Просмотр содержимого документа
«Влияние человека на растительный мир»
Тема: Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.
2. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; развитие умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности.
3. Показать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
Послушайте экологическую сказку.
- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Петя забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Пети был такой красивый букет.
Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Петя был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
Обсуждение сказки.
-Можно ли Петю назвать “добрым” мальчиком?
- Почему лось заплакал?
- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.
Постановка цели урока
- Вы догадались, о чем на уроке пойдет речь? (ответы) Кроме этого мы повторим, обобщим всё, что вы знаете о царстве растений. Нам нужно уточнить знания о том, как человек использует растения; выяснить, какие растения занесены в «Красную книгу» и почему появилась необходимость охранять природу. На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал.
Без особой нужды, от скуки,
Если даже в лесу впервые,
Не ломайте деревьям руки,
Ведь живые они, живые.
I. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Почему автор называет деревья живыми?
Ученики. Деревья относятся к живой природе: они дышат, питаются, размножаются, в конце жизни умирают.
– Какая наука изучает жизнь растений?
– На какие группы разделили царство растений? Назовите отличительные особенности каждой группы
По горизонтали
По вертикали
1. Самая большая группа растений.
5. Растения, у которых не бывает корней, цветков и плодов с семенами.
6. У этого растени листьяя похожи на перья.
7. Одно из царств живой природы.
2. Растения - жители воды.
3. Наука о растениях.
4. Их листья - хвоинки.
Части растений
4
2
3
1
6
5
4
ц
2
в
3
1
с
т
е
б
е
л
ь
6
е
т
и
п
м
о
с
л
е
к
т
5
к
о
р
е
н
ь
д
а
По горизонтали
По вертикали
Наземная часть растений, от которой растут листья, цветы;
5. Часть растения, закрепляющая его в земле;
2. Часть растения, которая находится в плодах;
3. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа и капусты;
4. Красивая часть растения, которая находится на стебле;
6. Что образуется у растения на месте цветка.
Проверка у доски
Проверка домашнего задания по теме: “Размножение и развитие растений”.
– Как происходит развитие растения из семени?
- Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:
Семя
Взрослое растение с плодами и семенами
Проросток с развивающимся корешком
Взрослое растение с цветками
Проросток с развивающимся стеблем и листочками
(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками; 5. Взрослое растение с плодами и семенами).
– Какие приспособления есть у растений для того, чтобы распространяться?
- Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:
- Как человек использует растения? (кислород, пища, лекарства, древесина, ткани - лён. хлопок)
- Для животных (пища, кислород, жилище, лекарства) Лес - это дом для животных.
- Может ли человек прожить без растений?
Вывод: Растения для человека – это источник кислорода, пищи, лекарства, строительного материала, материал для изготовления бумаги, мебели, топлива, удовольствия. Человек прожить без растений не сможет.
II. Работа над темой.
– Как вы думаете, зачем надо охранять растения? Какое отношение они имеют к жизни на нашей планете?
Обобщение: несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений. К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений.
-Людей очень беспокоит, что растений на планете становится все меньше.
Рассмотрим причины исчезновения растений.
1. Вырубая леса, люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток.
Сбор растений.
-Для чего люди собирают растения? (букеты, лекарственные растения, для пищи)
-А вы знаете, что привычка рвать цветы и травы привела к исчезновению многих растений.
2. Лесные пожары – это страшное бедствие. Это вторая причина исчезновения растений.
-Как вы думаете, какие причины лесных пожаров?
-80% пожаров происходит по вине людей (незатушенный костер, брошенный окурок)
- И только 20% по вине природы (от удара молний, в засушливые годы самовозгорание сухого мха и травы)
3. Вытаптывание
- Бывает, что люди, не срывая растения, губят их.
- О какой причине еще узнали?
- Что происходит, когда люди вытаптывают почву?
Кто должен заботиться об охране растений?
– Что делает государство по охране природы?
– Что возможно сделать в ваших силах, чтобы не нанести вреда природе?
2. Рассказ о Красной книге.
В 1948 г. был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов, а в 1963 появился первый список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, получивший название
Red Data Book
- Кто переведет? (Красная книга фактов). Это была первая Красная книга.Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.
- Почему эта книга красного цвета? ( Красный цвет- цвет опасности)
- Все растения и животные, занесенные в Красную книгу, нуждаются в особой охране.
В последнее издание Красной книги занесено 34000 растений.
В Кемеровской области существует своя Красная книга. В нее внесены 164 вида растений.
Идея «Красной книги» - спасти животный и растительный мир. Эта книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, привлекают к ответственности по закону.
Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Сейчас мы познакомимся с некоторыми растениями Красной книги Кемеровской области. CООБЩЕНИЯ
Кандык сибирский
Купальница азиатская (огоньки)
Родиола розовая
Золотой корень Маралий корень
Эдельвейс бледно-желтый
Кубышка желтая
Пион степной
Борец Паско
Венерин башмачок- однаиз самых красивых северных орхидей. Крупная желтая губа- средний лепесток- имеет форму туфельки с загнутыми краями. Попав туда, пчелы начинают искать выход. Но пыльник суживает проход, и пчела выползает из цветка с большой подушечкой липкой пыльцы, прикленной к груди. Слабые насекомые иногда навсегда приклеиваются к пыльникам, загораживая собой выход.
-Международный союз охраны природы опубликовал Черную книгу.
-Как вы думаете, что это за книга?
-В Черной книге издан список видов, исчезнувших с лица Земли. Представьте себе: мы уже никогда не увидим этих растений и животных.
Работа в группах: (3 минуты)
А какие законы создали бы вы сами, чтобы сохранить и увеличить численность этих прекрасных видов? Дети " создают "законы по охране животного и растительного мира
Прослушивание групп
Люди стали ограждать специальные территории, на которых постоянно охраняется природа: почвы, растительный и животный мир.
(Заповедники)
-Хотите отправиться в путешествие?
Кузнецкий Алатау (высота более 2200 м)
Горная Шория (Шорский национальный парк)
В Чебулинском р-не на берегах Кии - “кладбище динозавров” -- огромное скопление костей жив-х, которые жили 130 млн. лет назад
50 млн. лет назад климат был мягче - на юге КО росли липы. Сохранились до сих пор и кажутся чуждыми среди хвойных лесов. (Липовый остров)Кузедеево
Заказник Томская писаница
- В Конституции нашей страны записано:
Статья 52: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
- Как вы понимаете «каждый»? Каждый – это и мы с вами.
-Что мы можем сделать, чтобы помочь растениям?
Составим памятку друзей природы:
1.Нельзя разжигать костер в лесу.
2.Нельзя ломать ветки растений.
3.Нельзя резать кору деревьев.
4.Нельзя срывать цветы на букеты.
5.Нельзя вытаптывать растения.
6.Нельзя оставлять мусор.
- Если запретить собирать растения для букетов наша жизнь станет безрадостной. Что же делать? (Сажать цветы декоративные)
5 Оцените себя
Что для себя полезного вы сегодня взяли на уроке?
- Человек должен жить так, чтобы не вредить природе, а помогать ей.
Вывод.
- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?
(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)
- Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:
“Охранять природу – значит охранять Родину”
III. Рефлексия отмечают стикерами
Д/з тест, нарисовать природоохранительные знаки.
Сейчас я прочту вам начало рассказа «Старик и дерево» из журнала «Юный натуралист».
На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костер. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.
Однажды по лесу шел старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, (набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла). Когда работа была окончена, старик присел и долго о чем-то думал. Потом достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине: «Живи назло злым!»).
- Придумайте свою концовку.
- Послушайте, какой конец предложил автор.
- Какой след оставили после себя ребята на лесной полянке? Как это их характеризует?
- Как поступил старик? Легко ли ему было доставать глину?
- Как должен вести себя человек в лесу?
- Как вы понимаете выражение «Живи назло злым»?
- Как вы предполагаете, вы бы поступили в подобном случае так, как старик?
Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?
Учащиеся. Соблюдать правила поведения в природе.
Учитель. Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.
Учитель на доске вывешивает экологические знаки.
Учитель. Перечитайте экологические правила на странице 86 учебника, запомните их, и обязательно выполняйте, чтобы быть настоящими друзьями природы.
Кластер – что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества. Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Кластер как метод критического мышления На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности младшего школьника.
Критическое мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Первый этап – стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.
«Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему».
«Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися». В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.