиц - опрос

1. Если спектакль оказался не интересным, можно ли с него уйти? Когда? (Да, вовремя антракта)

2. В течение дня знакомый встречается с вами несколько раз. Сколько раз вы должны его приветствовать? (Один раз: в момент первой встречи)

3. Мужчина едет с женщиной в общественном транспорте, у него бесплатный проезд. Кто должен оплатить за женщину? (Мужчина)

4.За какой девушкой – слева или справа ухаживает юноша за столом?

(За девушкой, сидящей справа).

5.Можно ли пожать протянутую руку для приветствия двумя руками? (Невежливо).


(слайд № 11)

ТЫ - ЧЕЛОВЕК, ВЕДИ СЕБЯ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ!

7.Д\з. Составить правила этикета для школьников.

  1. Рефлексия

Дети становятся в круг и передавая предмет (шляпа-цилиндр) говорят вежливые слова.

















































Приложение №1

Этикет и правила поведения на улице.

На улице мужчине полагается идти слева от женщины; если же идут двое мужчин, то слева идет тот, кто моложе. Если на улице грязно или ведутся дорожные работы, то мужчина идет с внешней стороны тротуара.

Если вы идете по улице втроем, середина, как самое почетное место, отводится лицу более уважаемому. Например, профессор между двумя студентами, женщина между двумя мужчинами. В сочетании "мужчина и две женщины" - мужчина идет в центре. Этим предполагается, что в данной обстановке для каждой из женщин он служит равной опорой, к тому же, так легче поддерживать разговор.

Если вместе идут четверо, то лучше разделиться на пары, женщины или старшие по возрасту идут впереди. Общество из пяти человек разделяется на пару и троих, таким образом, никто не остается в одиночестве.

Поднимаясь по лестнице, мужчина идет на ступеньку ниже - так он может поддержать женщину в случае надобности. Спускаясь по лестнице, мужчина идет вслед за женщиной на таком расстоянии, чтобы успеть поддержать ее, если она вдруг споткнется.

Ежедневно мы встречаемся, либо знакомимся и вступаем в общение с новыми людьми. Принятой формой знакомства является взаимное представление. Всегда полагается представлять женщине мужчину, человеку старшему по возрасту или по положению - более молодого (подробнее о представлении).

При встрече первой руку подает мужчине женщина, старший - младшему, вышестоящий по занимаемой должности - нижестоящему. Подавать надо всю ладонь, а не несколько пальцев. Протянутую вам руку слегка пожмите. Слишком сильное рукопожатие, как и слишком длительное - некрасиво, хотя некоторые стремятся подобным образом выразить свое особое расположение. Иные, проявляя радушие, пожимают протянутую руку двумя руками. Этого делать не следует. Руку подают чуть согнутой в локте, причем локоть не стоит поднимать слишком высоко (подробнее о приветствии и рукопожатии).

Двигаясь по улице в необходимом нам темпе (как правило ускоренном), нужно тоже стараться не причинять неудобств - ни пешеходам, ни автомобилистам.

Воспитанный человек на улице:

  • не сорит, не плюет, не показывает пальцем;

  • не кричит на детей;

  • не останавливается внезапно посередине дороги для того, чтобы поговорить с товарищем;

  • не ходит по газонам, по левой стороне тротуара, не бросает огрызки, не выплевывает косточки, не лузгает семечки и не носит включенным транзистор или портативный магнитофон.

Некрасиво силой пробивать себе дорогу к витрине, на которой, возможно, и выставлено нечто интересное.

На улице не следует часто оборачиваться. Мужчине не подобает оглядываться вслед проходящим женщинам особенно в тех случаях, если он разделяет общество другой женщины.

Небрежное обращение с правилами дорожного движения - это не только неоправданный риск в отношении собственной жизни, но и неуважение к нелегкому труду водителя. В свою очередь, водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье.

Встретив знакомого на улице, лучше не допытываться: "Куда идешь?", и не останавливать приятеля, который идет не один.

Мужчина всегда пропускает женщину вперед. Но если проход труден (толпа, узкий, ненадежный мостик), впереди идет мужчина, в опасных местах предлагая женщине руку.

Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами или вещами, чемодан, портфель. Однако, он выглядит нелепо с дамским зонтиком в руках или сумочкой своей спутницы. Женщина также сама несет снятый плащ или жакет.

Этикет за столом

Садясь за стол, обратите внимание на свою осанку. Не следует разваливаться за столом, как не следует и напрягаться. Сидеть надо прямо, но свободно, слегка опираясь на спинку стула. Стул не должен стоять близко к столу. Во время еды можно слегка наклоняться вперед.

Руки держат подальше от лица, не поправляют ими беспрестанно волосы, не потирают лоб. На столе должны быть только кисти рук, но не локти.

Салфетку, сложенную вдвое так, чтобы ее нижняя половина выступала на 2—3 см, кладут на колени. В этом случае будет удобно вытереть о ее верхнюю часть пальцы, испачканные во время еды. Приложите к губам салфетку перед тем, как пригубить напиток, чтобы не оставлять на стекле следы жира. Выходя из-за стола, аккуратно положите ее с правой стороны от тарелки, а если посуда убрана, то в центре. При этом нет необходимости тщательно складывать салфетку, достаточно, чтобы она не разворачивалась и не падала со стола. Если используется бумажная салфетка, ее надо слегка смять и положить на использованную тарелку.

Столовую ложку следует держать между большим и указательным пальцами так, чтобы ее ручка слегка опиралась на средний палец. Ко рту ее подносят не острым концом и не боком, а наискось. Суп надо набирать из тарелки ложкой в таком количестве, которое можно донести до рта, не пролив ни капли.

Нож держат в правой руке, а вилку — в левой, зубцами вниз. При пользовании только вилкой ее следует держать в правой руке. Ручку ножа и вилки нужно держать большим, указательным и средним пальцами, при этом ее конец доля упираться в ладонь.

Десертные приборы, расположенные ручками вправо, берут правой рукой, а ручками влево — левой рукой.

Если во время еды нужно взять хлеб, бокал или стакан, то нож и вилку кладут на тарелку, скрестив таким образом, чтобы ручка ножа была направлена вправо, острие — к центру тарелки, вилка — влево, выпуклой частью вверх. В тот момент, когда вы пережевываете пищу, а нож и вилка находятся в бездействии, держите кончики их на тарелке. Окончив есть, нож и вилку кладут на тарелку параллельно друг другу, ручками вправо. Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь поднять их. Попросите другой прибор. Не только в этом случае, но также и во всех других, когда вы допустили ошибку, не извиняйтесь и не пытайтесь исправить ее, привлекая внимание окружающих.

Кушанье берется с блюда или из миски, начиная от края. Выбирать разрешается только при подаче жаркого из птицы. Кусок, который случайно накололи вилкой, не кладите обратно на блюдо. Не накладывайте еду на тарелку горкой - это выглядит некрасиво и неаппетитно.

Если вы наелись, либо просто не хотите есть какое-то определенное блюдо, не следует во всеуслышанье объяснять, что у вас больная печень (желудок, почки), что от этого блюда вы рыгаете, а от этого вас пучит. Никому это неинтересно, поэтому достаточно будет просто сказать “спасибо, нет” и понадеяться на то, что хозяева тоже окажутся воспитанными и тактичными людьми и не станут дотошно выпытывать причину отказа.

Предлагая кушанья гостям, никого не стоит принуждать есть. Помните басню Крылова “Демьянова уха”? Конечно, помните. Так вот, предложить один раз вполне достаточно. Если гость отказывается просто из жеманства или кокетства, значит, он не знаком с правилами хорошего тона, а это, согласитесь, уже сугубо его, личные трудности.

И снова предоставим слово специалистам по современному этикету:

Не стоит вставать и тянуться самому за чем-либо через весь стол. Этим вы причините соседям беспокойство, не говоря уже о том, что в подобной ситуации легко опрокинуть бокал или задеть рукавом тарелку с пищей и так далее. Если нужное блюдо находится далеко, попросите сидящего поблизости передать его.

Сидя за столом, не принято критиковать блюда, которые находятся на столе, и тех, кто за ним сидит или обслуживает сидящих. Не следите за тем, кто сколько ест. Некрасиво ковырять вилкой кушанье, надо есть все, что вам подали, если уж вы не отказались от кушанья сразу. Научитесь есть и пить спокойно, бесшумно, не гримасничая. Всякие звуки, издаваемые при еде, свидетельствуют о не очень хорошем воспитали. Воспитанный человек ест спокойно, умеренно, не обгоняя и не отставая от остальных. Не стоит набивать рот слишком большими кусками.

Жевать нужно с закрытым ртом. Не разговаривайте с полным ртом и не смейтесь. Во-первых это некрасиво, во-вторых, пища может либо выпасть изо рта, либо попасть в дыхательное горло и вызвать приступ кашля. Если во время еды вам попадет в рот хрящ, косточка, камешек и тому подобное, опустите их губами на вилку или ложку, поднесенные ко рту, и положите на край тарелки так, чтобы они не соскользнули ни на скатерть, ни обратно в тарелку. При еде старайтесь, чтобы тарелка была по возможности меньше запачкана.

Правила хорошего тона предусматривают, чтобы после еды тарелка была пуста. Поэтому, если вы увидите, что не сможете справиться с предлагаемой порцией, попросите положить поменьше. Если такой возможности нет, руководствуйтесь, прежде всего, состоянием своего здоровья.


Этикет в транспорте.

Входя в салон автобуса, трамвая, троллейбуса или вагон метро, вам нет необходимости приветствовать всех пассажиров, находящихся там. Поздороваться можно лишь со знакомыми или теми, кого вы уже неоднократно встречали в поездках по городу. При этом во время приветствия последних достаточно лишь слегка наклонить голову и улыбнуться. Однако, если человек не желает отвечать на приветствие, лучше всего не настаивать и при следующей встрече можно также не приветствовать попутчика.

При входе в городской транспорт первыми пропускают женщин, детей, пожилых людей и тех, кто занимает более высокое общественное положение (если уж вам посчастливилось встретить их в салоне переполненного автобуса или троллейбуса). При этом можно помочь им зайти в салон, предварительно спросив на то разрешения. При выходе из транспорта первыми должны выходить мужчины и те, кто младше. Правила хорошего тона предписывают мужчинам помогать выходить из салона автобуса или троллейбуса женщинам и тем, кто нуждается в такой помощи. Подчиненному вовсе не обязательно подавать руку и помогать выходить из транспорта своему начальнику или тому, кто занимает более высокое социальное положение, если только это не женщина.

Сидячие места в городском транспорте должны занимать пожилые люди, инвалиды, дети и женщины. Мужчины могут сесть лишь на свободные места только в том случае, если окружающие его попутчики выразили на то свое согласие. Поэтому, прежде чем занять свободное сидячее место, мужчина должен в вежливей форме спросить на то разрешения у пассажиров, находящихся рядом с ним. При этом громко кричать на весь салон, предлагая каждому попутчику занять свободное место, также не стоит. Женщины могут уступить место' мужчине в том случае, если он - инвалид или глубокий старик.


Уступающий свое место не должен вскакивать, молча намекая стоящей рядом бабушке или инвалиду на то, что он может занять его место. В таких случаях следует говорить: «Пожалуйста» или «Разрешите предложить вам сесть». В ответ Человек, которому уступили место, должен произнести слова благодарности.

Пожалуй, каждый, кому приходится часто ездить в общественном транспорте, хоть раз оказывался в ситуации, когда кто-либо из обидевшихся пассажиров, которому не уступили место, начинал распекать сидящих (особенно если это молодые люди)/»обвинять их в неуважении к старшему поколению и пр. Нужно сказать, что подобное поведение, согласно этикету, также считается грубостью. В таких случаях необходимо вежливо обратиться к сидящим с просьбой уступить место.

Нередко в городском транспорте можно увидеть людей, читающих газету или книгу. Неприличным это не считается. Ведь в наш век бешеных скоростей человек должен успевать так много сделать. Вот и совмещают некоторые приятное с полезным: чтение увлекательного детектива с поездкой на городском транспорте. Однако, если вы читаете газету и вам при этом не удалось занять свободное сидячее место, следите за тем, чтобы не мешать попутчикам. Не нужно громко переворачивать страницы или класть книгу на спину впереди стоящего или на голову перед вами сидящего.

В том случае, если по пути на работу в общественном транспорте вы встретили своего знакомого и пожелали обсудить последние новости своей насыщенной событиями жизни, нет нужды делать это слишком громко, так, чтобы ваши «секреты» стал-и достоянием окружающих вас людей. Разговаривать в транспорте следует негромко и при этом лучше всего отказаться от обсуждения вопросов, связанных с личной жизнью.


Этикет при разговоре

Тон разговора

По тону разговора можно судить о настроении человека. В известной мере тон отражает и характер человека, во всяком случае показывает, с кем мы имеем дело: с воспитанным или невоспитанным человеком. Тон в разговоре значит столько же, сколько жесты и поза для манеры держаться. Одно и то же слово или фраза могут влиять на людей по-разному в зависимости от того, каким тоном они произнесены.

Порой общение ухудшает настроение и даже самочувствие. Многие не придают этому значения, считая, что общение с неприятным человеком в любой момент можно прекратить. К сожалению, в жизни бывают ситуации, когда в силу разных причин нельзя избежать общения с человеком, который относится к вам с неприязнью. Он вас не замечает, поскольку у него нет специального интереса к сближению с вами. Он смотрит на вас, как на пустое место. Он отвергает все ваши попытки объясниться с ним. При встрече вы чувствуете, что его раздражает все — и высказанная вами мысль, и ваша интонация, и сам тембр вашего голоса.

На ваше предложение обсудить интересующий вас вопрос в удобное для него время он сошлется на занятость и пообещает встретиться только потому, чтобы избавиться от вас. И хотя вы не раз подавали ему руку помощи в трудную минуту, этот человек без корысти не способен быть внимательным и добросердечным. Но как только он почувствует, что может что-то получить от вашего благорасположения или что ваше критическое отношение к нему может ему повредить, он очень быстро найдет способ наладить контакт с вами и будет учтив и вежлив.

Если вы не хотите превратиться в такого человека, то никогда не забывайте о том, что ни работа, ни общественное положение, ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают вам права быть невежливым с окружающими. И даже если вы — большой начальник, свои распоряжения подчиненным нужно отдавать вежливым тоном, спокойно, деловито, хотя и достаточно уверенно.

Доверительная интонация в общении особенно результативна. Она позволяет партнеру почувствовать себя на равных с вами, хотя вы, быть может, и значительно превосходите его по своему опыту и знаниям. Вообще же, тон разговора определяют ситуация и человек, с которым приходится разговаривать. Бывают моменты, когда тот или иной вопрос надо решить незамедлительно, а времени для объяснения в доверительном тоне нет. Соответственно, и тональность должна быть более сдержанной и четкой. Важно в любой ситуации не обидеть человека, дать ему возможность понять, что вы от него хотите.

Тема разговора

Всегда ли мы умеем правильно разговаривать? Не ощущаем ли мы порой, что очень устали от общения с конкретным человеком и, более того, испытываем неудовлетворение от состоявшегося разговора. Зачастую это происходит потому, что мы недостаточно уважаем своего собеседника. Все люди разные, и наша ошибка заключается в том, что мы часто забываем об этом и практически со всеми беседуем одинаково.

Четко определить содержание беседы, придерживаться соответствующей формы — одно и проявлений вежливости.

Любая беседа начинается со встречи, поэтому, естественно, первые слова — это слова приветствия. Самый распространенный вопрос, который следует далее, — это: “Как поживаете” или “Как дела?”. Затем обычно идут более конкретные вопросы.

Вежливые люди во время беседы не говорят вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не спрашивают о том, о чем он не хочет говорить. Не расхваливают себя и не осуждают других, не обсуждают чужие проблемы, если только не намереваются их решить.

Если тема не была определена заранее и разговор строится стихийно, важно знать, есть ли у вашего собеседника знания в области, которая интересна вам, и насколько они велики, есть ли у него свое мнение по конкретному вопросу и желание обсуждать его с вами.

Обмен информацией — первое условие всякой беседы, одна из предпосылок знакомства, дальнейшего сближения и взаимопонимания.

Если информация, которую сообщает один из собеседников, избыточна, она обременяет и отвлекает внимание от того, что собственно и составляет предмет разговора, только экономная и полная информация может удовлетворить партнера. Собеседники увлекаются только тогда, когда обмен взглядами и впечатлениями помогает прояснить нечто свое, хотя разговор строится на основе общих интересов.

Беседа бывает плодотворна, когда собеседники умеют слушать друг друга. Научиться правильно слушать намного труднее, чем научиться правильно говорить. Мудрый человек умеет быть красноречивым и в молчании. Как правило, такой человек имеет богатое воображение. С этим человеком всем хочется общаться, так как люди склонны больше говорить, чем слушать. Терпеливые слушатели встречаются гораздо реже, чем красноречивые говоруны.

Иные люди боятся паузы, полагая, что с нею прекратится диалог. Они считают, что молчание отнимает у них собеседника, что оно выражает его недовольство их присутствием. Тишина их нервирует. Это состояние возникает зачастую от неумения углубиться в услышанное. Они не могут вникнуть в содержание, на них воздействует лишь голос, тон собеседника. Это происходит, как правило, тогда, когда люди говорят о разном, у них нет общей темы. Ведь можно и молчать об одном и том же.

Иногда вы не можете удержать внимание собеседника, потому что ваши слова не имеют внутренней силы, заряда, неточно отражают суть разговора.

Прекрасно, когда разговор льется свободно, в хорошем темпе, в нем много импровизации, но при этом собеседники логичны, последовательно аргументируют свои позиции, отстаивают свои точки зрения.

Разговор не конструктивен, если говорящий запинается, мямлит, отвечает неконкретно, хотя обстоятельства требуют определенной реакции.

Нередки случаи, когда человек с умным видом говорит о вещах, которые не относятся к теме разговора. Понять его очень трудно, хотя речь его весьма пространна, не лишена красивостей. Напротив, другой человек скажет всего несколько слов, но выразит при этом многое, ибо его речь емка, отличается высокой плотностью мысли, образностью выражений. Если высказанная собеседником мысль созвучна вашим мыслям, дополняет и углубляет их, беседа будет конструктивной, доставит взаимное удовлетворение.

Главное правило беседы, которое должны соблюдать собеседники: говорить не вообще, а в соответствии с ситуацией и конкретным предметом разговора. Если вы хотите убедить в чем-то тех, кто вас слушает, необходимо прежде всего позаботиться об аргументах, способах доказательства правоты вашей позиции.

Во время беседы может возникнуть ряд проблем.

Первая проблема — это неумение говорящего вовремя остановиться. Важно почувствовать, когда собеседники уже слушают вас без внимания, а поддакивают из воспитанности, и быстро закруглиться.

Вторая проблема возникает, когда ваш собеседник ничего не предпринимает, чтобы поддержать беседу. Он не только не задает никаких вопросов, но и вообще никак не проявляет своей заинтересованности.

Третья проблема — когда собеседник постоянно говорит. Он не дает вставить вам слово, он вас не слышит и уж, конечно, не отвечает ни на один из ваших вопросов.

Вторая и третья проблемы схожи, так как и в том и в другом случае беседа превращается в монолог.

Четвертая проблема — когда собеседники перебивают друг друга. Неумение слушать подчас даже хуже, чем неумение говорить. Очень сложно вести разговор, когда тебя постоянно сбивают с мысли, пытаясь по ходу вставить рассказ о чем-то своем.

Пятая проблема — это неумение спорить. Два человека, придерживающиеся противоположных взглядов, часто ссорятся. Каждый себя считает правым, не пытаясь понять другого. Такие люди не в состоянии прийти к единомыслию, потому что не в силах вникнуть в логику другой стороны. Когда они не могут убедить оппонента, то начинают горячиться и раздражаться, стремясь любой ценой, доказать свою правоту, высказываясь при этом не просто категорично, а порой даже грубо. Такие люди настаивают на своей точке зрения и отказываются мотивировать неприятие позиции собеседника, даже когда это необъяснимо и не разделяется большинством присутствующих.

Шестая проблема — неумение расположить к себе собеседника. Человек теряется, нервничает, говорит не то, что хотел, потому что ему кажется, что все как-то не так на него смотрят.

Можно постараться устранить эти проблемы, прислушавшись к следующим советам:

Во время общей беседы не следует привлекать к себе внимание окружающих, говорить слишком быстро, громко или намеренно растянуто.

Во время беседы не следует привлекать внимание окружающих. Следует хорошо представлять себе, о чем в обществе можно говорить, а о чем лучше помолчать. Старайтесь не касаться сугубо личных семейных тем; не стоит поднимать слишком острые, наболевшие вопросы; не следует касаться узкопрофессиональных тем, которые не интересны большинству присутствующих.

Неприлично не реагировать на вопросы.

Рассказывая анекдоты, выбирайте те, которые могут вызвать положительную реакцию у большей части слушающих. И уж совсем бестактно и недопустимо, рассказывая анекдот, намекать на присутствующих.

Тема разговора, по возможности, должна быть интересна всем участвующим. С малознакомыми людьми можно завести разговор о кинофильме, спектакле, концерте, выставке, гастролях кого-либо из мастеров искусств. Как правило, никого не оставляет равнодушным обсуждение актуальных политических вопросов, последних достижений науки, новых открытий и изобретений, новинок литературы, искусства и так далее.

Узкоспециальные научные темы в большой компании затрагивать не следует.

Не теряйтесь перед собеседником. Будьте изначально доброжелательны и внимательны. Ваша искренняя заинтересованность в предмете разговора обязательно вызовет благодарную ответную реакцию. Надо считаться с настроением человека, с обстановкой, в которой происходит разговор.

Этикет в гостях

Собираясь в гости, постарайтесь, чтобы ваше настроение соответствовало случаю, неприлично приходить в гости в дурном настроении и тем более демонстрировать его. Гость должен помнить, что у него есть обязанности по отношению к хозяевам и к тем, кто пришел вместе с ним.

Если вы должны уйти раньше, сделайте это, не привлекая внимания других, попрощавшись только с хозяевами, объяснив им по возможности причину ухода.

Если уйти незаметно не удается, надо сделать общий поклон всем остающимся.

Находясь в гостях, нельзя терять чувства времени: уходить следует раньше того, как вы почувствуете, что хозяева устали.

А уж если хозяин вскользь проговорит о чем-то недоделанном или взглянет на часы, постарайтесь уйти как можно скорее, как бы вам не хотелось остаться еще.

Если вас пригласили “зайти вечером”, уйти надо не позже 22—23 часов. Только на свадьбе или новогоднем вечере разрешается веселиться до утра и то в том случае, если хозяевам это не в тягость. Не нужно забывать, что прием гостей стоит хозяевам немалого напряжения.

Первыми из компании уходят обычно пожилые люди, после них не следует долго задерживаться и молодым.


Прощаясь, гости и хозяева должны поблагодарить друг друга за доставленное удовольствие. Хозяин провожает каждого гостя до дверей, хозяйка остается в комнате с остальными гостями. Уходя, гости сами открывают дверь, чтобы не создалось впечатления, что от них хотят побыстрее избавиться. В случае необходимости хозяин помогает открыть дверь.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Внеклассное занятие по теме «ЭТИКЕТ»

Автор: Моисеева Татьяна Григорьевна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#984 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Внеклассное занятие по этикету в ГПД "Правила поведения за столом" "
    ["seo_title"] => string(72) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-etikietu-v-gpd-pravila-poviedieniia-za-stolom"
    ["file_id"] => string(6) "218853"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433934624"
  }
}
object(ArrayObject)#1006 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Внеклассное занятие во 2 классе " Как себя вести". "
    ["seo_title"] => string(54) "vnieklassnoie-zaniatiie-vo-2-klassie-kak-siebia-viesti"
    ["file_id"] => string(6) "125818"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415054796"
  }
}
object(ArrayObject)#984 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Внеклассное занятие "Чайная церемония""
    ["seo_title"] => string(41) "vneklassnoe_zaniatie_chainaia_tseremoniia"
    ["file_id"] => string(6) "564642"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1606460598"
  }
}
object(ArrayObject)#1006 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "внеклассное занятие : "Мы за чаем не скучаем." "
    ["seo_title"] => string(50) "vnieklassnoie-zaniatiie-my-za-chaiem-nie-skuchaiem"
    ["file_id"] => string(6) "112440"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1408624175"
  }
}
object(ArrayObject)#984 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеклассное занятие "Сервировка стола к завтраку""
    ["seo_title"] => string(48) "vneklassnoe_zaniatie_servirovka_stola_k_zavtraku"
    ["file_id"] => string(6) "602381"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1647424023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства