Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение. Стихи С. Есенина»
Тема. Внеклассное чтение. Сергей Есенин. Стихи
Цели урока: совершенствовать навыки выразительного чтения, вырабатывать умение анализировать произведения; развивать память, логическое мышление, речь, воображение, способность к творчеству; учить оценивать уровень собственных учебных достижений;
воспитывать любовь к слову, к родной природе.
Оборудование: портрет поэта, пейзажи русских художников (или картины времен года), выставка книг С. Есенина.
Ход урока
I.Организационный момент.
Друг к другу повернитесь
И красиво улыбнитесь.
Поверьте, что улыбки эти
Согреют всех на белом свете.
И так светло сегодня
В нашем классе
От теплоты сердец, сиянья глаз!
Я думаю, сегодня все удастся,
Да, непременно все
Получится у нас!
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим путешествие по Стране Поэзии.
Движется, живёт по своим законам мир поэзии. Непрерывно рождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают, другие согревают народную “живую душу” в веках. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России Сергей Есенин.
( Читает учитель.)
В этом имени слово “осень”,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут:
Сергей Есенин -
Всей России встают черты…
Н.Браун (современник С. Есенина)
Посмотрите внимательно на портрет. Каким вам представляется этот человек?
Попробуйте описать его внешность, увидеть в облике писателя отражение определенных черт характера.
III. Работа с выставкой книг
Поэзия Есенина разнообразна.
Посмотрите на выставку книг. Назовите книги, представленные здесь.
Как вы думаете, о чем эти книги?
Все произведения поэта пронизаны любовью к природе, к животным, к родному краю, к женщине и, конечно, к матери.
А от чего зависит тематическое разнообразие поэзии? (От богатства внутреннего мира поэта, от связи с народной культурой, от характера поэта.)
Стихи С. Есенина просты и естественны. Они обладают редкой способностью создавать атмосферу красоты и грусти, красоты и любви.
Сергей Есенин любил русскую природу, деревню, отчий край. В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы слышим мелодию души поэта.
Сегодня на уроке мы «перелистаем» страницы устного журнала «Стихи С. Есенина», подготовленного учащимися.
Давайте предоставим слово нашим журналистам – авторам - составителям журнала.
IV. Путешествие по страницам устного журнала.
1 страничка. Соловей рязанской земли
1 ученик. В самом сердце России, под Рязанью, на высоком правом берегу Оки, привольно раскинулось старинное село Константиново – родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.
Село расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани.
О, край разливов грозных И тихих вешних сил, Здесь по заре и звёздам Я школу проходил.
Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всему живому в мире.
Учитель. Каким могучим талантом должен быть наделен художник, чтобы заставить человека заново увидеть и почувствовать безмерное очарование в обыденном, примелькавшемся. Этим воистину волшебным даром обладал Сергей Есенин. Как никто другой, он сумел «открыть» красоту родной природы, взять за душу. Поэт с необыкновенной щедростью разбрасывал сокровища своей души и самые сердечные слова находил для Родины.
2 ученик. 21 сентября 1895 года в селе Константиново в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей.
Через всю жизнь пронесет С. Есенин любовь к матери.
Татьяна Федоровна была наделена от природы красотой, умом, обладала редким мастерством исполнения русских народных песен.
3 ученик. С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в доме Титовых - бабушки и деда со стороны матери, потому что родители уехали на заработки в Москву.
Учитель: Поэт писал:
Ждут на крылечке там бабка и дед Резвого внука подсолнечных лет. Строен и бел, как берёзка , их внук С мёдом волосьев и бархатом рук. ( К теплому свету, на отчий порог… 1917.)
До наших дней сохранился родительский дом. Через предметный мир этой простой бревенчатой избы и поэтичность окружающей природы мы начинаем лучше понимать поэзию С. Есенина. Доброжелательное поскрипывание ступенек крыльца – первое приветствие есенинского дома всем входящим в него.
4 ученик. В семье жили ещё Серёжины дяди. Именно они в три с половиной года посадили мальчика на лошадь и пустили в галоп, научили Серёжу плавать, бросая его в воду с лодки на самой середине реки.
Среди мальчишек он был всегда лидером, драчуном и всегда ходил в синяках и царапинах.
Учитель.
Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.
За озорство и драки бабушка ругала Сергея, а дед говорил: ”Ты его не трожь, он так будет крепче. Бабушка очень любила внука. Она учила Сергея молитвам, рассказывала сказки. Ей впоследствии посвятил поэт стихотворение “ Бабушкины сказки”.
5 ученик: В 1904 году Серёжа Есенин, когда исполнилось 9 лет, начал ходить в школу. На уроках всегда отвечал хорошо, особенно когда читал наизусть стихи.
6 ученик. Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.
Учитель.
Чтобы продолжить образование, Сергей Александрович в 1913 году поступает в народный университет Шанявского. Немного позднее в начале 1914 года в детских журналах “Мирок” и “Проталинка” впервые появились стихи Есенина.
1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим, «соловье рязанской земли».
Умер С. Есенин рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.
Подведение итогов первой странички устного журнала.
Что нового вы узнали о С. Есенине – великом поэте?
Чему посвящены поэтические произведения С. Есенина?
Почему современники называли С. Есенина «соловьем рязанской земли»?
Вторая страничка. Стихи о Родине
Учитель. Глубинными корнями связан поэт с родным краем, где он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова». «Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Здесь, в Константинове, все было любо его сердцу.
“ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”, - говорил сам поэт.
Какие произведения поэт посвятил Родине, родному краю?
( “ Я снова здесь…” , “ Край ты мой…” , ” Сторона моя, сторонка…”, “ Эта улица мне знакома…”, «Русь». )
Что объединяет эти стихотворения? (Грустные, но очень нежные, пронизаны любовью к родным местам, родному краю.)
Почему они грустные?
1 ученик. Свое родное село Сергей Александрович очень любил, считал его самым прекрасным местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Россию – Русь:
Если крикнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
2 ученик. Где бы ни находился С. Есенин, уже будучи знаменитым поэтом – во Франции, в Америке, - его всегда тянуло на Родину, в село Константиново:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Учитель. С. Есенин – единственный русский поэт, в творчестве которого невозможно выделить в особый раздел стихи о Родине, о России, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины». Он был достойным певцом и гражданином своей страны. Давайте в этом убедимся.
Какие картины возникли у вас при чтении этого стихотворения?
4. Лексическая работа:
Кроткая – незлобливая, покорная, смирная.
Покос – покос, время уборки.
Гуд – гул.
Тальянка – музыкальный инструмент, гармонь.
Купыри – растение (купырь болотный)
Очи – глаза.
5. Чтение стихотворения учащимися вслух
6. Анализ произведения
Как поэт относится к своей Родине?
Какие слова использует поэт, чтобы передать любовь к отчему краю? Назовите.
За что поэт любит родной край? Прочитайте
Как вы понимаете слова: « ….люблю тебя, родина кроткая.
А за что – разгадать не могу.»
Почему С. Есенин называет Родину «кроткой»?
Какие картины встают перед взором автора?
В каком случае автор использует сравнение?
Какую музыку вы бы сочинили к произведению?
Подведение итогов второй странички устного журнала
Учитель. Тема родины и тема природы в лирике Есенина неразделимы. Это им сказано “Нет поэта без родины”. И лежит без конца и края в лесах и перелесках, среди хлебов, возле рек и озёр воспетая русским певцом Россия.
Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он не богато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал. И что же он сделал? Сразу же отправился за покупками для жителей своего села. Как вы думаете, что он купил?
В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 вёдер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые лампы и керосин.
Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал поэта. Когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены: ему не на что было везти такой груз подарков, и пришлось занимать денег на билет.
Уезжал Сергей без денег и без гостинцев, был очень грустный, т.к. его мечта порадовать земляков не сбылась.
Почему С. Есенин во многих произведениях воспевает Родину?
(“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения: это и живописная природа Рязанской области, и богатый запас детских впечатлений, и атмосфера народной поэзии, и долгая разлука с родными местами.)
Какие произведения поэт посвятил Родине, родному краю? Назовите.
Какой подарок хотел сделать поэт землякам? О чем говорит этот поступок поэта?
V. Физкультминутка
Третья страничка. Стихи о природе
Учитель. Тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы.
1 ученик. Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы.
2 ученик. Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.
В каких стихах поэт раскрывает удивительный русский пейзаж?
(“Я по первому снегу бреду”,“Черёмуха”, “Закружилась листва золотая”, “Нивы сжаты, рощи голы” “Отговорила роща золотая”, «Прячет месяц за овинами..»)
3 ученик. Особенно часто обращается поэт к образу березы – олицетворению всей природы. В стихах с березкой он ведет разговор, как с близким другом.
Какая цветовая гамма присутствует в этом стихотворении?
Какие краски понадобятся, чтобы проиллюстрировать это стихотворение?(Белая, серая, серебристая, голубая, розовая, пурпурная, фиолетовая, Вот такое многоцветие, хотя поэт описывает заснеженную березу.
3. Самостоятельное чтение учащимися молча
Какие картины возникли у вас при чтении этого стихотворения?
4 . Лексическая работа: кайма, бахрома
5. Чтение стихотворения учащимися вслух
6. Анализ произведения
– Как нужно читать это стихотворение? (Медленно, напевно, ласково, с нежностью к этому дереву, выразительно, передавая всю теплоту и любовь…)
– Какая строка нам подсказывает об этом? Зачитайте.
– Какое время года описывает Сергей Есенин? Докажите. ( Зима. Белая береза – заснеженная, принакрылась снегом.)
Чтение 1 строфы стихотворения (хором).
– Как понимаете выражение «принакрылась снегом»? (Слегка укуталась шалью, обернулась белоснежной косынкой…)
Чтение 2 строфы стихотворения (хором).
– С чем сравнивает Есенин ветви березы? Зачитайте.
Чтение 3 строфы стихотворения (хором).
– Какой поэт увидел березу? (Береза сонная, тихая, грустная, нежная, печальная, белоствольная, задумчивая, одинокая, светлая…)
– Что является предметом повествования (поэтическим образом) этого стихотворения? (Поэтический образ этого стихотворения – береза.)
– В прямом или переносном значении употребляется слово «горят»?
(Слово «горят» употребляется в переносном, так как снежинки гореть не могут, как дрова; полыхать огнем.)
– Слово «горят» часто употребляется в переносном значении. (Глаза горят, звезды горят)
– А откуда взялся золотой огонь?
– Что поэт так называет? (Свет зари, он сравнивает красное зарево на небе с полыхающим огнем.)
– Что такое заря? (Заря – это яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.)
Чтение 4 строфы стихотворения (хором).
– Какое время суток описано в стихотворении? (Утро.)
– Как долго стоит береза в сонной тишине? (Русская красавица так стоит от вечерней зари до утренней.)
– Почему С.Есенин считает зимнюю зарю ленивой? (Зимой утренняя заря начинается позже, как бы ленится вставать пораньше, и горит не так ярко, как лето.)
– Есенин одушевил березу и саму природу – чудесницу, создательницу красоты. Он придет березе человеческие качества, наделяя ее характером, делая ее как бы одушевленной, нежной и доброй.
– Как вы считаете, помогли ли поэту эти художественные приемы сделать картину зимы более зримой, живой?
– Подберите родственные слова к слову береза.(Березка, березонька,…)
– Какая мелодия будет созвучна с ритмом этого стихотворения? (Тихая, мелодичная, спокойная.)
– Какие чувства вызывает у вас береза в разные времена года? (Чувство восхищения, гордости, за то, что есть такие красивые деревья.)
– Что бы вы могли пожелать березке в этот зимний день?
– Как нужно читать это стихотворение?
(Медленно, напевно, ласково, с нежностью к этому дереву, выразительно, передавая всю теплоту и любовь…)
Подведение итогов третьей странички устного журнала
Есенин – поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть. Поэт может изображать нашу природу так, что обыкновенная крапива в его изображении становится сказочно красивой, вызывает у нас, читателей, наслаждение этой красотой. И мы благодарны поэту за его необычно щедрый талант - открывать и дарить красоту другим.
Человек и природа у Есенина находятся в полной гармонии. Своё состояние души поэт передаёт через картины природы. Выражение чувств через явления природа - одна из особенностей есенинской лирики.
Какие цвета преобладают в стихах Есенина?
Какие деревья воспевает поэт в своих стихах?
Можно ли утверждать, что тема родной природы привлекает С. Есенина?
Четвертая страничка. Времена года
1 ученик. Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.
2 ученик. Любимые цвета С. Есенина – синий и голубой, которые характерны для природы независимо от времени года. Это реальные, земные краски – цвет воды, неба. Они усиливают ощущение необъятности голубых просторов России.
В каких стихах поэт раскрывает красоту, неповторимость времен года?
Учитель. В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…Черёмуха. О ней сложено много песен, стихотворений. Одно из них послушайте.
Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостное, приподнятое, вольное, так как начинается весна, природа просыпается, всё радует поэта)
Какая цветовая гамма присутствует в этом стихотворении?
3. Самостоятельное чтение учащимися молча
Какие картины и сколько вы бы нарисовали к этому стихотворению.
Какие краски использовали бы, почему?
4 . Лексическая работа: под кручею - под обрывом (круча – крутой обрыв, спуск),
5. Чтение стихотворения учащимися вслух
6. Анализ произведения
В какое время года цветет черемуха?
Сколько героев в этом стихотворении? (Черёмуха и Ручей.)
Как вы думаете, почему автор так переплетает строфы о черемухе и о ручье, ведь Есенин мог написать сначала все строфы о черемухе, затем о ручье? (Взаимосвязь, взаимодействие ручья и черемухи)
Прочитайте последние 4 строки о ручье. Как вы понимаете выражения “волной гремучею” (шумная, издающая громкие звуки), “все ветки обдает” - (окатывает водой, обливает со всех сторон)
Как движется ручеек? Прочитайте
Как вы понимаете смысл слова “вкрадчиво”? (Тихо, доверительно)
Почему именно так описан ручей? (Ручей хочет обратить на себя внимание, ласково поёт, ручейку хочется понравиться черемухе)
Подумайте, какие звуки помогают автору передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатели, мы с вами, услышали как гремит ручей, журчит его волна?
Прочитайте эти строки так, чтобы мы почувствовали, услышали этот ручей.
Какой темп чтения? ( быстрый, как проворный, игривый ручей)
Итак, ручей “вкрадчиво поёт” для черемухи песню, чтобы понравился ей. Какой ещё приём использует автор? (олицетворение)
Есть ли в данном стихотворении предметы, явления, которые автор изображает как живые существа. Докажите словами текста, на кого похожа черемуха? С кем ее сравнивает поэт?
Как это узнаем? (ярче, нагляднее мы представляем черемуху, как красивую девушку, которая весной принарядилась“ .Она ветки золотистые, что кудри завила”. В этой строчке есть и олицетворение, и сравнение.)
Вся картина весенней природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: “расцвела, завила, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдает, поет”. Вся природа озарена ярким цветом.
Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и черёмуха, и ручей озарены ярким солнечным цветом?
“Серебряный ручей”, то есть какой? Как вы понимаете? ( Со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце)
Чтобы картина была полнее, насыщеннее, поэт хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - “представили запахи”.
Какими словами поэт говорит о запахах?
(“Черемуха душистая” - имеющая приятный сильный запах.
“Роса медвяная”- медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце.
“ Зелень пряная” - зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху.)
Работа над выразительностью чтения
Как нужно читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)
Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? (“А рядом у проталинки…серебряный ручей”). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.
В каких еще стихах поэт передает красоту весны? ( «Весна», «Сыплет черемуха снегом», «Весенний вечер»)
Подведение итогов по четвертой страничке устного журнала
Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.
Какие краски понадобятся, чтобы проиллюстрировать стихи С. Есенина?
Какие художественные средства использует поэт в данных выражениях? С какой целью?
*Проплясал, проплакал дождь весенний.
*Берёзы стоят, как большие свечки.
*Улыбнулась солнцу сонная земля.
*Снег, словно мёд ноздреватый.
*В саду горит костёр рябины красной.
(Поэт использует разные художественные средства; часто употребляет олицетворение, это выразительное средство оживляет мир природы, показывает неповторимость каждой поры года.)
VI. Подведение итогов урока
Вот и перевернули мы последнюю страничку нашего устного журнала. Много нового вы узнали сегодня, много сил приложили к тому, чтобы получить эти знания. Вы проделали большую творческую работу и создали замечательный журнал. Спасибо вам за это!
Я уверена, что вы почувствовали живительную силу стихов С. Есенина.
Природа полна прелести, трогает и волнует каждого . У писателя
К. Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: “В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.
Можно ли утверждать, что тема родной природы привлекает С. Есенина? (Родная природа для поэта - источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.)
Какие стихи вам особенно запомнились? Почему?
Что открыли вы для себя в этом человеке?
“Есенин – это вечное….» Человек будущего так же будет читать произведения Есенина, как его читают люди сегодня. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт кровь вечно живой поэзии.