Просмотр содержимого документа
«Виктор Драгунский "Кот в сапогах"»
Цель урока: создать педагогические условия, при которых
ученик сможет овладеть навыками выразительного чтения, сможет сравнить жанры произведение сказка-рассказ с одинаковым названием, назвать основную мысль изучаемого произведения;
ученик сможет самостоятельно изучить информацию (биография писателя) посредством карточек, проанализировать прочитанный текс, самостоятельно разбить текст на смысловые части и озаглавить их, развитие эмоционально-личностных качеств через беседу и совместную деятельность, формирование навыков оценки собственной деятельности, посредством сигнальных картинок, развитие творческих способностей в виде перевоплощения в главных героев произведения;
ученик сможет задуматься о необходимости дружбы, взаимопомощи в жизни человека через работу с литературным произведением.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник литературное чтение 3 класс «В одном счастливом детстве» Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева, компьютер, экспозиционный экран, проектор.
Наглядность: вещи необходимые для перевоплощения (соломенная шляпа, бахилы для рыбалки, горжетка, чёрный косметический карандаш и зеркало, накидка от дождя с капюшоном), любые вещи, которые не нужны для перевоплощения, карточки с биографией писателя, памятки «Правила дружбы» ,сигнальные картинки с изображением улыбающегося и грустного солнышка (самооценка деятельности).
Ход занятия:
Слайд№1 (титульный)
Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Евгеньевна.
Пусть мы не знаем друг друга,
Но думаю, сразу поймём!
И в этом поможет нам книга,
Которую вместе прочтем.
Слайд №2
Сегодня на уроке мы с вами посетим необычную страну под названием РАССКАЗИЯ.
-из чего состоит любая страна?
-из городов
-как вы думаете, почему наша страна называется Рассказия?
-потому, что там находятся рассказы.
-верно.
В этой стране есть небольшой городок «КОТ В САПОГАХ»
Скажите вам знакомо это название?
-да, есть сказка «Кот в сапогах»
-Кто её написал?
-Шарль Перро
- а какого жанра это произведение?
-это сказка
-может ли она находится в нашей стране?
-нет, так как в нашей стране, находятся рассказы.
-верно, основателем городка «кот в сапогах», который мы сегодня посетим, был известный человек Виктор Драгунский.
Вам известен этот человек, кто он, откуда, чем занимался? (Предположения детей)
-Да, все вы правы! Но чтобы более подробно познакомиться с В.Драгунским, я предлагаю ребятам, сидящим за вторыми партами 1 и 3-го ряда изучить, а затем познакомить нас с биографией писателя. Рассказывать будете по очереди. Очерёдность выступления соответствует номеру на карточке.
Пока ребята готовятся, остальным я предлагаю поразмышлять, какие ещё города основал В.Драгунский в стране РАССКАЗИИ? (Если у детей возникает затруднение, дать подсказку)
Я дам вам подсказку, названия этих городов, соответствуют рассказам В.Драгунского с которыми вы уже знакомы ( «Друг детства», «Сестра моя Ксения», «Англичанин Павля» )
Совершенно верно!
-А вот города, которые вы посетите в 3 –ем классе, но немного позже «Дымка и Антон» , «Бы…»,«Девочка на шаре», «Тайное всегда становится явным», «Независимый Горбушка», «Надо иметь чувство» .
Ну что, я думаю, ребята уже готовы рассказать нам о жизни и творчестве В.Драгунского.
Слайд №24 Портрет писателя
Выступления детей.
1) Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Америке в Нью-Йорке. Папа и мама его молодыми уехали в Америку, но им там не понравилось и они вернулись на Родину. В детстве он был обычным ребёнком, любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь. Самой любимой книгой его была книжка про Тома Сойера.
2) После школы В. Драгунский работал на заводе и там тоже всех смешил, сочинял прямо на ходу всякие невероятные истории. Всех разыгрывал, и тогда его заводские друзья решили, что ему надо стать артистом. И В.Драгунский поступил учиться на артиста, а затем стал работать в Московском театре сатиры.
3) А во время зимних каникул он работал на ёлках и был самым весёлым и смешным Дедом Морозом. Затем В.Драгунский работал клоуном в цирке на Цветном Бульваре. Он был рыжим клоуном и носил лохматый рыжий парик. Он умел, и фокусы показывать, и по канату ходить, петь и танцевать. В.Драгунский написал замечательные рассказы для детей и повесть про клоуна для взрослых.
4) Вообще-то писателем Драгунский не собирался становиться. Но однажды у него родился сын Дениска. И с Дениской стали случаться всякие смешные истории. В.Драгунский стал эти истории записывать, получились Денискины рассказы, над которыми смеются не только в России, но и во многих странах мира.
- Ребята, я благодарю вас за интересное выступление, садитесь.
Учитель: В этой книге В.Ю.Драгунского 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской, живущим в Москве.
А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
-как называется страна?
-Рассказия
-какое название имеет город в этой стране, который мы с вами посетим?
-КОТ В САПОГАХ
-кто основал этот городок?
-Виктор Драгунский.
-сформулируйте тему урока
Слайд№3
Рассказ В.Драгунского «КОТ В САПОГАХ»
Откройте учебник на странице 58 рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, где происходят эти события?
- в школе
-почему вы так думаете?
-потому, что изображена учительница, и два мальчика сидят за партой
- Кто герои этих событий?
- ребята
Слайд №4
-Внимательно посмотрите на слайд:
- Прочитайте часть ключевых слов из этого произведения.
На слайде:
ЗАКОНЧИЛИ ЧЕТВЕРТЬ
В КОСТЮМЕ
КАРНАВАЛ
- Как вы думаете, о чём это произведение? (ответы детей)
1. Чтение 1-ой части произведения.
С целью проверить ваши предположения мы прочитаем первую часть произведения
Слайд №25 – 26 (словарная работа)
Словарная работа ведётся по ходу чтения: карнавал, бахилы .
- А, что такое карнавал?
Как вы думаете, о каком карнавале идёт речь?
-новогоднем
- Продолжаем чтение ...
- Так, что же такое бахилы?
Слайд №5
а) Анализ 1 части текста
- Ребята, подтвердились ли ваши предположения?
- Какое это произведение грустное или весёлое?
- Найдите в тексте слова, которые доказывают, что Дениска очень скучал по маме?
- Почему он забыл про утренник?
- А почему уже в одних бахилах Дениска был смешон?
- Что дополнило костюм Дениски?
Словесное рисование.(картина на слайде№5).
- Представьте себе Дениску в сапогах и соломенной шляпе, какое название этому костюму предложили бы вы?
- Вспомните, а какие предложения были у Дениса и Миши?
- Почему они сами их отвергли? ( ответ на этот вопрос найдите в тексте)
Слайд №6
- Кто помог мальчикам найти название Денискиному костюму?
- Чего не хватало коту?
- Какой хвост и как появился у кота? (найдите в тексте)
Слайд№7 - №14 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Поработали вы славно,
Не пора ли отдохнуть?
Встаньте дети, тихо, плавно,
Потанцуем мы чуть-чуть!
Слайд №15
2.Чтение 2-ой части произведения
Слайд №27 (словарная работа горжетка, керогаз)
- Прочитайте про себя 2 часть этого произведения и выделите в этой части три смысловых отрывка.
а) Прочитайте 1 смысловую часть (дети читают вслух) фронтально.
- Как можно озаглавить эту часть?
-"Весёлый карнавал"
- Смог ли автор передать словами веселье карнавала?
-да
- Прочитайте эти "находки" автора (про костюм снежинки, танец кота в сапогах).
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию стр.61.
- Найдите в тексте предложение, которым можно её озвучить (Мы все очень веселились и танцевали).
б) Прочитайте 2 смысловую часть.
- Как озаглавим эту часть?
-"Первая премия"
- А кто получил первое место за костюм? Почему?
в) Прочитайте 3 смысловую часть
- Озаглавьте её
-"После праздника"
А теперь давайте попробуем ответить на вопросы в конце произведения.
- Прочитайте первый вопрос.
- Почему Дениска отдал Мишке одну из книжек?
Ответ в тексте: потому, что все гномы были так себе, а ты был очень смешной, и тебе тоже надо книжку.
- Что объединяет Дениску и Мишу? (Дружба)
- Как вы понимаете, что такое дружба?
3. Создание портрета и характера главного героя произведения.
Ребята, поднимите руки те, кто из вас любит перевоплощаться в различных героев?
-да вас очень много, но, к сожалению, в нашем рассказе, только два главных героя
- кто это?
- Дениска - «Кот в сапогах» и его друг Мишка.
- итак , сейчас попрошу подойти ко мне тех учеников, у которого сзади, на спинке стула прикреплены имена главных героев.
- перед вами лежат различные вещи. Ваша задача выбрать и одеть только те вещи, в которых вы отправитесь на карнавал.
- а пока ребята перевоплощается, мы с вами постараемся вспомнить, какими качествами характера обладает герой, в честь которого названо произведение т.е.Дениска.
Слайд№16
-Итак. Я предлагаю вам различные качества характера. Ваша задача выбрать то качество, которое присуще Дениске
Чуткий, внимательный, добрый, сообразительный, любящий, веселый, настоящий друг.
Ребята, посмотрите, вот и готовы наши главные герои. Давайте проверим, правильно ли они подобрали элементы карнавальных костюмов. Может быть, чего-то не хватает?
-проанализировать:
-Дениска - соломенная шляпа, бахилы для рыбалки, горжетка, усы (подготовить черный карандаш и зеркало)
- да молодец, ты сегодня настоящий «КОТ В САПОГАХ» из нашего рассказа
- Мишка – накидка с капюшоном.
Ребята, скажите, а наделён ли такими же качествами характера Миша?
- Имея такие положительные качества, совершая добрые поступки, как можно сказать об этих героях?
- Мишка и Дениска - настоящие друзья.
- А как вы понимаете, кто такой друг?
-Высказывания детей.
Слайд №18
-Толковый словарь Ожегова
ДРУГ – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
-Итак. Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним:
Слайд № 19
- Какой фрагмент, по вашему мнению, был самым ярким в этом произведении?
- Как бы вы определили тему этого произведения, о чём оно? (о карнавале, о дружбе)
- Какова главная мысль этого произведения? (Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями).
- На память о сегодняшнем занятии, я хочу вам подарить памятки, в которых находятся правила дружбы, чтобы вы их всегда соблюдали, и имели как можно больше настоящих друзей
Рефлексия
Слайд №20
Цель нашего занятия :
1.Познакомиться с произведением В.Драгунского «Кот в сапогах»
2.Раскрыть тему произведения, понятие друг и дружба
3.Научится составлять характеристику героя
А теперь я бы хотела, чтобы вы определите с помощью изображений (перед уроком разложить детям на парты), насколько мы справились с поставленными целями.
-Если вы считаете что вам всё понятно по всем поставленным целям, занятие у вас вызывало чувство восторга и радости прочитанное произведение понравилось – поднимите солнышко, которое весело улыбается.
-Если вы считаете, что вам что-то не совсем понятно по 1 – 2 поставленным целям, сегодняшнее занятие у вас вызвало чувство грусти и печали, прочитанное произведение не очень
понравилось - поднимите грустное солнышко.
Положите перед собой карточки, выберите нужную, и поднимите вверх.
- посмотрите вокруг, сколько солнышек засветилось в классе, они зажгли одно большое солнце дружбы вашего класса, только тогда, когда мы будем уметь дружить, ценить дружбу солнышко останется всегда ярким, добрым и согревающим нас своими тёплыми лучами!!! ( изображение солнца - дружбы на слайде)
Слайд №21
- Спасибо вам за занятие. Мне очень приятно было с вами работать. Урок окончен.